РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Игровая деятельность как средство развития творческих способностей

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
городского округа ЗАТО город Фокино
педагог дополнительного образования
Ананьина Лариса Станиславовна

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей

Огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире и есть игра.

Учёные – физиологи считают, движение жизненно необходимо для каждого из нас. Когда происходит формирование основных систем и функций организма, полное удовлетворение в движениях особенно важно. Многие люди и педагоги согласны с понятием, движение – это жизнь и эффективное лечебное средство. Хороший помощник познать окружающий мир, учиться любить его и целенаправленно действовать в нём помогает игровая деятельность. Игра - это яркие минуты общения со сверстниками, важное средство воспитания, которое развивает опыт поведения в социуме.

Игровая деятельность занимает важное место в жизни ребёнка и является не только жизненной потребностью растущего организма, но и главным средством его воспитания.

В подвижных играх дети вовлекаются в активные действия, которые сопровождаются сюжетом и правилами. Игра не только спутник здорового образа жизни, но значима для всестороннего, гармоничного развития детей. Игры просты в организации, интересны детям и эффективны не только для физического развития детей, но и для социального, творческого и интеллектуального. Множество игр требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии.

Мероприятия с определёнными правилами вырабатывают у ребёнка сосредоточенность и внимательность. Игра способствует запоминанию последовательности выполнения движений, точности и ориентировки в окружающей обстановке. Развивает ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе. Оказывает огромное значение на развитие волевых качеств ребёнка. Ребёнок учится иметь выдержку, быть смелым в начинаниях, умению преодолевать трудности, переживать поражение или победу, умение выслушивать замечания.

Дети учатся действовать в соответствии с правилами, действовать в сложившейся ситуации, усваивают смысл игры, запоминают правила и терминологию, познают окружающий мир. В творческой деятельности такие качества необходимы ребёнку. Что касается умственного воспитания, в процессе игры активизируется память, развивается интеллект, фантазия, мышление и воображение. Коллективные игровые действия открывают для ребёнка новые возможности, сопоставлять свои действия с действиями сверстников, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля, что имеет огромное значение для полноценной жизни в коллективе.

Игровая деятельность значима и для нравственного воспитания, дети учатся самостоятельно действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. В процессе игровой деятельности дети постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду товарища, смеяться над неудачей других. Дети ясно понимают, что от действий и взаимовыручки каждого из них зависит достижение общего успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, это формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки. В процессе игры формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Игра учит искренности и товариществу. В коллективных играх выявляются дети - организаторы, дети - лидеры, умеющие упорно стремиться к цели и увлекать за собой других.

Педагоги и психологи рассматривают игру, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Игра - по мнению многих учёных, является важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических, творческих и умственных способностей.

Эстетическое восприятие мира совершенствуется как не странно тоже в игре. Дети познают красоту движений, у них развивается чувство ритма и такта. Играя, дети познают себя, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно. Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети готовят и убирают игровые атрибуты, располагают их в определенной последовательности.

Без всяких сомнений подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования двигательной активности детей, укрепления и закаливания организма в целом.

Ценность подвижных игр заключается в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений и выполняются в самых разнообразных условиях. Двигательная активность детей сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что способствует развитию мышц, соединительных тканей, повышает подвижность суставов и позвоночника.

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, постоянной потребности двигательной активности. Смекалка, творчество, фантазия и ловкость, являются условием большинства игр, что важно в творческой деятельности. Развитие этих качеств, усиливает мозговые импульсы, которые стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и эндокринной системы. Подвижные игры позволяют удовлетворить потребность детей, научить владеть своим телом и эмоциями. Играя у ребёнка, происходит развитие не только физических, умственных и творческих способностей, но и нравственных качеств. Двигательная деятельность и вызываемые игрой положительные эмоции усиливают физиологические процессы и улучшают работу организма в целом.

В дополнительном образовательном учреждении, где я работаю, педагоги используют подвижные и интеллектуальные игры в работе с детьми повседневно: в организованной деятельности, в режимные моменты. Ребёнок в процессе игры получает положительные эмоции и настрой на дальнейшие активные действия.

Игровая форма занятий предполагает не только развитие физических качеств, игра двигатель педагогического процесса. Играя, ребёнок учится творчески с энтузиазмом выполнять предложенное ему задание. Игровую деятельность можно рассматривать, как педагогическое средство физического и социального развития, но и раскрытие творческого потенциала ребёнка. Игра повседневная детская забава, потребность растущего организма. Совместная игровая деятельность педагога и воспитанников это положительные эмоции и успешный воспитательный процесс.

Здоровья Вам уважаемые коллеги, успехов в воспитании Ваших детей!

Список использованных источников

  1. Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в образовательных учреждениях: практ. Пособие/ И.Е. Айрис-пресс, 2013.
  2. Детские народные подвижные игры: книга для педагогов и родителей/сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 2-е изд., дораб. – Москва: Просвещение; Владос, 2010.
  3. Детские подвижные игры/ Сост. В.И. Гришков. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2013.
  4. Здоровьесберегающее пространство а ДОУ, Н.И. Крылова, издательство «Учитель», 2012.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.