РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методика использования творческих заданий и ИКТ при изучении драматических произведений на уроках литературы в условиях современной школы

Автор: Лоскутова Ольга Александровна

Широкое внедрение информационных компьютерных технологий в образовательный процесс является насущной необходимостью современного этапа развития российской школы. Это один из непременных компонентов целостной системы обучения, не только облегчающий доступ к информации, открывающий возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяющий по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

В то же время компьютерные технологии – это то учебное средство, использование которого становится в настоящий момент залогом повышенного интереса со стороны учащихся к учебному материалу: наглядность, интерактивность, яркость – все это активизирует познавательную деятельность школьников любого возраста и облегчает восприятие и освоение ими информации, ее прочное закрепление и структурирование.

Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий: мультимедиа и Интернет-ресурсов, что обусловливает необходимость использования компьютерных технологий на уроках по изучению драмы, прежде всего в аспекте применения творческих заданий на базе компьютерных технологий. Это облегчит изучение драматических произведений и повысит образовательно-развивающий потенциал занятия в целом.

Именно творческие задания могут сыграть роль удивительного, которое так привлекает внимание учащихся, стремящихся открывать новое в уже известном, приходить к своим мини-открытиям собственным путем.

Диапазон творческих заданий с опорой на современные информационные технологии на уроках литературы при изучении драмы очень широк. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Во-первых, это может быть самостоятельная поисковая работа учащихся, предполагающая использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы, конечным итогом которой может стать написание творческой работы, подготовка сообщения, презентации или фотогалереи. Учитель в данном случае, разбив учащихся на группы, может дать ориентировочные вопросы, направляющие и организующие информационный поиск школьников. Так, при изучении пьесы А. Н. Островского «Гроза» между группами учащихся может распределить следующие темы для поисковой работы: «Жизнь купечества в пореформенной России», «Домострой в русской семье XIX века», «История создания пьесы», «Сценическая история "Грозы"», «Образы Катерины и Кабанихи на сценах российских театров», «Примечания Островского к постановке пьесы» и др.

Во-вторых, к творческим заданиям на основе использования компьютерных технологий относится и работа над сценарием фильма или спектакля по изучаемой пьесе. Еще в 20-е годы ХХ века учителя пробовали на уроках составлять киносценарий по литературному тексту. В последнее время этот прием снова привлек внимание, так как создание киносценария – это своеобразное изучение текста, в ходе которого учащиеся вынуждены пристальнее всматриваться в литературное произведение, вырабатывая навыки вдумчивого и медленного чтения. После написания сценария, начинается процесс видеосъемки. Действующие лица оживают, произведение увлекает учеников, а также их родителей, одноклассников – идет коллективное сотворчество, все учатся решению проблем сообща. В процессе работы создается ситуация успеха: ученики стараются показать все, что знают, умеют и могут. Безусловно, что в работе над таким творческим заданием необходим целый комплекс мультимедийных средств, которыми и располагает современное обучение.

Знакомство с режиссерскими интерпретациями художественных текстов с целью создания видеоролика о сценической истории того или иного литературного персонажа – также весьма эффективный образовательный прием, позволяющий не только расширить общий кругозор учащихся, но и углубить понимание произведения, лучше понять его идею, авторский замысел, многомерность и сложность каждого из созданных писателем характеров, чему содействует знакомство с разными вариантами его кинематографического и сценического «прочтения».

Использование фрагментов экранизаций и сценических постановок особенно целесообразно как раз при изучении драмы, что обусловлено спецификой данного рода искусства. Основной отличительный признак драмы заключается в ее способности интегрировать в себе элементы и словесного, и сценического искусства.

Ориентируясь не только на словесное, но одновременно и сценическое искусство, драма характеризуется пристальным вниманием к внешней пластике и прочим эффектам подачи изображаемого, что нередко обусловливает гиперболичность, броскость, театральность образов. Текст пьесы, как правило, продолжает «достраиваться» в своих сценических воплощениях, формируя в совокупности новые традиции восприятия произведения и влияя на зрительскую культуру в целом. Поэтому, знакомясь с различными режиссерскими интерпретациями драматического произведения, первыми отзывами театральных критиков, сценической историей отдельных образов и т. д., учащиеся не только «зримее» воспринимают текст пьесы, но и «погружаются» в ту историко-культурную ситуацию, в которую она и была создана.

Возможность осмыслить идею драматурга с разных точек зрения его современников и не только, стать соавтором пьесы способствует более полному раскрытию ее идейной глубины, усвоением учащимися той системы ценностей, которую провозглашал автор. Подготовка и включение в содержание уроков соответствующих видеоматериалов также осуществляется при помощи компьютерных технологий.

Кроме того, знакомство с различными интерпретациями того же драматического текста может послужить «отправной точкой» к размышлениям учащихся над проблемным вопросом или проблемной ситуацией, моделью которой может стать приглашение учителя подумать над тем, что бы они предприняли на месте Раневской – героини чеховского «Вишневого сада». Здесь задействуются разнообразные, порой взаимоисключающие точки зрения на личность автора и его героев, с которыми учащиеся знакомятся в ходе сопоставления различных интерпретаций произведения в кино и на сцене. Такая «полилоговость» восприятия литературных персонажей вносит в урок необходимую проблемность, стимулирующую активную познавательную, мыслительную деятельность школьников.

Другой разновидностью творческого задания, выполнение которого предполагает использование информационных компьютерных технологий, является создание рекламных проектов по прочитанному. Создание рекламного ролика на прочитанное произведение – это полифункциональный вид работы, который способствует формированию таких читательских качеств, как творческое воображение, внимательное отношение к художественной детали литературного текста, ассоциативность и логичность мышления. Это вид творческого задания требует предварительной подготовки учащихся. Они получают домашнее задание разбиться на микрогруппы и коллективно создать рекламный ролик на пьесу того или иного автора (А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. М. Горького, А. В. Вампилова и др.). Они должны четко продумать цель, адресата, вид ролика.

Целесообразно обратить внимание школьников на форму презентации рекламных проектов. Это может быть:

  1. инсценизация;
  2. словесное описание рекламы произведения на телевидении;
  3. реклама произведения, звучащая на радио;
  4. реклама произведения в печатном издании;
  5. телереклама;
  6. комбинированный вид рекламного проекта произведения.

Следует подчеркнуть, что во время презентации рекламных проектов выясняются и важные недостатки читательской рецепции учащихся. Поэтому при изучении литературы, как и других учебных предметов, с целью привлечения внимания школьников не следует пугаться тех форм презентации, которые подсказываются реалиями современной жизни.

Среди других индивидуальных творческих заданий, которые можно предложить учащимся с целью контроля приобретенных знаний, умений и навыков на основе применения компьютерных технологий выделим:

  1. составление интерактивных литературных викторин, кроссвордов, ребусов и головоломок по художественному произведению;
  2. создание макета иллюстраций к тексту, обложки к книге;
  3. создание фотогалереи.

Что касается последней разновидности творческого задания – создания фотогалереи – то каждый художественный образ, созданный писателем или поэтом, включает в себя портретную характеристику героя, в которой автор, как правило, акцентирует внимание на основных чертах характера своего героя. На уроках литературы мы часто составляем словесный портрет персонажа, следующий шаг – фотопортрет. Работа выполняется группами по 5-6 человек. Ученики находят цитаты, содержащие информацию о герое, выявляют важнейшие стороны его личности, сопоставляя их с иллюстрациями известных художников к произведению, размещенных на Интернет-сайтах. Так, работая над созданием фотогалереи героев «Вишневого сада» А. П. Чехова, ученики могут сосредоточить свое внимание на художественных деталях, характеризующих персонажей пьесы. Заключительный урок – защита творческих работ, включающий элементы рефлексии: Что удалось? Над чем стоит еще поработать? Что новое удалось увидеть в характере героев?

Как видим, активное использование компьютерных технологий на уроке изучения драмы позволяет усиливать творческую и познавательную активность учащихся, что достигается системой разнообразных заданий продуктивного характера, нацеленных на обобщение и систематизацию изученного, совершенствование литературоведческих компетенций учащихся, развитие у них аналитического и критического мышления.

Литература

  1. Исаева, Е. А. Инновационные подходы изучения и преподавания русской литературы в школах Украины / Е. А. Исаева // Современные образовательные технологии в изучении и преподавании русской литературы : сб. ст. – М. : Изд-во МГУ, 2010. – С. 153-155.
  2. Исляева, М. Р. Инновационные образовательные технологии процессе обучения литературе в школе / М. Р. Исляева // Современные образовательные технологии в изучении и преподавании русской литературы : сб. ст. – М. : Изд-во МГУ, 2010. – С. 114-117.
  3. Матюха, Л. В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках языка и литературы : [электр. док.] / Л. В. Матюха // http://festival.1september.ru/articles/520619/
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.