РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников

Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
Дистервег

Идеология, структура, требования, содержание Федерального государственного образовательного стандарта принципиально отличается ориентацией на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности - универсальное учебное действие. Что же вкладывается требованием общества в "умение применять полученные знания"?

Анализ этого понятия с различных сторон позволил прийти ученым к следующим выводам - уметь применять - это значит,

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способным к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новизна в образовательном процессе, связанная с реализацией ФГОС, предъявляет особые требования и к учителю.

Современному учителю необходимо -

  • четко планировать свою деятельность и деятельность учащихся (тему, цель, задачи урока), продумывать виды и формы деятельности на уроке;
  • нацеливаться на сотрудничество с учениками и уметь направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность учащихся;
  • подводить учащихся к самостоятельной формулировке обобщений и выводов;
  • использовать в совместной деятельности с учениками минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • ориентироваться на времясбережение и здоровьесбережение;
  • вести учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • демонстрировать методическое искусство;
  • четко осознавать, что в центре внимания образовательного процесса являются всегда - дети;
  • планировать обратную связь.

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их.

И, следовательно, деятельность каждого ученика на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима. Ребёнок должен понимать: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Чтобы реализовывать системно-деятельностный подход в соответствии с современными тенденциями, в своей работе я использую технологии:

  1. Развивающего обучения (система Л.В.Занкова);
  2. Проблемно-диалогического обучения (Е.Л.Мельникова);
  3. Технологию проектов;
  4. Информационно-коммуникационные технологии;
  5. Технологию перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова).

Хочу кратко остановиться на каждой технологии, чтобы показать, как они помогают реализовывать системно-деятельностный подход в обучении младших школьников.

Технология развивающего обучения (система Л.В.Занкова)

По мнению Л.В.Занкова, «пусть живая, ищущая мысль ребёнка, рассуждение, доказательство, сопоставление освещают все стороны изучаемых явлений и помогают не только усвоению понятий, но и овладению навыками».

Методическая цель развивающего обучения по системе Л.В.Занкова – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

Эта цель достигается следующими путями:

  • создаю на уроке проблемные ситуации, коллизии;
  • составляю и обсуждаю план урока вместе с учащимися;
  • стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
  • оцениваю не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика;
  • поощряю стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать рациональные.

Таким образом, на уроках использую различные методы, активные формы (групповую работу, работу в парах), разновидности рефлексии, дидактические игры («Найди лишнее», «Продолжи ряд», «Раздели на группы» и др.).

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л.Мельникова)

Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит с детьми итог.

На таких уроках соблюдаю следующие этапы:

  1. постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока совместно с учащимися
  2. поиск решения - открытие субъективно нового знания;
  3. выражение решения – выражение нового знания в доступной форме;
  4. реализация продукта – представление продукта учителю или классу

Например,

  • на уроке математики по теме «Линии»,
  • на уроке окружающего мира «Живая и неживая природа»,
  • на уроке обучения грамоте «Согласные в слабой позиции».

Технология проектов.

При использовании технологии проектов в практической деятельности я придерживаюсь следующего алгоритма:

1. Погружение в проект:

  • выбор и обоснование проблемы проекта;
  • анализ предстоящей деятельности, выделение подтем в теме проекта;
  • формирование творческих групп

2. Разработка проекта:

  • подготовка к исследовательской работе: постановка вопросов, задание для групп, отбор литературы;
  • планирование технологического процесса;
  • разработка документации

3. Технологическая стадия (осуществление деятельности):

  • выполнение технологических действий.

4. Заключительный этап:

  • презентация и оценка результатов.

5. Прогнозирование новых проблем

Работу над проектами на уроках начинаю с первого класса. Сначала это простые, краткосрочные коллективные и групповые творческие проекты. Их мы выполняем на уроках технологии (осеннее дерево, аппликация из листьев). Знакомимся с принципами создания проекта, этапами и правилами работы над ним. Постепенно переходим к более сложным, не только коллективным, но и индивидуальным, исследовательским проектам.

Проектирование в урочной деятельности использую практически на любых уроках, в том числе, как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепле-ния и отработки навыков решения учебных задач. Например, на уроке математики проект «Панда» (пазлы)

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова)

На разных уроках использую основные компоненты данной технологии:

  1. комментируемое управление, как возможность налаживания обратной связи учитель - ученик, экономии времени на уроке, воспитание самостоятельности, внимания, умения сосредотачиваться;
  2. опоры: малые опоры-карточки, большие опоры – схемы. Схема – опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником, которая рождается в виде чертежа, рисунка на любом уроке в момент рассуждения, открытия нового знания, затем используется на этапах повторения и закрепления;
  3. перспективная подготовка, при которой краткие основы темы вводятся до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы даю как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации.

Например, на уроках математики – знакомство с геометрическими фигурами; на уроках обучения грамоте и письму – сведения из русского языка: виды предложений по интонации и по цели высказывания и др. 

Информационно-коммуникационные технологии

ИКТ – это визуальный ресурс, который позволяет развивать те качества личности, которые отвечают требованиям информационного общества, даёт возможность сделать уроки живыми и привлекательными для учеников.

Использую ИКТ на различных этапах разных уроков с соблюдением норм Сан-ПиН. Это мультимедийные презентации, видео, работа с интерактивной доской, электронные приложения к учебникам.

Таким образом, использование данных технологий с целью реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. У детей формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе.

Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.

А для учителя деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

учителя МБОУ «Михневская НОШ»
Сизова Татьяна Владимировна

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.