РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Сокращение дисциплин «музыкальная грамота» и «общее фортепиано» на хореографических отделениях ДШИ и ДМШ.

Хореография и музыка имеют глубокое внутреннее родство. Образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность интонации человеческой речи, хореография - на выразительность движений человеческого тела.

Сегодня в условиях образовательной реформы, мы педагоги должны адаптироваться и изменяющимся условиям. Школьная реформа коснулась не только общеобразовательные учреждения, но так же и учреждения дополнительного образования: Сокращение нагрузки, сокращение дисциплин, увеличение объема домашней работы у учащихся и т.п. Эти изменения, коснулись, и все отделения ДШИ И МШИ.

Хочу рассмотреть подробнее, какие изменения появились с введение ФГОС на хореографических отделениях, и как это повлияло на учебный процесс:

  1. На хореографическом отделение нет больше общего фортепиано.
  2. Музыкальную грамоту изучают только 4 года .

Прежде чем подробно рассмотреть эти два аспекта, надо помнить что Хореография-это единство музыки и движение.

Музыкально –эстетическое воспитание учащихся хореографических отделений, важнейшая составляющая в подготовке будущих танцоров! Знаменитый реформатор хореографического искусства Ж.Ж.Новерр сказал замечательные слова «Хорошая музыка должна живописать, должна говорить. Отзываясь на нее, танец становится как бы эхом, послушно повторяющим вслед за ней все то, что она произносит».

Будущему хореографу, балетмейстеру необходимо не только уметь слушать музыку и проникаться ее содержанием, но и любить ее, понимать, чувствовать, воспроизводить, увлекаться ею.

1. Общее фортепиано для хореографических отделений

Большое значение для занятий на хореографических отделениях ДШИ ДМШ играли индивидуальные уроки фортепиано. В поисках связи фортепиано с хореографией, хочется отметить, что это универсальный инструмент, инструмент-оркестр. На нем можно исполнять классическую музыку для «классического танца», народную – для «народного танца», не обделить вниманием «бальный танец» - вальс, танго, фокстрот, не оставить в стороне «историко-бытовой танец», сыграв бурре, ригодон и др.

Ни на каком инструменте не прозвучит так ярко и выразительно симфоническая музыка, вокальная (оперная), и что не мало важно – балетная. Поэтому будущие танцовщики и хореографы учились играть на фортепиано.

В период учебы учащиеся получали элементарные навыки игры, развивали музыкальное мышление. Пройдя курс фортепиано, они могли осмысливать, анализировать музыкальное произведение, изучив такие понятия как: мелодия – мотив, кульминация, музыкальная фраза, предложение – именно по ним строятся хореографические фигуры, этюды и хореографические номера.

В процессе обучения учащиеся знакомились с такими понятиями как: ритм, темп, метр, форма, мотив, мелодия, гармония и так далее.

«Ритм – организатор музыкальных звуков во времени». Что без него танец? И именно на уроках фортепиано у учащихся развивалось чувство ритма посредством работы над музыкальными произведениями, познавалось многообразие ритмов.

На уроках фортепиано учащиеся узнавали, что «древние обряды, игры, военные походы всегда сопровождала музыка. Именно она помогала людям объединиться в общем настроении, движении, чувстве. Поэтому в маршевой и танцевальной музыке главные выразительные средства – ритм и темп». А знание мажорного и минорного лада помогает передать настроение в танце. Учащиеся знали, что радость не бывает медленной, а грусть – быстрой. Ритм в танце является важнейшим формообразующим элементом. Темп музыки задает общий темп танца, его изменения. Метр дает танцу основу временной организации. На музыку в три четверти нельзя танцевать танец в четыре четверти и наоборот.

Танец лишь в редких случаях сводится к отбиванию каждой метрической доли такта. Среди выразительных средств музыки основное значение для образования музыкальной формы имеет мелодия, гармония и ритм в их взаимодействии. В мелодии ярче всего обычно проявляются характерные черты той или иной мысли. Гармония имеет свойство раскрашивать музыку (танец), каждое соотношение звуков имеет свой цвет.

Изучая все эти понятия и применяя их на практике на уроках фортепиано, учащиеся могли использовать полученные знания и навыки на занятиях хореографии. Понимание музыкальных сочинений невозможно без эмоциональной отзывчивости. Работа над воплощением музыкального образа в произведениях различных композиторов, разных эпох и стилей на уроках общего фортепиано формировало у учащихся эмоциональную отзывчивость, которая необходима для воплощения образа в танце.

И сегодня в связи с реформой образования учащиеся лишены всего выше -перечисленного. О какой предпрофессиональной подготовке может идти речь, когда у учащихся отсутствует музыкально эстетические воспитание. Не играя музыку, ребята не понимают ее глубокий смысл, соответственно танцуя, они не могут передавать эмоциональность, глубокие переживания той или иной музыки. И вся ответственность за музыкально - эстетическое воспитание учащихся хореографических отделений, ложиться на преподавателей музыкальной грамоты. Но, в рамках одного урока в неделю, разделенного на музыкальную грамоту и слушание музыке, не возможно, к сожалению, дать детям тот объем знаний умений и навыков, которые они должны иметь, судя из требований программ ФГОС.

2.  Музыкальная грамота для предпрофессиональных хореографических отделения ДШИ, ДМШ.

Музыкальная грамота – это предмет, изучаемый в ДШИ и ДМШ на отделениях хореографии..

Предмет «Музыкальная грамота» занимает важное место в комплексе дисциплин, дающих общее эстетическое образование, прививающих эстетический вкус, приобщающих детей к лучшим произведениям классического русского, зарубежного и современного искусства.

Хочу отметить из выше сказанного слово в комплексе. Именно в комплексе с такими дисциплинами как общее фортепиано, но об этом чуть позже.

Итак что изучает предмет музыкальная грамота и слушание музыки и как способствует музыкально эстетическому воспитанию учащихся хореографических отделений.

На музыкальной грамоте учащиеся изучают основы теории музыки, ритмическое сольфеджио и основы музыкальной литературы.

Цель и задачи музыкальной грамоты:

Цель – воспитание грамотного слушателя на примерах лучших народных, классических и современных музыкальных образцов и развитие музыкально – творческих способностей обучающихся.

Она включает в себя 3 задачи:

1. Воспитательные задачи:

  • воспитать у учащихся потребность к восприятию художественно-эстетических и музыкальных ценностей;
  • сформировать позитивное отношение к жизни и искусству, в частности – музыкальному;
  • воспитать у учащихся стремление к творчеству, в частности - музыкальному. Воспитательно-образовательный алгоритм обучающего процесса можно схематически представить в следующем виде:

Слушаю ( воспринимаю) прекрасное (музыку);

Размышляю (рассказываю) о прекрасном (о музыке);

Пытаюсь исполнить прекрасное (музыку);

Пытаюсь самостоятельно создать прекрасное (музыку).

При этом прекрасное (позитивное) в жизни и искусстве должно постепенно становиться для ребёнка образцом для подражания, своеобразной моделью поведения.

К воспитательным задачам относятся способность к сопереживанию, сочувствию и соучастию, воспитание у учащихся не просто потребности в общении с музыкой, а потребности в духовном совершенствовании через общение с искусством, а также развитие коммуникативных способностей детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни.

  • восполнение дефицита общения с родителями (взрослыми) как предпосылки для формирования заниженной самооценки и ущербной социальной позиции многих «брошенных» детей;
  • снижение зачастую негативного влияние улицы;
  • формирования у детей адекватной шкалы ценностей в современных условиях информационной перегрузки, когда музыка зачастую превращается в фоновый поток;
  • посредством изучения народных традиций и лучших образцов мировой культуры формировать гражданскую позицию, патриотизм, воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности, нравственные качества, такие как доброжелательность, стремление помочь другу, а также приобщение ребёнка к здоровому образу жизни;
  • воспитание пропагандистов музыкальной культуры.

2. Обучающие задачи включают:

  • усвоение учащимися предлагаемого материала во всех его видах и формах;
  • усвоение отдельных элементов музыкального языка и умение обобщить их при целостном анализе, при записи диктанта, при подборе на слух, при исполнении хореографических или музыкальных номеров.
  • учащиеся должны уметь различать и рассказать о музыкальных стилях, жанрах, композиторах, узнавать темы изученных произведений и, по возможности, их исполнять.

3. Развивающие задачи:

  • побуждать у учащихся интерес к музыке, культуре;
  • развивать художественный вкус.

А теперь вернемся к слову в комплексе. Как было уже ранее сказано цели и задачи предмета музыкальная грамота реализуются в комплексе с общим фортепиано. Не играя музыку, дети сложнее в некоторых случаях понимают теорию музыки. И не потому, что компетентность педагогов под вопросов, а потому, теорию без практики понять намного сложнее, и конечно все эти цели и задачи становятся не выполнимыми.

К этим проблемам добавилась и проблема сокращение курса учебной дисциплины до 4 лет. Если раньше, до введения ФГОС, учащиеся изучали общее фортепиано и музыкальную грамоту на протяжении 7 лет, то сейчас курс сократили до 4 лет. В связи с этим уровень подготовки учащихся хореографических отделений резко снизился во всех направлениях и в музыкально-эстетическом и в хореографическом. Конечно, как можно передавать чувство и эмоции, если у ребенка это просто не развито.Как можно танцевать ритмично если ребенок, зная конечно в теории что такое ритм, но не поняв его важность не прочувствовав ритм, не «потрогав» его.

На музыкальной грамоте дети изучают и ритмические рисунки, и теорию музыки, так же учатся слушать музыку, и педагоги понимающие значимость музыкально-эстетического воспитания стараются дать как можно больше знаний умений и навыков учащимся хореографических отделений. Но, как было сказано выше, не находясь в комплексе с общим фортепиано и сокращение курса, музыкальная грамота не способна восполнить ту базу знаний которая необходима танцорам для успешных выступлений, которые сейчас в век конкурсомании требуют все учебные заведения.

В заключении хочу сказать, как преподаватель, что очень надеюсь на благоразумие наших чиновников. Возможно если этот вопрос подниму не только я, и может быть нас услышат и ситуация измениться.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены