РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование электронной формы учебника на уроках биологии как инновационная форма работы по ФГОС

На современном этапе так сложилось, что разные школы имеют разные материальные возможности и средства для проведения уроков. Одни имеют хорошую базу в виде лабораторного оборудования, пособий, таблиц, раздаточного материала, другие имеют хорошую техническую базу в виде компьютерного оснащения, мультимедийных проекторов и интерактивных досок. И каждый учитель старается полноценно использовать все возможности школьного оборудования для подготовки и проведения интересных, информационно насыщенных, и в то же время развивающих самостоятельность в работе у своих обучающихся уроков.

В школе, где я работаю, было всё, для того, чтобы использовать электронные учебники в учебном процессе: у нас был выход в Интернет, нужное количество компьютеров, наушники. Всё это, а также проектор и интерактивную доску я до этого использовала для работы с электронными образовательными ресурсами (ЭОР) не просто для демонстрации наглядного иллюстративного материала, а для активной познавательной деятельности обучающихся. Классы, в которых я работаю неоднородны, это также подтолкнуло меня пойти на апробацию электронных учебников.

С 2015 учебного года наша школа участвует в проекте пилотирования и внедрения электронных форм учебников. Было заключено трехстороннее соглашение между школой, издательством «Дрофа» и СОИРО, что на базе СОИРО будет осуществляться внедрение электронной формы учебников (ЭФУ) в образовательный процесс.

Целями эксперимента были: апробация модели использования учебников в электронной форме; посмотреть, каким образом надо изменить организацию образовательного процесса в школе с использованием учебника в электронной форме; определить способы модернизации образовательной среды, обучение в которой строится на базе ЭФУ в целях реализации в школах города требований ФГОС общего образования.

Основными задачами апробации стали: определение учебно-методических и дидактических и иных возможностей использования ЭФУ; определение способов встраивания электронных учебников в деятельность обучающихся школы; анализ результатов обучения, который построен на базе ЭФУ; разработка концептуальных подходов по созданию электронных учебников нового поколения.

Электронная форма учебника – принципиально новая форма. Она является эффективным инструментом обучения, который помогает учителям сделать уроки яркими и интересными, а также оперативно получать результаты работы каждого обучающегося и выставлять отметку как в бумажный, так и в электронный журналы.

В нашей школе электронный учебник был загружен на школьные компьютеры. Для этого я скачала программу «Дай 5», где активировала сертификат издательства. После введения необходимых данных я попала в личный кабинет. Для выдачи учебников обучающимся, я сформировала комплекты, добавляя необходимый набор материалов из представленного списка.

ЭФУ полностью соответствует учебнику в привычной нам печатной форме и поэтому планирование уроков не вызвало у меня трудностей, а благодаря электронным образовательным ресурсам, которые даны к текстам учебников почти не приходилось искать наглядный иллюстративный материал к уроку. Нужно было внимательно рассмотреть все предложенные учебником данные к уроку материалы, дополнительную информацию, практические, контрольно-измерительные ЭОР, лабораторные, исследовательские задания и грамотно спланировать урок, учитывая индивидуальные особенности ребят класса.

Дети используют эту форму и дома наряду с традиционным печатным учеником. На первых этапах работы, обучающиеся выполняли задания по траектории обучения под руководством учителя, сейчас они выбирают собственные образовательные маршруты, используя самоконтроль и самооценку. Электронный учебник для меня на уроке - это одна из форм использования информационных технологий. В ходе внедрения проекта мы осуществили сравнительный анализ двух пятых и двух шестых классов. По входной диагностике 5 «б» и 6 «б» имели более низкие результаты, чем 5 «а» и 6 «а». Применяя ЭФУ в 5 «б» и 6 «б», мы наблюдали положительные тенденции в отношении качества знания. Уже в 3 четверти ребята показали одинаковые результаты, а по опросу учащиеся высказали, что им стало интересней заниматься, т.к. такая форма работы их более привлекает.

Рассмотрим по этапам один из уроков в 6 «б» классе. На первом этапе урока применяется рефлексия в виде электронного тестирования по теме предыдущего урока. Это тестирование автоматизировано, т.е. сразу выдается результат и заносится в журнал.

Затем озвучивается тема урока, и ребята записывают на половинке обыкновенной доски сведения, которые они знают по этой теме. Далее организуется работа в парах для освоения новых знаний. Вначале мы использовали работу в парах, из-за того, что в компьютерном классе было недостаточное количество компьютеров для обучающихся класса.

Мы вышли из положения следующим образом: пара обучающихся сидит за одним компьютером и по очереди одевают наушники и прослушивают фрагмент интерактивного курса и делятся услышанным со своей парой. Получается, что ребята сами себя обучают, а соответственно развиваются память, внимание. По ходу прослушивания информации, обучающиеся ведут необходимые записи в своих тетрадях и зарисовывают рисунки с монитора. Также, выполняют задания из учебника.

При работе с компьютерами важно соблюдать здоровьесберегающие технологии. Не весь урок занимает работа у включенных монитора и компьютера. А когда дети работают с техникой, с перерывом через 10 минут осуществляется зарядка, в том числе и зарядка для глаз. За зарядку отвечает назначенный ученик – он придумывает упражнения для зарядки и ее организовывает. За урок зарядка проводится 2-3 раза.

ЭФУ позволяет также и выполнять традиционные лабораторные работы виртуально – например, на данном уроке это была работа с гербарием.

Урок по ФГОС предполагает самостоятельное добывание знаний обучающимися, от учителя требуется собрать их воедино, поэтому на уроках мы работаем и с обыкновенной доской. И вот, в конце урока там записываются 10 положений, уже из того, что они узнали за урок. Ребята наглядно могут увидеть, на сколько они обогатили за урок свои знания. В конце урока мы проводим рефлексию в виде электронного тестирования.

В работе я отметила следующие преимущества электронной формы учебника по сравнению с печатной формой:

Используется дифференцированный подход в обучении, такие формы работы с электронным учебником как:
- разработка карточек с заданиями разного уровня, с ссылками на страницы в учебнике;
- учет индивидуальных особенностей учащихся (очень удобны задания разного уровня сложности).

Разнообразные средства учебника в электронной форме помогали учителю на уроках выстраивать индивидуальную траекторию учащихся:
- ребята могли быстро отрыть учебник на любой странице, очень удобная функция – возможность увеличивать размер изображения;
- интерактивные задания разного уровня сложности, которые учащиеся могли выполнять индивидуально;
- многочисленные тренажёры, лабораторные работы, интересный дополнительный материал;
- заметки на полях учебника помогают обмениваться информацией между учащимися, когда проходит коллективная работа, а также с помощь них учитель может общаться индивидуально в учащимися.

Элементы учебника в электронной форме способствуют увеличению концентрации и продуктивности внимания учащихся на задании: чтение дополнительного материала формируют навыки работы с различными видами и источниками информации; интересные иллюстрации, расширяют информационное пространство; интерактивные задания, виртуальные лабораторные работы, тестовые задания дают возможность обучающимся обучаться по индивидуальной образовательной траектории; а наличие контрольно-измерительных материалов для автоматической проверки знаний дает ребятам возможность самопроверки знаний, умений, компетенций.

Очень удобны объекты, сервисы учебника в электронной форме, они побуждают обучающихся выполнять дополнительные задания: активные ссылки по тексту учебника привлекают внимание и побуждают открыть и посмотреть, что за ними находиться.

Наглядность ЭФУ помогает при объяснении, анимации заменяют доску и мел, звуковое сопровождение речь учителя.

Делая наблюдения за детьми во время уроков, я увидела удобство работы с ЭФУ для каждого индивидуума. Так для визуалов, для которых лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, в учебнике помещены фотографии, видеофрагменты, текстовая информация. Кинестетиков порадуют в ЭФУ интерактивные задания, виртуальные лаборатории, работа с клавиатурой. Аудиалы в нём находят звуковое сопровождение и те же видеофрагменты. Для тех, кто использует правое полушарие и являются творческими личностями, даны видеофрагменты, смотря на фотографии объектов, выполняя задания в картинках, интерактивные и творческие задания у них развивается эстетическое восприятие мира. Левополушарные для себя находят в ЭФУ текстовую информацию, звуковое сопровождение, тестовые и логические задания.

За два года работы с ЭФУ можно сделать вывод: электронная форма учебника позволяет учителю разнообразить виды деятельности обучающихся на уроке, активно использовать системно-деятельностный подход, развивают в ребенке желание быть исследователем, электронный учебник просто интересен для учеников.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.