РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Социальная адаптация воспитанников детского дома средствами музыкально-игровой, театрализованной и социально-культурной деятельности.

Трайзе Майя Владимировна

Из опыта работы музыкального руководителя
КГКУ Детский дом №21 сельского поселения " Село Хурба"
Трайзе Майи Владимировны.

Музыка - могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания невозможно
полноценное умственное развитие.
(Василий Александрович Сухомлинский)

Главная задача нашего учреждения это социальная адаптация детей и подготовка их к самостоятельной жизни. Каждый день жизнь предлагает нам новые обстоятельства, к которым мы подчас бываем не готовы. Психологические особенности воспитанников детских домов усложняют процесс их социальной адаптации.

Психологические особенности воспитанников детского дома.

Ребенок, воспитывающийся в детском доме, имеет определенные особенности в психическом и эмоционально-личностном развитии. Значительная часть детей поступает в детские дома из домов ребенка, где они воспитывались до трех, иногда до четырех лет. В первый год жизни полноценное общение со взрослым жизненно важно для ребенка.

Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится основой для развития движений, восприятия, мышления, речи.

Лишенный с рождения самого главного для него - материнской любви и ласки, а в условиях интернатного учреждения - возможности нормального общения со взрослыми, в возрасте 6- 8 месяцев ребенок утрачивает врожденный потенциал к развитию, становится пассивным.

Поэтому в дошкольном и младшем школьном возрасте процесс овладения знаниями умениями и навыками двигается довольно медленно.

Деловые контакты со взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом наблюдают за игровыми действиями взрослого, выполняют его указания, охотно принимают все предложения, но не включаются в игру, не становятся ее равноправными партнерами и активными участниками.

У детей не возникает активность в сотрудничестве, стремление и способность что-либо делать вместе со взрослым. Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игры или деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т.п. Детям, как правило, трудно проявить себя в общении.

Таким образом, часто проблемой становится не отставание в интеллектуальном развитии, а невозможность преодолеть психологические зажимы, комплексы и страхи.

Музыкальное воспитание является хорошим помощником в решении многих проблем обучения, воспитания и развития эмоционально-волевой сферы детей детского дома.

В дошкольном возрасте - это прежде всего коррекция личности ребёнка и подготовка его психических процессов к дальнейшему обучению в школе.

Музыкальное воспитание дошкольников.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание.

Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

В дошкольных группах нашего учреждения реализуется программа музыкального воспитания «Ладушки». Эта программа настоящая находка для наших детей, так как имеет большие коррекционные возможности. Авторы этой программы музыкальные руководители дошкольного учреждения из Санкт-Петербурга И.М.Каплунова и И.А. Новоскольцева. Побывав на их авторском семинаре, я открыла для себя много нового и интересного, убедилась в верности своих педагогических поисков.

Программа полностью оснащена методическими и дидактическими материалами. В конспектах занятий, которые приводятся авторами в полном объёме большое количество игровых приёмов, что существенно облегчает задачу введения ребёнка в разнообразный мир музыки, который наполнен разными звуками, ритмами, эмоциями и конечно игрой.

В процессе занятий рождаются интересные находки и приёмы, помогающих преодолеть скованность, зажатость и неуверенность в себе главная преграда, стоящий на пути развития ребёнка.

  • Волшебный платочек, который завязывается на шею, и в нём ты всё умеешь и ничего не боишься.
  • Весёлые стихи - приветствия, которые позволяют создать весёлую не принуждённую атмосферу.
  • Считалки - с помощью которых выбирается водящий в игре, а заодно и учится весёлая считалочка.
  • Весёлый микрофон, в который так хорошо слышно свой голосок.
  • Игры-импровизации, в процессе которых можно проявить своё творчество и фантазию.

Самым трудным этапом творчества является импровизация. Использование и показ знакомого материала самостоятельно. Или перенесение полученного навыка в самостоятельную деятельность. Но благодаря системной работе эти задачи постепенно решаются.

Из всех музыкально-выразительных средств ритм оказывает наибольшее влияние. (Марши, танцевальная музыка имеют более чёткие ритмические структуры, поэтому способствуют организации и желанию двигаться) а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

В коррекционной педагогике развитие чувства ритма рекомендуется осуществлять через движение путём развития слухового внимания и улучшения речи, воспитания ритма речи.

Поэтому большое значение я уделяю развитию чувства ритма, и занятиям коррекционной ритмикой.

Коррекционная ритмика — это вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Основателем метода ритмической гимнастики является швейцарский педагог, композитор Э. Жак-Далькроз (1865-1950), который выделил музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики.

Ритмические карточки.

Уже в средней группе ребёнок учится работать с ритмическими схемами. Знает как прохлопать длинные и короткие нотки. Длинные ноты хлопаем на слог Та, короткие на слог Ти.

Дидактическое пособие «Этот волшебник ритм».

Ограничение ребёнка в движении может явиться одной из причин задержки его психического развития. Ю. Змановский считает, что существует прямая зависимость между движением и речью. Звучащие жесты – это ритмическая игра звуками своего тела, игра на его поверхностях: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами и др.

Музыка моего тела: звучащие жесты. Приветствие по программе «Ладушки».

Звучащие жесты являются не просто носителями определённых тембров, их использование вносит необходимый элемент движения в освоение ритма. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов, обладают высокой педагогической целесообразностью и эффективностью.

Раздел «Музыкально-ритмическое движение».

Овладение навыками музыкально-ритмического движения довольно сложный процесс, требующий от детей музыкальной и физической подготовки. Дополнительная работа с методическим пособием «Этот волшебник ритм» даёт возможность улучшать музыкально-ритмические навыки детей.

Раздел «Слушание музыки».

В разделе слушание музыки дети должны научиться слушать музыку. Дать словесную характеристику. Запомнить название пьесы и композитора. С этой задачей в течение года дети довольно успешно справлялись. Познакомились с циклом пьес для детей «Детский альбом композитора П.И. Чайковского и другими программными произведениями.

Закрепили знания о том, что такое оркестр, хор, дирижёр. Познакомились с оркестровым звучанием.

Раздел «Пение».

Не смотря на общее недоразвитие речи и речевого слуха, наши ребята очень любят петь. Беседы по содержанию песни, неоднократное объяснение непонятных для детей слов позволяет преодолевать эти трудности. Через игровые упражнения закрепляем понятие мажор и минор, развиваем ладовый, звуковысотный слух, интонационную выразительность.

Раздел «Игры, пляски, хороводы».

Игра для ребёнка не только источник радости, но и средство обучения.

Хороводные игры помогают создать хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженные движения, снижают импульсивность.

Психологи и педагоги хорошо знают, что хороводы и различные круговые танцы - очень эффективное средство обучения и воспитания. Народные хороводы "Березонька", "У калинушки", "Заинька, выходи", "Как у наших у ворот", "Плетень" давно включены в программы музыкального развития детей.

Игра способствует формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

Хорошим завершением музыкального занятия является исполнение знакомой пляски.

Досуги и праздники.

В праздничном действе ребёнок дошкольник может проявить себя во всех видах деятельности.

Обязательным в работе с дошкольниками является проведение досуговых и праздничных мероприятий. Досуговые мероприятия проводятся раз в неделю. Праздничные мероприятия помогающие закрепить знания о наступившем времени года и его приметах.

Эмоционально пережить праздничное событие. Так как понимание смены времени года так же даётся детям с большим трудом.

Комплексные занятия, проводимые совместно с педагогом группы, дают возможность обучать дошкольников эффективно и интересно, дарят новые впечатления и радость игры.
Комплексные занятия.

Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста.

Музыкальное воспитание осуществляется по программе музыкального воспитания, которая составлена мною и названа «На все лады», так как является продолжением программы музыкального воспитания для дошкольников «Ладушки».

В ней предусмотрена работа не только исполнительскими навыками, но и расширение познавательных интересов детей в области искусства и музыки.

Обычно музыкальный уровень младших школьников довольно не ровный. Так как дети поступают в учреждение в разное время и с разной подготовкой.

Одни дети уже умеют слушать музыку, не отвлекаясь, чисто и выразительно поют различные песни; другие даже не понимают, что значит специально слушать музыку, не представляют, что, значит, петь верно.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении детей преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокальной координации.

Основные задачи музыкального воспитания детей младшего школьного возраста.

  1. Главная задача - развитие интереса и любви к музыке, желание слушать и исполнять ее.
  2. Необходимо дать первые, пока еще элементарные представление о связи музыки с жизнью, о том, что музыка своими, только ей присущими средствами передает мысли и чувства человека, то что его радует и печалит, что его окружает. Именно поэтому музыкальные произведения такие разные: веселые и грустные, спокойные и задорные; под музыку люди маршируют, танцуют, поют различные песни, различные по содержанию и характеру.
  3. Дети должны приобрести некоторые сведения о том, как же, какими средствами передает композитор содержание, характер произведения.
  4. На основе получаемых детьми музыкальных впечатлений в процессе накопления музыкального опыта необходимо систематически развивать их музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальный слух, чувство ритма и лада, музыкальную память, творческое отношение к музыке.

Применение информационных технологий на занятиях, праздничных и досуговых мероприятиях способствует:

  • Повышению интереса детей к музыке и творчеству
  • Росту познавательной активности
  • Повышению интереса к творческой и познавательной деятельности
  • Воспитанию активности и самостоятельности
  • Формированию у детей эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству.

Широко применяется проектная деятельность.

Традиционными стали такие темы для проектной деятельности:

  • Под рождественской звездой.
  • Неофициальные символы России.
  • Песни и символы победы.
  • По тропинкам родного края.
  • Концертная деятельность.

Результатом работы по музыкальному воспитанию с младшими школьниками становится концертная деятельность наших детей.
Для успешной адаптации в обществе детям детского дома необходимо создание положительного образа воспитанника детского дома. Расширение социальных контактов и презентация их в обществе.

Участвуя в концертной деятельности расширяются социальные контакты наших воспитанников и они прекрасно презентуют себя в обществе.

Главная задача педагогического коллектива, через работу по музыкальному воспитанию – вносить в жизнь ребёнка разнообразие. Помочь понять, что можно жить иначе, можно в каждую единицу времени прожить жизнь ярче во много раз, больше успеть, больше узнать.

Пробудить их духовные, нравственные, физические, интеллектуальные силы для жизни и творчества. Уметь управлять собой и своей жизнью. Формировать характер. Учиться добиваться поставленных задач.

Мы не ведём отбора детей для участия в концертной деятельности. Это массовые формы работы. Каждый ребёнок участвует в праздничном действе. Ему будет отведена та роль, которая ему по силам.

Хоровое пение один из самых массовых видов деятельности. И мы об этом никогда не забываем. Дети и взрослые объединены в нашем доме песней. Но в тоже время я стараюсь, выстраивать концертные программы так, что бы как можно больше детей проявило себя и в сольном пении. Работа с микрофоном позволяет быстро и качественно проводить работу по обучению сольному пению. Даже «тихие» и «зажатые» дети, встав к микрофону, становятся более свободными и раскованными. За время работы в данном учреждении сложился коллектив единомышленников. В сотворчестве с педагогическим коллективом, рождаются новые интересные формы работы.

В соавторстве с педагогом Ивашкиной Т.А. создаётся театра кукол «Радость», выступление театра кукол всегда интересное, яркое и незабываемое зрелище.

Чистякова О.В. является активным участником концертной деятельности и помощником в организации репетиционного процесса и выездов детей.

Куренкова О.Н. создаёт прекрасное видеосопровождение к нашим концертным программам.

Выступление детей поддерживает вокальная группа педагогов «Девчата».

Два года наши ребята являются участниками краевого смотра – конкурса концертных программ. Концертная программа нашего учреждения была отмечена в номинации самый оригинальный номер. А участники концертного номера «Танцы кукол» приглашены в город Хабаровск на гала-концерт.

Концертная деятельность - это результат работы всего коллектива нашего учреждения. На сцене мелочей не бывает. Всё имеет значение.
Костюмы детей и педагогов, оформление зала. Видеосопровождение к концертной программе. Из всего этого складывается праздничная, яркая картина. Гости, которые у нас бывают, всегда рады приехать к нам снова.

«Там, где музыка - плохого быть не может!» Мигель Сааведра Сервантес.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.