РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Уроки технологии в сельских малокомплектных школах с применением ИКТ

Янышева Оксана Васильевна

Российская педагогическая энциклопедия приводит следующее определение малокомплектной школы: "Малокомплектная школа – школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся" [6, с. 540]. Терминологическое обозначение средних школ и классов с малой наполняемостью как школ "малокомплектных" произошло по аналогии с начальной школой. До начала 70-х годов ХХв. термин "малокомплектная" применялся только к начальной школе, в которой учащиеся двух, трех, четырех классов объединялись в один класс – комплект, если в них вместе было менее 15 учеников. С классом – комплектом работал один учитель. В 70-е годы в понятие малокомплектная школа начали включать неполные средние и средние школы с малой наполняемостью классов. Малокомплектные школы в России – это её глубинка. Как и всё, что находится в глубинке, где бы оно ни находилось на земном шаре, имеет свою специфику

Я работаю в сельской малокомплектной школе учителем технологии. В своей работе использую универсальную линию учебников авторов Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, О.В.Яковенко (универсальная линия). В настоящее время заметно повысилась планка требований к знаниям, умениям и практическим навыкам учащихся, в том числе и на уроках технологии. Запросы общества к качеству обучения растут, но в то же время проводится процесс оптимизации образования. Для сельских школ, это объединение классов по предметам. например: в 5 классе- 5 человек, в 6 классе- 4.

Единый урок технологии для 5-6 классов.

Урок необходимо построить в соответствии с требованиями ФГОС. Может ли учитель физически и профессионально учесть индивидуальные особенности каждого учащегося в 2 классах в рамках 45 - минутного урока и обязательного выполнения учебной программы?» "Как работать на уроке с двумя классами и одновременно — с каждым учащимся?" Безусловно, задача сложная, но выполнимая. Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач (Л.В.Байбородова).

В зависимости от содержания учебного материала разновозрастные занятия (уроки) могут быть однотемные и разнотемные. Однотемные занятия проводятся в тех случаях, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов и понятий. Разнотемные занятия проводятся в тех случаях, когда по программе не получаются однотемные занятия. Однако главная и наиболее сложная по характеру специфическая особенность уроков состоит в том, что методические приемы нуждаются в видоизменении, модификации, обусловленной условиями одновременной работы нескольких классов в одном помещении и под руководством одного учителя. Так как деятельность учителя не изменяется в зависимости от того, работает ли он с одним классом или одновременно с несколькими, то модификация приемов касается учебной деятельности детей на этапах подготовки к восприятию нового и закреплению материала.

Конечно, работа в СМК имеет свою специфику. Отличия малокомплектной школы:

  1. Небольшая наполняемость классов позволяет развить в детях самостоятельность. Условия малокомплектной школы требуют обязательного проведения самостоятельной работы в одном из классов. В то время, как учащиеся одного класса самостоятельно выполняют учебные задания. Учитель занимается с учениками другого класса.
  2. Учитель включает в урок 2-3 самостоятельные работы, которые чередуются с работой под руководством учителя. Урок представляет собой относительно завершённые этапы: работа с учителем – самостоятельная деятельность – работа с учителем.
  3. Время, выделяемое на самостоятельную работу одного из классов, прямо зависит от времени необходимого для работы учителя с другим классом. Объём самостоятельной работы значителен и время составляет от 15 до 30 минут. учёте индивидуальных особенностей учащихся учителю необходимо считаться с тем, каков общий уровень развития каждого школьника, как он усваивает программный материал, в чём испытывает затруднения. Дифференцированное и индивидуальное обучение реализуется в основном через сочетание групповой и индивидуальной работы при классно-урочной системе преподавания. Чётко организуя работу учащихся, учитель имеет возможность уделить несколько больше внимания слабым и медлительным учащимся.
  4. «Главная особенность самостоятельной работы учащихся состоит в том, что в ходе такой работы ученик лишается на какое-то время привычной для него опёки со стороны учителя, остаётся один на один с поставленной перед ним задачей. Выполняя задание, ученик должен испробовать свои силы и, опираясь на собственные знания, умения, навыки, на собственную наблюдательность. Сообразительность, а иногда изобретательность, найдут пути её решения, и довести его до благополучного конца». (Н.А.Менчинская )
  5. Таким образом, самостоятельная работа в малокомплектной школе – важная составная часть учебного процесса эффективность определяется многими факторами, ведущее место среди которых принадлежит организации. Разнообразие содержания и форм самостоятельных работ способствует развитию познавательных и творческих способностей, мышления учащихся, а, следовательно, и повышению качества обучения.
  6. Структура урока в малокомплектной школе имеет ряд особенностей, отличающих его от уроков в других типах школ, но проверка, изучение нового материала, закрепление сохраняется

Работа учителя при подготовке к разновозрастному обучению достаточно сложна и многогранна. За последние годы мною изучены особенности преподавания технологии в МКШ и разработаны программно-методические материалы для работы в разновозрастных классах.

Наиболее предпочтительными методами, на мой взгляд, являются современные педагогические технологии, такие как информационно-коммуникативные, проблемные, ИКТ –технологии.

Для повышения эффективности таких занятий я разработала следующие дидактические материалы: презентации «Вязание крючком», «Из истории юбки», «История костюма», « Виды резьбы по дереву»,тесты по разделу «Кулинария». Я активно работаю в сети Интернет, взаимодействую с другими педагогами, делюсь уникальными педагогическими находками и обогащаюсь результатами практической деятельности в обучении и воспитании.

Я помогаю учащимся в организации поиска в сети Интернет необходимых сведений в информбазах данных для решения определенных учебных задач, консультирую при возникновении текущих проблем. Так при работе над проектами учу их отбирать полезную информацию из сети интернет.

Применение информационно - коммуникативных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, позволяет значительно экономить драгоценное время.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и запрос. Так урок в 5 и 6 классах по теме «Приготовление блюд из свежих овощей- 5 класс», 6 класс «Приготовление блюд из круп». Составляю планирование таким образом , чтобы в одном классе была практическая работа, в другом-теоретический материал. Теоретический материал учащиеся в основном изучают самостоятельно, используя учебник и презентацию на компьютере, опираясь на поставленные вопросы, проблемы в начале урока. Оценивание работы происходит посредством тестов. Они могут быть даны на компьютере для каждого ученика или на бумажном носителе. Пятиклассники готовят блюдо, которым угостят своих товарищей шестиклассников, от которых они ждут оценки своей работы. Таким образом, я мотивирую детей на достижение цели результата.

Сельская школа, обладая определенными особенностями педагогических условий, школьных проблем и путей их разрешения, является нестандартной по сравнению с остальными типами школ. Сельские малокомплектные школы, с одной стороны, требуют изменения структуры учебного процесса, а с другой стороны, создают прекрасные условия для эффективности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

В таких школах учебный процесс организуется в малых группах, неоднородных по составу, уровню познавательных интересов. Малочисленный контингент позволяет более эффективно использовать индивидуальное обучение. В своей практике по разделу «Исследовательская и созидательная деятельность», проще говоря. работа над проектом, привлекаю детей к групповым проектам. Чаще всего над проектом работают двое учеников. Много положительных аспектов решается в процессе работы над проектом.
При использовании ИКТ можно «нудный» урок сделать увлекательным, интересным. Однако следует помнить, что при подготовке таких уроков всегда есть опасность подмены познавательного интереса игровым за счѐт яркой анимации, гифов, кажущейся лѐгкости преподаваемого материала. Учитель должен грамотно расставлять акценты, уделять особое внимание выводам. Использование информационно-коммуникационных технологий в школе должно быть продуманным. Педагог должен учитывать возрастные, психологические и даже половые особенности детей, их компьютерную грамотность

Современная сельская школа, выстраивая систему развития образования, не может состояться без применения информационно-коммуникационных технологий. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Благодаря современным аудиовизуальным средствам обучения учитель может организовать учебный процесс на высоком уровне. Но если на уроках учитель использует только персональный компьютер с мультимедийным проектором, учащиеся пассивно воспринимают информацию, что позволяет решать только часть поставленных учебных задач. Сегодня наиболее эффективным способом внедрения электронного содержания и мультимедийных материалов в среду обучении можно считать интерактивную доску. Само понятие «интерактивность» образовательных средств понимается как «возможность активного взаимодействия пользователей (учителей и обучающихся) с этими средствами»

Применение интерактивной доски на уроках педагогически оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и учащимся.

Во-первых, использование ИКТ позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Дети с удовольствием передвигают рисунки, делают надписи , составляют технологические карты на интерактивной доске. Возможность исправить ошибки, допущенные одноклассниками и показать свои знания, мотивируют ученика слушать ответ одноклассников.

Во-вторых, используется доска на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, закрепления пройденного и проверки навыков и умений. С помощью данной техники можно организовать индивидуальную, групповую работу, работу в парах, что способствует сплочению коллектива, укреплению межличностных отношений. Так используя возможность интерактивной доски на два экрана, учащиеся разделились на две команды и украшают «свой дом» резьбой подбирая соответствующий вид с последующей защитой.

В-третьиx, доска помогает организовать разные виды работы: интеллектуальные и творческие, способствует развитию мелкой моторики. Применение ее не только позволяет представить аудиовизуальную информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, но и дает возможность учащимся непосредственно взаимодействовать с новым учебным материалом. К интерактивной доске подключена документ камера. При помощи документ камеры проецирую изображение силуэта и предлагаю смоделировать вид плечевого изделия воспользавшись возможностями панели инструментов интерактивной доски.

Эффективность использования интерактивной доски состоит в том, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность обучающихся означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный, групповой вклад в процесс познания. Мной разработаны презентации для интерактивной доски по теме «Обобщение материала по теме «Кулинария» в 5, 6 классах, «Технология изготовления швейного изделия» в 5, 6 классах. «Чертеж» и другие.

Конечно, уроки с применением интерактивной доски требуют достаточно большого количества времени на их подготовку.

Учет особенностей работы в разновозрастных группах МКШ и умелое сочетание различных педагогических технологий и форм занятий позволило мне успешнее достигать образовательно-воспитательные цели программы по дисциплине «технология». Не смотря, на все трудности в организации урока в разновозрастной группе, за последние три года в моих классах повысилось качество обучения .Я считаю, что одним из компонентов повлиявшим на качество обучения учащихся – применение интерактивной доски на уроках.

Список литературы

  1. Применение образовательных средств ИКТ в организации профильного обучения в малокомплектных сельских школах/ И.Б. Готская, В.М. Жучков, С.П. Ильина, Н.И. Рыжова. Под. ред. Г.А. Бордовского. – Спб., 2004. – C. 22-27.
  2. Информационные технологии в образовании / Под ред. О.Н. Турпакова – 2007. - C. 87-88. 3. Управление качеством образования в условиях сельского образовательного учреждения. // http://do.gendocs.ru Щербакова Е. В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 107-109.
  3. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. – Ростов н/Д. 2005. -43с. Готская И.Б., Жучков В.М., Ильина С.П., Рыжова Н.И.. Под. ред. Бордовского Г.А.
  4. Суворова Г. Организация занятий в малокомплектной школе. Сельская школа, 2000, №6, с.108-117. . Электронный ресурс: http://profistart.ru/ps/blog/18172.html
  5. Электронный ресурс: http://u.to/aCtQEA
  6. Электронный ресурс:http://vsedoklady.ru
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.