РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование игр на уроке иностранного языка

Использование игр на уроке иностранного языка

Современное состояние развития общества и социально-экономические преобразования в стране вызывают необходимость реформирования системы образования, совершенствования методов, средств и приемов обучения, результаты которых соответствовали бы требованиям общества и образовательным запросам учащихся, их интересам и возможностям.

Возрастающий объем информации, непрерывное пополнение и обновление содержания школьных предметов, перегруженность некоторых учебников и программ теоретическим материалом требуют от школьников усвоения все большего количества теорий, законов и понятий. В то же время многочисленные наблюдения и исследования показывают, что интерес учащихся к некоторым предметам падает.

Таким образом, возникает противоречие между возрастающими требованиями общества к уровню знаний выпускников общеобразовательных школ и возможностью, а порой и желанием учеников следовать этим требованиям. Основная тенденция развития этого противоречия заключается в том, что требования общества к процессу обучения постоянно расширяются, а результаты обучения отстают от этих требований. В определенной степени это противоречие вызвано тем, что зачастую ученики не проявляют интереса, желания, стремления к учению и познанию чего-то нового. У многих школьников отсутствуют мотив обучения, потребность к самосовершенствованию, слабо сформированы компоненты учебной деятельности.

В связи с этим в педагогике и частных методиках обучения возникает проблема разработки методов, средств и приемов более эффективного и плодотворного учебно-воспитательного процесса, одновременно не допускающих перегрузок учащихся, которые не только вызывают отрицательное отношение к учебе, но и пагубно сказываются на здоровье детей.

Эту проблему отчасти можно решить, используя в процессе обучения, наряду с традиционными методами и приемами, такое средство обучения, как дидактическая игра.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. [Селевко: 2005, №40, С. 24].

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Так, если обычная детская игра, в общем смысле этого слова, ассоциируется с такими понятиями, как отдых, развлечение, забава, соревнование и т.д., то понятие «дидактическая игра» содержит в себе несколько иной смысл. В дидактической игре, с одной стороны сохраняются элементы забавы – это игровые приемы и правила, определенный эмоциональный настрой, атрибуты и условность игровой ситуации, элементы удовольствия, занимательности и соревнования, наличие победителей и побежденных, то есть, все основные признаки, присущие обычной игре (занимательное свойство). С другой стороны, в дидактической игре должен превалировать дидактический результат: усвоение тех или иных знаний и умений, развитие мыслительных и речевых качеств, воспитание социальной культуры и других сторон личности учащихся (дидактические функции).

Таким образом, определение дидактической игры может быть следующим: дидактическая игра – это специальное методическое средство обучения в виде игровой ситуации, применяемое учителем для возбуждения интереса и достижения определенных дидактических целей в учебно-воспитательном процессе [Пичугина:2003, С.5].

Спектр целевых ориентаций игр:

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Требования к игре как способу достижения задач обучения:

  • необходимо точно знать, какой именно навык, умение тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Если в игре ребенок повторяет песни и стихотворения, воспроизводит заученные диалоги, то новых умений и навыков в игре он не приобретает. Если же он научился изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, строить самостоятельно словосочетание или текст или только фразу, тогда ребенок приобретает новые навыки;
  • игра должна поставить ребенка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного. Не обязательно давать детям правила игры в строгих формулировках, можно использовать любую схему или рисунок.

В обучении младших школьников можно не всегда пользоваться системой оценок. Правила игры продумываю так, чтобы ошибка в речевом действии приводила бы к проигрышу в игре.

Утюкина Г.В. считает, что современный урок характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Известно, что внимание младших школьников неустойчиво. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Поэтому чтобы достигнуть высокой эффективности урока иностранного языка, во-первых, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, а во-вторых, необходимо предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока желательно включать многократные зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3—5 минут.

Под релаксацией понимается расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель ее проведения - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала [Утюкина: 2003, №3, С.55].

В качестве одной из форм релаксации преподаватель предлагает использовать игры. Каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. На начальном этапе естественным для учащихся являются игровые элементы деятельности. Так, Утюкина Г.В. проводит игру на немецком языке «Geizige Warwara» («Жадная Варвара»). Жадная Варвара пытается присвоить себе все, что видит вокруг себя: «Das ist mein Buch (mein Heft, mein Stuhl)» (Это моя книга (моя тетрадь, мой стул) и т.д. Остальные учащиеся, восстанавливая справедливость, хором или индивидуально указывают того ученика, кому принадлежит тот или иной предмет: «Nein, das ist sein Buch. (Das ist Katjas Stuhl.)» (Нет, это его книга. Это Катин стул.).

Учебную деловую игру Г.П. Щедровицкий определяет как особое отношение к окружающему миру; субъективную деятельность участников; социально заданный вид деятельности, который исключает пассивную позицию участников игры; особое усвоение учебного материала, в котором знания и умения естественно воспринимаются участниками игры; прием организации, в котором отрабатываются определенные формы социального поведения.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операцонные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

Преподаватель истории Васяева М.Н. использует ролевую игру для реконструкции конкретного исторического события или явления, чего-то уже случившегося, приведшего к конкретным результатам. При этом преподаватель планирует лишь тактику игры, варианты поворотов действия, способы поддержания темпов игры, преодоления заминок [Васяева: 2001, №6, С. 71].

«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Игра может быть рассмотрена и как саморегулируемая система. Если обычные учебные занятия предусматривают общение преподавателя и учеников "по вертикали", когда преподаватель полностью диктует направление и режим работы, выявляя недоинформированность учеников по ряду вопросов, то отношения в дидактической игре между ее участниками складываются "по горизонтали". Она вырабатывает основу свободных, творческих отношений равно информированных партнеров. Преподаватель исключается из числа непосредственных партнеров, он как бы уходит на второй план, в среду зрителей; это обстоятельство снимает определенный психологический барьер общения, раскрепощает учащихся. Ученик наполняет роль индивидуальными средствами самовыражения, борется за профессиональное и интеллектуальное признание в группе сверстников.

В образовательном процессе игру используют как способ обучения в рамках игровых технологий с целью вызвать активность ребенка, то есть повысить его уровень мотивации, осознанную потребностью в усвоении знаний и умений и результативность. Это достигается путем целенаправленных управленческих педагогических воздействий и орга-низацией педагогической среды.


Шевченко З.Ю.09.09.2017 1270
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.