РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование акцентологических умений младших школьников в процессе изучения родного языка

Потребность школы в совершенствовании речи школьников, в том числе и грамотном акцентологическом произношении велика, однако методических указаний по введению в урок элементов совершенствования акцентологической культуры школьников недостаточно. Особенно сложно обстоит дело с сельской школой, где учащиеся ограничены в широком общении, далеки от очагов культуры, слыша, в основном, неграмотную речь односельчан. И поэтому возникло противоречие между потребностью формировать акцентологические умения младших школьников и методической обеспеченностью в этом отношении учебного процесса.

Проблема исследования: каковы возможности уроков родного языка и внеклассных мероприятий в эффективном формировании акцентологических умений младших школьников в сельской начальной школе.

Объектом исследования является культура младших школьников, а предметом – процесс формирования акцентологических умений учащихся начальной школы в процессе изучения родного языка.

Актуальность темы исследования обусловлена:

  • необходимостью рассмотрения лексических явлений в их взаимосвязи
  • взаимообусловленности и в то же время недостаточной теоретической разработанностью этой проблемы в школьных учебных пособиях;
  • необходимостью проведения специальной работы по обогащению словаря учащихся;
  • отсутствием до настоящего времени специальных пособий, дидактического материала, дающего учителю возможность расширять словарь учащихся.

Научной основой опыта являются труды учёных-лингвистов, в которых доказывается системный характер русской лексики (Ф.П. Филин, Д.Н.Шмелёв, М.И.Фомина), современные положения методики развития речи учащихся, разработанные в трудах психологов и методистов (А.А. Леонтьев, М.И.Львов, М.Т.Баранов), работы методистов, в которых рассматриваются проблемы обогащения словаря учащихся (М.А. Портнягина, Г.В. Бобровская).

Исследование включило несколько этапов.

1. Констатирующий этап

Для реализации целей эксперимента учащимся были поставлены вопросы и задания.

Задание №1. Ответить на вопросы:

  1. Что мы называем ударением?
  2. Какой слог называется ударным?
  3. На какой слог падает ударение в русском языке?
  4. Все ли слова имеют ударение?
  5. Для чего нужно правильно ставить ударение?
  6. Если ты не знаешь, как правильно поставить ударение в слове ты а) спрашиваешь у родителей; б) у учителя; в) обращаюсь к словарю.

Анализ ответов на вопросы показал следующее.

Учащиеся не могут дать правильное определение ударению. На второй вопрос в основном ответы даны правильные. Ошибочными были ответы на третий вопрос: дети не знают такой особенности русского ударения, как разноместность. На четвёртый вопрос дети сказали, что все слова имеют ударение, только 1 ученик отметил, что предлоги не имеют ударения. Ответы на 5 вопрос: 3 ученика ответили: «чтобы слова красиво звучали». «чтобы наша речь была правильной», «чтобы быть грамотным». Остальные затруднились ответить. Анализ ответов на последний вопрос показал, что учащиеся в случае затруднения обращаются к учителю (4 ученика), к родителям (1), к словарю (1), ни к кому (5).
Задание №2. Расставь ударение в словах.
Задание №3. Приведи примеры слов, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному. Ни один ученик не справился с заданием.
Задание №4. Подбери слова противоположные по значению: дала - .., кончил - …. При выполнении данного задания были допущены грубые ошибки.

2. Формирующий этап
 

Ученики с помощью учителя подготовили сообщения об особенностях русского ударения.

Сообщение 1. Ударение в русских словах может падать на любой слог. Например, мама- на первый, окно – на второй, карандаш – на третий. Во французском языке ударение падает всегда на последний слог, в польском – на предпоследний. Давайте поиграем в игру: как бы прочитали слово «реченька» французы, поляки, русские?
Учащимся было предложено завести словарики, в которые они будут записывать слова, вызывающие сложности в постановке ударения.

Для третьеклассников проводилось внеклассное мероприятие «Паспорт грамотности». Дети завели тетради, где фиксировали ошибки, допущенные ими или товарищами при постановке ударения.

На уроке русского языка по теме «Повторение изученного» один из этапов был посвящён характеристике лингвистических словарей. Дети вспомнили, что раньше использовался орфографический словарик. А теперь используются толковый, фразеологический, синонимов и антонимов. Особое внимание было уделено орфоэпическим словарям, в частности словарям ударений.

На уроках литературного чтения также проводилась акцентологическая работа. При изучении устного народного творчества дети расставляли ударения в словах потешек, небылиц, считалок:

Стучит, бренчит на улице.
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке.
Туда же по дорожке.

При изучении частей речи учащиеся получали исследовательские задания: выписать из художественных произведений, которые изучались на уроках чтения, те части речи, постановка ударений в которых вызывает затруднения. Особое внимание уделялось лексике: вечор, кровля, чернавка.

На каждом уроке несколько минут посвящалось обучению учащихся акцентологическим умениям и навыкам. При выполнении любого упражнения проводился акцентологический разбор слов. Часто на уроках пользовались таблицами, в которых менялись слова «Произнеси правильно слова с ударением на 1 слоге, 2-м и т.д.

Запомнить некоторые слова учащимся помогли рифмованные стишки и загадки:

Как разрежешь – сок течёт,
Свеж и сладок он на вкус, называется…..

На уроке обобщения и повторения по теме «Имя существительное» была проведена акцентологическая разминка:

1. Прочитай и поставь ударение в зависимости от их значения:

Атлас (материал), пропасть (исчезнуть) и т.д.

Игра «Школа», участники игры записывают сначала слова с ударением на первый слог (школа, парта), затем на второй (учебник, пенал), потом на третий (ученик, перемена).
Единый орфоэпический режим соблюдался на других уроках и в повседневном общении. Одно из родительских собраний было посвящено знакомству родителей с нормами ударения, обращено внимание на необходимость соблюдать акцентологические нормы. Только усилиями учителей, родителей можно добиться положительных результатов.

3. Контрольный этап.

Учащиеся отвечали на вопросы, поставленные на формирующем этапе.

На первый вопрос ответили все учащиеся. Много раз повторялось определение, поэтому дети хорошо усвоили понятие. На 2 все ответили безошибочно. При ответе на 3 вопрос 2 ученика допустили неточности. На остальные вопросы дети ответили, в основном правильно, допуская некоторые неточности.

Проведённый эксперимент дал положительный результат, тем самым подтвердив гипотезу исследования.

Целенаправленная работа по обучению учащихся акцентологическим умениям способствовала успешному развитию языковой и речевой компетенции, приобщала детей к творческой речевой деятельности, развивала языковое чутьё, интерес к предмету.

Поскольку дети сельской школы «отдалены» от очагов культуры, во многом успех акцентологической работы зависит от речи самого учителя, которая должна быть образцовой. В сельской школе важно использование таких форм, как работа в парах, групповая работа, когда более подготовленные дети помогают более слабым. Только в полноценном общении могут совершенствоваться речевые навыки учащихся.

В качестве перспектив дальнейшей работы мы видим разработку методических рекомендаций, подбор упражнений и заданий, нацеленных на формирование культуры речи учащихся начальной школы.

Библиографический список

  1. Аванесов, Р.И. Фонетика современного русского литературного языка: учебник для филологических факультетов вузов – М.: Просвещение, 1992. – 231с.
  2. Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников //Начальная школа, - 2003. - №10. – с.41 – 45
  3. Бондаренко, А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников: учебно-методическое пособие – М.: Просвещение, 1990. – 123 с.
  4. Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий – М.: Высшая школа, 1995. – 134 с.
  5. Львов В.В. Обучение учащихся начальных классов акцентологическим нормам русского литературного языка // Начальная школа, 1998. - №4. – с. 32 – 35
  6. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в школе: учебное пособие для учителей – М.: Просвещение, 1999. – 123 с.
  7. Орфоэпический словарь русского языка: словарь / под ред. Р Аванесова. – М.: Высшая школа, 1997. – 321 с.
  8. Словарь ударений: словарь / отв. Ред. О.А Ушакова. – М.: Дрофа,2004.- 543 с.
  9. Соловейчик, М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка//
  10. Начальная школа, 1999. - №7. – с. 21 – 25
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.