РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Опыт профориентационной работы в МКОУ ОШ «Коррекция и развитие»

Опыт профориентационной работы в МКОУ ОШ «Коррекция и развитие»
(г. Междуреченск, Кемеровская область )

Залашкова О.Н., заместитель директора по УВР

Фаткулина С.И., руководитель МО учителей математики и профессионально – трудового обучения

Куликова И.В., руководитель МО учителей начальных классов

Необходимость профориентационной работы определяется Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Поэтому создание системы профориентационной работы в школе является одним из главных направлений ее деятельности. В МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» работа по профориентации ведется согласно плану и охватывает обучающихся с 1-9 класс.

Профессиональная ориентация реализуется через учебно - воспитательную деятельность, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цели профориентационной работы:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках и в воспитательной работе;
  • дополнительная поддержка школьников, обучающихся в МКОУ ОШ «Коррекция и развитие», у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства.

Для реализации профориентационной программы «Путь к профессии» в школе созданы все необходимые условия. Кадровый ресурс школы состоит из грамотных, активных педагогов, 91% которых составляют учителя с высшей и первой квалификационной категорией. Капитально отремонтированы, реконструированы:
-мастерские трудового обучения: столярная, 2012 г. ремесла, 2014 г., швейная, 2015г.

Осуществлены мероприятия по модернизации учебной базы:

  • полностью заменены на регулируемые школьные парты и стулья, оснащение кабинетов трудового обучения – стенки, верстаки, инструменты, швейные машины и др.;
  • ежегодно осуществляется 100% обеспеченность учебниками, приобретены программы.
  • в учебных кабинетах имеются мультимедийные средства обучения.

Информационные условия включают в себя оснащенную литературой по профориентации школьную библиотеку, свободный доступ к ресурсам сети Интернет, сайту ОУ и т.д.

В результате, на 8% в сравнении с 2015-16 учебным годом увеличилось число учебных кабинетов, оснащенных компьютерным оборудованием.

Всего в школе имеются: интерактивная доска, 7 мультимедийных комплексов, специальное компьютерное оборудование для сенсорной комнаты, кабинета психолога, швейной мастерской, кабинета ремесла, библиотеки. Все учебные кабинеты оснащены играми, игрушками, наборами конструкторов, расходными материалами для организации второй половины дня досуговой деятельности, занятости в кружках и творческих объединениях, для проведения профориентационных и иных воспитательных мероприятий. Для профориентационной ориентации используются имеющиеся в школе актовый зал, библиотека, кабинет социального педагога, сенсорная комната, кабинет социально—бытовой ориентировки, кабинет ОБЖ.

Работа по профориентации осуществляется поэтапно, с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы.
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). С этой целью ежегодно составляются школьные планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя.

Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по учебно-воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальный педагог, педагог- психолог, учителя ОБЖ, учителя “Технологии”.

Считаем очень эффективным сотрудничество с Центром занятости населения города Междуреченска. Налажено тесное сотрудничество:

  • с муниципальным бюджетном образовательном учреждением дополнительного образования детей «Центр детского творчества» по реализации дополнительных образовательных программ внеурочной деятельности в рамках городского проекта «Профессиональное будущее»);
  • городским краеведческим музеем по организации информационно-просветительской работы и социальной деятельности по взаимной поддержке и развитию интереса к расширению общего культурного кругозора и повышению творческой и социальной активности, патриотического воспитания детей и подростков;
  • ООО «Астра» по организации информационно-просветительской работы и организации площадки проведения трудовой практики для учащихся, а так же взаимной поддержке и развитию интереса к профессиям связанными с растениеводством;
  • ГБУ КО «Междуреченским домом-интернатом для престарелых и инвалидов по организации информационно-просветительской работы и социальной деятельности по взаимной поддержке и развитию интереса к расширению общего культурного кругозора и повышению творческой и социальной активности, патриотического воспитания детей и подростков, по изучению народных ремёсел и особенностей различных профессий жителей «Дома-интерната».

Вся профориентационная работа направлена на формирование модели личности выпускника. Соответствие этой модели в дальнейшем обеспечивает выпускнику жизненный успех, самореализацию в личностном и профессиональном плане. Необходимо отметить следующее, что формирование психологической готовности обучающихся к профессиональному обучению в школе начинается не с 9 класса, а гораздо раньше начиная с 4-го класса. Для этого используются разнообразные формы и методы профессиональной ориентации.

Основными формами профориентационной работы в школе являются:

  • уроки в школьных мастерских с сообщением определенных сведений профориентационного характера;
  • экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные заведения города;
  • выставки детских работ на муниципальном, региональном и всероссийском уровне;
  • оформление стендов, посвященных профессиям по профилям, изучаемым в школе;
  • встречи со специалистами ПУ № 29 г. Новокузнецка;
  • встречи с бывшими выпускниками школы, получившими начальное профессиональное образование;
  • беседы для учащихся о профессиях родителей в рамках школы;
  • участие в днях открытых дверей в ПУ № 29;
  • участие 9-классников в совместных конкурсах профессионального мастерства в общеобразовательных учреждениях города по профессии «токарь»;
  • различные конкурсы, соревнования в школе;
  • ежегодный декадник труда и праздник Труда в школе и многие другие формы работы.

Трудовое обучение в школе с 5 по 9 классы проходит по 4 профилям: столярное дело, швейное дело и цветоводство, сельскохозяйственный труд. От применяемых методов в значительной степени зависит эффективность профессиональной ориентации.

В МКОУ ОШ « Коррекция и развитие» большое внимание уделяется профориентации и формированию у учащихся внутренней готовности к выбору жизненного и профессионального пути.

Сложилась система профессиональной ориентации учащихся, психолого-педагогическое сопровождение включает:

  1. Формирование информационной базы (лекционный материал (беседы), просмотр видеофильмов, информирование о рынке труда и знакомство с его требованиями).
  2. Выявление профессиональных интересов и склонностей (диагностика личностных особенностей и возможностей, профессиональных намерений).
  3. Овладение способами самосовершенствования личности с целью успешной профессиональной самореализации в будущем, формированием цели и обучение способам её достижений (деловые игры и упражнения, проигрывание сценариев).
  4. Психологическое сопровождение учащихся и их родителей в период освоения курса и выбора профессионального пути.

Профессиональная ориентация охватывать всю учебно-воспитательную деятельность. Для того, чтобы старшеклассник сделал правильный выбор, его готовят ещё в начальной школе.

Профориентационная работа в школе ведется по направлениям:

  • Диагностическое направление
  • Образовательное направление
  • Информационное направление
  • Социально-психологическое направление
  • Рефлексивное направление

С обучающимися младшего школьного возраста (1-4 классы) проводим диагностику на выявление уровня психических процессов, таких как память, внимание, мышление, воображение, что позволяет формировать у детей представления о своих внутренних ресурсах в мире профессиональной деятельности.
Процесс профориентации начинается на учебных предметах. Например, на уроках математики при решении задач, проводятся короткие беседы о профессии, упоминаемой в условиях задачи.

На уроках развития речи по теме «Деревья в жизни человека» учитель рассказывает о профессиях лесной отрасли (лесник, станочник по деревообработке и т.д.)

При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагают решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали- предметы труда данного профессионала.

Профориентационная работа продолжается и во внеурочное время. С 1 по 4 класс реализуется курс «Мир профессий», « Я и город».

В начальной школе педагоги привлекают внимание родителей к актуальности темы выбора профессии, формируют представление о процессе профориентации, о спектре предлагаемых профессий.

В 1 - 4 классы – знакомство с миром профессий осуществляется через воспитательные беседы, экскурсии на предприятия города, встречи с людьми различных профессий, ролевые и дидактические игры, викторины, конкурсы рисунков и фотографий профессий близких родственников. Таким образом, на уровне начальной школы ведется информационно- просветительская работа с обучающимися.

Мастерские трудовых проб организуются для учащихся 4 классов с целью определения уровня психофизического развития учеников 4 классов, их интересов и готовности к обучению по определённому трудовому профилю. Занятия проходят во второй половине дня в соответствии с профилями трудового обучения учебных трудовых мастерских школы.

Профили трудового обучения: слесарное дело, столярное дело, штукатурно-малярное дело, швейное дело, картонажно-переплетное дело.
Обучение в мастерских трудовых проб носит ознакомительный характер, происходит знакомство учащихся с различными материалами, их свойствами, инструментами и оборудованием. Максимальное внимание уделяется практической деятельности. Детям дается возможность попробовать себя в разнообразных трудовых действиях.

Социальный педагог в начальной школе на классных собраниях проводится анкетирование родителей для определения уровня информированности о возможных вариантах трудовой деятельности их детей.

В 5 – 7 классах формируется мотивация и положительное отношение к трудовой деятельности, выбору будущей профессии через практическую деятельность и развивающие игры.

В 5-х классах осуществляем диагностику на выявление предпочитаемой профессии и соответствие её способностям ученика. В программу сопровождения 5-6-х классов по профессиональному самоопределению включены экскурсии по предприятиям города Междуреченска, а также встречи детей с представителями разных профессий.

На уроках технологии в рамках программы профориентации учащиеся знакомятся с профессиями по соответствующему профилю, востребованными на рынке труда в городе и регионе. Темы включаются в содержание уроков по технологии. На данную работу отводится по 1 часу технологии в месяц в рамках национально-регионального компонента.

В поурочное планирование различных учебных предметов в 5-9 классах включаются задания, содержание которых связано с имеющимися в школе профилями трудового обучения.

Такие задания проводятся на этапе закрепления изученной темы. Наиболее целесообразно использовать данные задания на уроках математики, русского языка, социально – бытовой ориентировки, обществознания, биологии. В старших классах учащиеся знакомятся с деловыми бумагами, требующимися при трудоустройстве, с организациями, занимающимися трудоустройством. Изучают основные вопросы, возникающие в ходе собеседования с работодателями. Учатся находить информацию о вакансиях рабочих мест и т.д. Практическое закрепление изученного производится через внеклассные занятия, общешкольные мероприятия (ролевые игры, игры- аукционы, вечера и т.д.), а также воспитательные занятия.

В Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностным результатом является:

  • адекватное представление о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • мотивация к творческому труду, работа на результат;
  • готовность к самостоятельной жизни.

Основная идея профориентации в школе на уровне старшего звена заключается в создании таких условий, при которых образование стало бы индивидуализированным, функциональным и эффективным.

В связи с этим для учащихся 7-9-х классов разработана программа коррекционного курса «Профориентир», рассчитанная на 68 часов. Основные задачи курса:

  1. Фиксирование основных понятий и определений в профессиональной деятельности.
  2. Диагностическая работа, которая помогает ребенку получить знания о себе, своих склонностях, умениях, способностях.
  3. Научение применять на практике свои знания и умения в профессиональной деятельности.
  4. Знакомство с рынком труда.

Формы занятий в рамках данного курса – беседы, творческие задания, диагностические процедуры.

При подведении итогов курса многие ученики отмечали, что занятия по профориентации им помогли узнать свои возможности, интересы и способности, которые помогут им определиться в своем профессиональном решении.

В старших классах для родителей формируется информация об индивидуальных особенностях и предпочтениях, особенностях здоровья детей, осуществляется подбор оптимальных вариантов профобучения на основании анализа коньюктуры рынка труда.

На всех этапах родители знакомятся с результатами анкетирования, тестирования, практических работ обучающихся. Работа с родителями проводится комплексно социальным педагогом, педагогом-психологом, зам. директора по УВР, классным руководителем.

Учащиеся получают информацию об учебных заведениях и профессиях, на занятиях, на экскурсиях, встречах с представителями различных профессий, на сайтах, через стендовую наглядность, раздаточный материал.

Педагоги получают профориентационную информацию через работу методических объединений школы, индивидуальные консультации, работу с интернет-ресурсами.

В рамках договорных отношений с учреждениями-партнерами происходит обмен информацией о возможных вариантах профессионального определения выпускников школы.

Профориентационные занятия социального педагога направлены на формирование представлений о будущей профессиональной деятельности и развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях. Занятия проходят во вторую половину дня.

Профориентационные занятия педагога – психолога для 8-9 классов проводятся во вторую половину дня.

Коррекционно-развивающие занятия направлены на:

  • расширение и закрепление знаний учащихся об особенностях профессий, доступных для подростков;
  • формирование у обучающихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.

Занятия проводятся с использованием: элементов социально-психологического тренинга, ролевых и профориентационных игр, дискуссий, анализа конкретных ситуаций, психодиагностических процедур.

Подростки проектируют профессиональный план (определяются в выборе будущей профессиональной деятельности, обсуждают варианты профессионального образования, овладевают способами и приёмами планирования профессиональной и жизненной перспективы), учатся корректировать его в зависимости от ситуации на рынке труда, развивают навыки самопрезентации, закрепляют образ будущей профессии.

На всех этапах профориентационной работы в школе педагоги, воспитатели осуществляют наблюдение и выявление интересов и способностей обучающихся, фиксируя результаты в дневниках наблюдений и в характеристиках. Эти данные востребованы при определении трудового профиля и выборе профессии.

В «мастерской трудовых проб» учителем технологии ведется мониторинг трудовых проб, результаты которого свидетельствуют о том, насколько успешно у учащегося получаются определенные трудовые навыки в рамках профиля трудового обучения.

Медицинский работник определяет наличие или отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям трудовой деятельностью. После проведения всех занятий в «мастерских трудовых проб» педагогом-психологом проводится диагностика готовности обучения учащихся на том или ином профиле трудового обучения и с выдачей рекомендаций.
Классный руководитель знакомит родителей (законных представителей) учащегося с результатами обучения в мастерской трудовых проб. Все данные заносятся в рекомендательную карту. На основании данных рекомендательной карты школьный психолого-медико-педагогический консилиум рекомендует учащимся профиль трудового обучения.

Социальный педагог в 5 и 8 классах проводит анкетирование родителей для определения уровня информированности о спектре предлагаемых профессий учебными заведениями города и области, о представления будущей профессии своего ребёнка.

По итогам занятий с обучающимися 7-9 классов социальный педагог проводит исследование об информированности учащихся о профессиях, которые могут получить выпускники, и учебных заведениях города и области.

В 8-9 классах педагог-психолог проводит обследование обучающихся с целью выявления профессиональных предпочтений и готовности к профессиональной деятельности.

В школе стали традиционными ряд мероприятий по профориентации, в которых принимают участие обучающиеся 1-9 классов. Эти мероприятия проводятся ежегодно при активном участии родителей обучающихся.

  1. Проект « К родителям на работу»
  2. Конкурс рисунков для учащихся 1-7 классов «Профессии моих родителей»
  3. Фотовыставка «Профессии моего города»
  4. Конкурс сочинений « Кем быть?»
  5. Деловая игра для учащихся 8-9 классов «Мой выбор»
  6. Школа любящих родителей «Как помочь ребенку с выбором будущей профессии?»
  7. Проект «День открытых дверей «Профессии, которые мы получаем в школе».

Хотелось бы остановиться на одном из масштабных проектов - «Дне открытых дверей». Основные организаторы этого мероприятия – администрация школы и Совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Мероприятие проводится в четвертой четверти учебного года. На каждом уровне обучения – свой режим работы. На уровне 1-4 классов проводится игра « Город мастеров», в которой родители или приглашенные гости проводят мастер – классы, рассказывая о секретах своей профессии. На уровне 5-7 классов также проводятся мастер- классы в кабинете «Парикмахерское дело», где учащиеся вместе с родителями организуют места для профессиональных проб, устраивая конкурсы «Лучший модельер по укладке волос». В 8-9 классах ребята участвуют в организации круглого стола. Постоянным гостем является профконсультант центра занятости населения Лузина О.Е., которая делает обзор рынка труда г. Междуреченска, области и России. Круглый стол проходит по теме: «Рынок труда: требования и перспективы». Где приглашенные, представители , как правило, рабочих профессий знакомят ребят с рынком труда, его требованиями и перспективами, отвечая на вопросы ребят, рассказывают об особенностях своих профессий. В совместном обсуждении выясняют, какими качествами необходимо обладать человеку, чтобы быть успешным в той или иной профессии. По завершении работы ребятам предлагается заполнить первое в своей жизни резюме и защитить его перед специалистами. Ребята, написавшие лучшее резюме, получают от гостей - «Профессиональный сертификат» соответствия выбранной профессии.

В школе работает «Успешный выпускник», в который вошли выпускники успешно устроившиеся в жизни. Они являются первыми помощниками в проектировании и проведении школьных мероприятий по профориентации: мастер - классы «Моя профессия штукатур - маляр», круглый стол «Столяр - важная профессия среди работников УЖКХ», «Моя профессия – портной», «Родной город становится краше, если за дело берутся работники ООО «Лиана» и т.д.

О результатах работы педагогического коллектива по профессиональной ориентации учащихся 9 классов говорят следующие показатели:

  • В 2015 году из 34 выпускников 15 (44%)поступили на обучение в ПУ№29
  • В 2016 году из 13 выпускников 10 (77%)поступили на обучение в ПУ№29

Успешная школа – успешные дети:

  • в 2015-16 учебном году введена система награждения учеников по итогам года в номинациях: Лучшие в учебе, труде, творчестве и спорте;
  • увеличился % выпускников, ориентированных на продолжение обучения в учреждениях начального профессионального образования;
  • осуществляется партнерство с ПУ №29 г.Новокузнецка, учащиеся которого, бывшие ученики школы, проходят практику на базе школы;
  • 3 года практикуется временное, на летний период, устройство выпускников на работу в школу по гражданско-правовому договору;
  • расширены возможности трудовой подготовки учащихся за счет введения модулей «сельскохозяйственный труд», «парикмахерское дело».

Всего за 2015-16 учебный год профориентационных мероприятий было - 32. Самые интересные из них - это знакомство с профессиями таких предприятий как Дом быта, парикмахерская, телекомпания, строительные компании, прачечное хозяйство, управляющая компания.

Особый интерес у учеников вызвала презентация профессий родителей и выпускников школ, успешно устроившихся в жизни. Особое место в системе профориентации занимают практикоориентированные занятия: ролевые игры, практические уроки, тренинги, трудовая практика.

С трудовым воспитанием учащихся, знакомством с профессиями в 2015-16 учебном году была также связана и экскурсионная работа. Экскурсии в ГОУ НПО Профессиональное училище № 62, котельную № 4а,5а, МКУ «Управление по благоустройству, транспорту и связи», АНО «Школа-студия «Эдуард», ОАО «Горэлектросеть», ООО «Эдельвейс-Н», банно-прачечное хозяйство, ОАО «Рикт», отделение Сбербанка, пункт приема вторсырья, ПЧ №1, продовольственный супермаркет «13 район», на строительную площадку, почту; беседы о выборе профессии, школьная трудовая практика, трудоустройство подростков в летнее время способствовали формированию у учащихся интереса к будущей специальности. В рамках профориентации были организованы встречи с родителями рабочих профессий, выпускниками школы. 100 % выпускников определились с занятостью после окончания школы.

На наш взгляд, основным результатом реализации нашего плана по профориентации обучающихся является то, что после окончания школы наши выпускники продолжают обучение согласно школьному профилю, а после получения начального профессионального образования некоторые из них поступают в колледжи, большая часть выпускников востребованы в доступных для них сферах деятельности.

Во внеурочной деятельности в профессиональном самоопределении практикуем беседы, консультации, игры, тренинги и показ видеофильмов о профессиях, предприятиях города Междуреченска и Кемеровской области, различных учебных заведениях, всю интересную информацию по профориентации располагаем на информационном стенде или на сайте школы.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование в учреждении осуществлялось по следующим направлениям:

В 1-х классах:

  1. Спортивно - оздоровительное направление представлено программой «Планета здоровья»;
  2. Нравственное направление представлено программой «Мой мир»;
  3. Социальное направление представлено программой «Мой край, Моя семья. Мои друзья»;
  4. Общекультурное направление представлено программой «Волшебный мир театра»;
  5. Социальное направление представлено программой «Сделай сам»;
  6. Общекультурное направление представлено программой «Волшебные краски».

Во 2-9 классах:

  1. общекультурное - школьные творческие объединения: «Культура шорского народа», «Музыкальные занятия», вокальные группы «Солнышко», «Домисолька»;
  2. спортивно - оздоровительное - спортивная секция «Баскетбол», ежемесячно - дни здоровья, ежедневно - «Спортивный час»;
  3. социальное – творческие объединения: «Хозяюшка», «Парикмахер»;
  4. нравственное – уроки культуры, тематические занятия.

Исходя из циклограммы работы воспитателей в группе видно, что по вторникам для 2-8 классов проводятся мероприятия по основам профессионального самоопределения и экономического воспитания школьников. Благодаря вышеперечисленным курсам внеурочной деятельности обучающиеся могут определить свои интересы.

Результатом успешной работы учащихся, учителей и воспитателей в 2015-16 учебном году стали яркие и запоминающиеся победы и участие в конкурсах, акциях, выставках, фестивалях различных уровней. Это участие учащихся в областном фестивале «Рождественские встречи друзей», в 16-ом городском фестивале для детей с ограниченными возможностями «Мы всё можем, выставке декоративно-прикладного творчества «Город мастеров».

Педагоги совместно с детьми приняли участие в городской выставке «Сказка Рождества»; учащиеся стали дипломантами областной выставки ДПИ «Параскева Пятница-покровительница рукоделия», участниками городских конкурсов сочинений и рисунков «Шахтерский труд глазами детей».

Учащаяся 9 класса стала призером городского конкурса «Кен Кысчагаш». Школьники под руководством педагогов стали дипломантами 2 степени областного фестиваля "Элим", городского конкурса "Чылтыс".

Педагоги подготовили группу детей, которые стали победителями и призерами XII городского конкурса проектных работ «Вдохновение».
Учащиеся совместно с педагогами стали победителями, призерами, лауреатами городского конкурса «Образы цветов в искусстве рукоделия».

Впервые учащиеся приняли участие в городском спортивном фестивале «Будущие Чемпионы».

Третий год принимаем участие в городской акции «Мелочные фантазии или чья-то жизнь уже не мелочь».

За творческие и спортивные победы учащейся 9 класса присвоена муниципальная премия «Надежда Междуреченска».

Промежуточные итоги реализации профориентационной программы подводятся в форме аналитических справок, отчетов по итогам проведенных мероприятий. Итоговый анализ результативности профориентационной работы за текущий учебный год осуществляется в конце учебного года. В августе происходит сбор катамнестических данных о получении профессии и трудоустройстве выпускников школы. Сбор и анализ информации осуществляет классный руководитель в первый год после выпуска учащихся из школы, далее второй и третий год после выпуска - классные руководители и социальный педагог.

По результатам катамнеза и анализа работы вносятся коррективы в план работы по профориентации на следующий учебный год. Анализируя свой накопленный опыт, пришли к выводу, что психолого-педагогическое сопровождение по профессиональному самоопределению станет эффективным, если работа будет системной, целенаправленной и охватывать все ступени обучения.

Если говорить о планах на будущее, то мы планируем продолжить работу по реализации профориентационной работы в следующем учебном году.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.