РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков

Выступление учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №11 г. Тамбова Якушевой Е.Н.

Хочу привести некоторые исторические факты.

До революции Россия занимала одно из последних мест в мире и последнее среди европейских государств по количеству самоубийств. Мы не Индия и не Япония. Убивать себя – не православная традиция. Однако после 1917 года самоубийства вошли в моду. Пики самоубийств приходятся на годы сталинских репрессий. Особенно 1937 год. В послевоенные годы на 1947, а в период застоя на 1984. В этом году мы в Европе занимали второе место, уступая Венгрии. Во время горбачевской перестройки, количество самоубийств резко падает (тоже, самое наблюдалось и во время хрущевской оттепели). Но уже вначале 90-х в России возникает явление, которое социальные психологи назвали « эпидемией суицидов»: ежегодно себя убивают около 60 тысяч человек.

В последнее десятилетие самоубийств стало меньше, но не намного - Россия по-прежнему в тройке лидеров. Вообще статистика по этой проблеме очень страшная. По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно убивают себя около миллиона землян. И по прогнозам к 2020 году самоубийство займет второе место среди основных причин смертности, обгонит рак и будет уступать только сердечно-сосудистым заболеваниям.

Ну а теперь вернёмся к подростковому суициду и профилактике его предотвращения в нашей школе. Общеобразовательная школа № 11 — школа окраины; контингент обучающихся по социальному составу разноплановый: 58 учащихся из многодетных семей, 20 обучающихся из опекунских семей, 12 из неблагополучных семей, 20 обучающихся состоят на профилактических учетах,

200 учащихся из малообеспеченных семей, которые официально имеют статус малообеспеченных, 26% семей испытывают серьезные материальные трудности, что приводит к озлобленности родителей, потере веры в благополучное будущее для своих детей, что самым негативным образом на них и сказывается.

Если верить статистике,то главными причинами самоубийств являются конфликты в семье, бедность, безработица и отсутствие перспектив, а не разделённая любовь, как принято думать. Больше самоубийств приходится на бедные регионы, маленькие города и сельскую местность.

Социальную основу самоубийств, доказывает тот факт, что наибольшее их количество совершается в неблагополучных, восточных районах страны, наименьшее – в более благополучных – западных. Низким уровнем самоубийств, отличаются города с высоким уровнем жизни – Москва и Санкт-Петербург, в процентном отношении к количеству населения.

Многие сидящие в зале, я думаю, согласятся со мной, что с угрозой подростка покончить жизнь самоубийством мы раньше сталкивались очень редко. А сейчас, к сожалению, только в нашей школе, по 2-3 случая в год. Слава Богу, все эти попытки носили демонстрационный характер, и были сделаны с целью манипулирования взрослыми или как в одном случае, когда у ребёнка были проблемы с психикой.

Очень осторожно, без широкого разглашения, даем рекомендации родителям и педагогам по стилю общения с ребенком и в каждом случае подходим индивидуально. В одном случае ребенка перевели на домашнее обучение на одну четверть, в другом в параллельный класс, в третьем перестали заострять внимание, на некоторое время, на прогулы, в четвёртом, перестали реагировать на провокационные действия. Во всех случаях даём рекомендацию обратиться к психологу.

О проблеме суицидального поведения детей и подростков коллектив вел разговор на педагогическом совете в январе 2012 года. На нём учителя познакомились с причинами суицидов, признаками суицидального поведения, были даны рекомендации педагогам, особенно с авторитарным стилем общения. В помощь учителям была сделана презентация, которую можно было использовать при проведении классного родительского собрания.

Этот вопрос рассматривался и на общешкольном родительском собрании. Во время доклада завуча по воспитательной работе, обратила внимание на реакцию родителей. В зале была необыкновенная тишина, абсолютно все заинтересованно слушали информацию. А это явно свидетельствует, о том, что проблема очень серьёзная.

Но главным вопросом остается разрешение конфликтных ситуаций, с которыми ежедневно сталкиваются школьники как в учебной деятельности, так и в отношениях с родителями и сверстниками.

1. Отсутствие внимание или гиперопека со стороны родителей. На практике мы наблюдаем, что в таких разных, по своему отношению, к детям и воспитанию, семьях, проблема одна. А в итоге, если она возникает, то всю степень ответственности пытаются переложить на школу или класс. Я никогда не слышала от родителей признания своих, очевидных ошибок в воспитании. Всегда пытаются найти виновных среди друзей или одноклассников своего ребёнка. Приходится много и, как правило, неоднократно беседовать с родителями.

2. Стрессовые ситуации дети испытывают и в школе. Современные стандарты образования требуют от педагогов 100-процентной обученности и высокого качества знаний, что мы и путаемся добиться, правда, не всегда успешно. На практике мы сталкиваемся с тем, что современная система оценивания изжила себя. 5-бальная система не работает. Ни для кого не секрет, что поставленные «2» — это «2» прежде всего, для учителя. Он в этом виноват. Оценка «3» стала необъективной. Кто-то работает, учит, чтобы получить «3» а кому-то ставим «3» за редко и недобросовестно выполняемые работы. А дети всё это видят. При подростковом, обострённом чувстве справедливости, это является одной из причин конфликтных ситуаций с педагогами.

3. Проблемы в общении со сверстниками. Проблемы возникают самые разнообразные: конфликт с лучшей подругой, неразделённая любовь, одноклассники не хотят общаться. Это мы, взрослые понимаем, что подобные проблемы вполне разрешимы, а для подростка это всегда настоящая трагедия.

Отсутствие в школах профессиональных психологов, социальных педагогов, которые помогли бы справиться нашим детям со стрессовыми ситуациями, отсутствие социального опыта, не позволяет им адекватно оценить конфликтные ситуации и разрешить их. Поэтому нашим детям проще разрешить накопившиеся проблемы суицидом. И вина в этом всего общества, которое не всегда вовремя или правильно реагирует на серьёзные проблемы.

Так называемой эпидемии подростковых самоубийств, уже 20 лет, а средства массовой информации только несколько месяцев назад « заметили» эту проблему. Ведь и раньше, подростки совершали по 4-5 самоубийств в неделю, что соответствует статистике около полутора тысяч самоубийств в год.

Причём под влиянием средств массовой информации, по мнению авторитетных психологов, происходит рост тревожных ожиданий у родителей, а подростки всё чаще прибегают к демонстративным суицидам как способу психологического давления на родителей. И опять это проблема, в первую очередь, коснётся, нас учителей, и детских психологов, если они есть в школе.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.