РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация обучения русскому языку и литературе в разновозрастных группах в условиях малокомплектной школы

Артемьева Любовь Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Сойменская ООШ»
Судогодского района
Владимирской области

Малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка.

Следует отметить такие особенности малокомплектных школ:

  • низкая информационная насыщенность школ на селе;
  • недостаточность научно-методических рекомендаций;
  • недостаточное общее развитие сельских детей;
  • низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи;
  • отдаленность малокомплектных школ от методических центров;
  • недостаточность форм взаимодействия муниципальных органов управления образованием и малокомплектных (малочисленных) школ и др.

Но и при имеющихся трудностях можно и нужно находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса, оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе. Один из способов решения проблем в условиях малого количества учащихся - организация занятий с несколькими классами, т.е. в разновозрастных группах детей (РВГ).

Разновозрастная группа позволяет ученику осуществить важные социальные пробы, освоить роли «младшего» и «старшего», «ученика» и «наставника», «помощника» и «исполнителя», «ведущего» и «ведомого», приобрести опыт социального поведения. Школьники учатся адекватно оценивать деловые и нравственные качества других людей, а также и свои собственные возможности.

Как показывает практика, воспитательный потенциал обучения в разновозрастных группах повышается тогда, когда на занятии совместная учебная деятельность детей разного возраста осуществляется на основе сотрудничества и сотворчества.

В условиях малокомплектной школы наиболее эффективными оказались методы, приёмы «бесконфликтной» педагогики, предполагающей перераспределение функций между учителем и учащимися, сочетание индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учеников.

Очень важно, что организация совместной, самостоятельной и коллективной работы детей разного возраста позволяет решать задачи развивающего обучения. Важным средством, реализующим идеи развития личности в условиях разновозрастных групп, выступает уровневая дифференциация. Дифференциация видов деятельности и заданий с учетом возраста, способностей учащихся в РВГ позволяет обеспечить их свободный выбор, максимально соответствующий индивидуальным возможностям ребенка, наблюдать за усвоением знаний каждым учеником, что способствует оказанию своевременной помощи школьникам.

Среди комплекса педагогических средств, повышающих качество обучения в РВГ и формирующих субъектную позицию ребенка, наиболее эффективными являются на содержательном уровне - отбор и дифференциация учебного материала; на организационном - индивидуальное и групповое целеполагание, использование ситуаций поиска и свободного выбора, успеха, различные виды оценивания, рефлексии и анализа, проектирование форм и способов участия учащихся в образовательной деятельности (совместная деятельность детей в разновозрастных парах, триадах, группах).

Несомненно, целесообразно использование современных образовательных технологий: уровневой дифференциации; проблемного обучения; технологий «Развитие критического мышления», «Образ и мысль», «Дебаты», метода проектов, педагогических мастерских, портфолио, игрового моделирования и т.д. При этом предметом и средством обучения должен быть текст.

Педагогу также необходимо предусматривать последовательно этапы подготовки учебных занятий в разновозрастных группах (обоснование совместной деятельности учащихся разного возраста на занятии и определение его темы; определение задач занятия; отбор содержания учебного материала на каждом этапе занятия в РВГ для всех учащихся и учеников определенной возрастной группы; определение и подбор соответствующих общему содержанию способов и форм совместной учебной работы учащихся разного возраста, определение способов изучения нового учебного материала по классам, который должен быть усвоен в соответствии с требованиями программы по предмету; планирование учебного занятия; подготовка консультантов, учащихся к занятию, организация целеполагания и т.д.

Педагогическим средством повышения эффективности обучения в РВГ является коллективная деятельность детей, организованная в парах, триадах, микрогруппах. Специфика групповой работы в РВГ заключается в том, что должны быть четко распределены ролевые позиции старших и младших учащихся как со-субъектов деятельности. Распределение обязанностей, опорные карточки с инструкциями являются необходимыми средствами формирования субъектной позиции старших и младших школьников.

На завершающем этапе занятия ученики в группах проводят самоконтроль и взаимоконтроль выполненной работы, представляя их. Учитель демонстрирует наиболее удачные работы, предлагая учащимся ответить, чему они научились и как полученные знания и умения могут быть ими использованы. Учитель выставляет текущие оценки по результатам оценивания в группах.

Правильная организация разновозрастного сотрудничества на уроках русского языка и литературы способна положительно повлиять на динамику развития компетенций учащихся.

Практика показывает, что постановка старших в позицию учителя (организация, планирование, руководство; обучение, воспитание, развитие других) способствует развитию у них ключевых и предметных компетенций. Разновозрастное обучение влияет на развитие у старших и младших таких качеств, как умение подготовить сообщение по русскому языку и литературе, организовывать, планировать, оценивать свою и чужую деятельность; передавать знания другим и воспринимать их от другого (качества, входящие в ключевые компетенции: информационные, учебно-познавательные, коммуникативные, компетенции самосовершенствования, ценностно-смысловые; предметные компетенции: языковую и коммуникативную). Четкое осознание положительных и отрицательных сторон взаимодействия, способность объективной оценки своей и чужой деятельности в рефлексиях учащихся указывает на умения анализа, самоанализа, самоконтроля (компетенции самосовершенствования, учебно-познавательные, ценностно-смысловые, коммуникативные).

Такой подход к обучению ориентирован не столько на изучение отдельных предметов, сколько на иную организацию учебного и воспитательного пространства в школе, акцентирует внимание на развитие у школьников коммуникабельности, толерантности, способности самостоятельно учиться.

Малокомплектная школа вписывается в условия образовательных стандартов второго поколения, прежде всего тем, что в новых стандартах отводится значительное место развитию элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки. Как известно, обучение в малокомплектной школе предусматривает, преимущественно поисковый характер обучения, роль учителя в таких условиях - направляющая.

В научно-педагогической литературе и периодической печати много говорится об эффективности разновозрастного обучения, о том, что организация образовательного процесса в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы обладает высоким воспитательным и дидактическим потенциалом, создает благоприятные условия для качественного обучения сельских детей, удовлетворения их потребностей во взаимодействии, обогащения коммуникативного и социального опыта школьников. Но все мы понимаем, что создание разновозрастных учебных групп в малочисленных школах диктуется не педагогической целесообразностью, а, прежде всего, соображениями экономии финансовых средств и предписывается вышестоящими органами управления образования.

На сегодняшний день учитель малокомплектной школы при отсутствии методической поддержки, учебно-методического комплекса вынужден самостоятельно решать огромный круг задач в организации обучения в разновозрастных группах. Одна из проблем – составление тематического планирования. Учитель так планирует программный материал в разных классах, что на одном или нескольких уроках учащиеся двух классов работают по одной теме. Но не все темы, изучаемые в разных классах, совместимы. Необходимо также корректировать тематическое планирование и приводить его в соответствие с учебным расписанием, т.к. не все учебные часы в классах совмещены. По сути, сельский учитель работает в режиме эксперимента под девизом: «Твори, выдумывай, пробуй!»

Конечно, нужен принципиально иной, новый подход к решению проблемы малокомплектной сельской школы, так как главная и наиболее сложная по характеру специфическая особенность уроков в этом типе школ состоит в том, что методические приемы нуждаются в видоизменении, модификации.

Соответствующая подготовка учителя и разработка нового учебно-методического комплекса - первый шаг для создания условий подлинно разновозрастного обучения в сельских малокомплектных школах. Необходима организация образовательного процесса в разновозрастных группах по единому учебному плану для всех членов данной группы.
Наличие программ и соответствующих учебников для разновозрастных учебных коллективов позволили бы построить образовательный процесс в малокомплектных сельских школах по иному принципу, основанному на принципах межвозрастного взаимодействия.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены