РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование познавательных учебных универсальных действий

Выступление Воронцовой Л. А. на неделе педагогического мастерства

Каждый учитель знает, что его задача состоит не только в том, чтобы дать ученику информацию, рассказать известные факты, но и, наверное, в большей степени учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать ее, развивая тем самым навыки познавательной деятельности.

Способности к познанию существуют у любого ребенка с первых дней его рождения и учитель должен выявить и развить способности к познанию.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);
  • умение структурировать знания;
  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных;
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятия, распознавание объектов;
  • установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;
  • выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; - выдвижение гипотез и их доказательств.

Постановка и решение проблемы:

  • постановка и формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Знаково-символические:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Роль данного вида УУД для школьника.

Познавательные УУД обеспечивают возможность учащимся

  • самостоятельно осуществлять деятельность учения,
  • ставить учебные цели,
  • искать и использовать необходимые средства и способы достижения,
  • контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Познавательные УУД

  • обеспечивают успешное освоение знаний, умений и навыков по всем предметам,
  • формируют картину мира и компетентности в любой предметной области познания,
  • создают условия для самореализации и развития личности на основе готовности к непрерывному образованию, для формирования компетентности "научить учиться", высокой социальной и профессиональной мобильности.

Предлагаем Вам памятку по формированию познавательных УУД, в которой любая совместная деятельность учителя и ученика рассматривается как проект, краткосрочный или долгосрочный.

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап:

1. Создает условия для проблемной ситуации:

  • предлагает противоречивую информацию;
  • предлагает задания, в ходе выполнения которых учащиеся осознают нехватку информации для его выполнения;
  • предлагает удивительные факты или ситуации, которые учащиеся не могут объяснить.

2. Показывает значимость решения данной проблемы для жизни учащегося.

3. Организует диалог, побуждающий к выдвижению гипотез.

4. Побуждает к формулированию цели и задач исследования или проекта.

Осуществляют:

Личностное решение проблемы;

Вживание в ситуацию;

Понятие, уточнение и конкретизацию цели и задач проекта и исследования;

Участвуют в диалоге и выдвижении гипотез.

2 этап:

Предлагает спланировать деятельность, создать алгоритм деятельности (при необходимости помогает организовать группы, распределить роли в группах).

Знакомит учащихся с разнообразием методов работы.

Предлагает разнообразные источники получения новых знаний.

Обсуждает с детьми контроль и оценку процесса и результата деятельности.

1. Осуществляют планирование своей работы (при необходимости разбиваются на группы и распределяют роли в группах).

2. Выбирают методы исследования или составляют  программу осуществления проекта.

3. Выбирают источники получения знаний.

4. Выбирают формы и способы презентации результатов.

5. Разрабатывают вместе с учителем критерии контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

6. В итоге создают алгоритм своей деятельности.

3 этап:

По необходимости:

консультирует учащихся;

дает новые знания;

помогает выбрать критерии для сравнения, выстроить причинно-следственные связи, построить логические доказательства, сделать обоснование или опровержение выдвинутых гипотез;

помогает преобразовать  объекты в модель.

2. Создает условия для обобщения и представления результатов.

3. Обсуждает с учениками предстоящую презентацию и помогает ее осуществить.

Учащиеся работают активно и самостоятельно в соответствии со своими обязанностями.

Консультируются с учителем или родителями по необходимости.

Извлекают необходимую информацию из разнообразных источников, используя смысловое чтение: «добывают» недостающие знания.

В ходе деятельности развивают мыслительные процессы.

Подготавливают презентацию результатов проекта или исследования.

В ходе презентации демонстрируют понимание проблемы, цели и задач, умение планировать и осуществлять работу, умение строить речевое высказывание.

4 этап:

Организует рефлексию деятельности:

помогает осуществить анализ деятельности;

выявить допущенные ошибки и пути их устранения;

создает условия для осознания своей роли в достижении успеха.

Приобретают навык рефлексии результатов деятельности.

Ученик научится.

  • Осуществлять поиск информации.
  • Использовать модели и схемы.
  • Осуществлять анализ и синтез.
  • Проводить сравнение и устанавливать причинно-следственные связи.
  • Обобщать и устанавливать аналогии.
  • Строить речевое высказывание.

Ученик получит возможность научиться.

  • Осуществлять поиск информации с помощью различных ресурсов.
  • Создавать и преобразовывать модели и схемы.
  • Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
  • Строить логическое рассуждение.
  • Осуществлять сравнение, классификацию, выбирая основания и критерии для логических операций.

Выводы:

  • Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала).
  • Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  • Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены