РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Коррекционная работа на уроках растениеводства

Я работаю учителем растениеводства в коррекционной школе 8 вида и считаю, что одна из основных задач преподавателя сельскохозяйственного труда является воспитание в детях любви к родной земле, уважения к труду и людям труда. Знакомлю детей с простейшими сельскохозяйственными приспособлениями и инвентарем, учу рациональным приемам работы, соблюдать правила техники безопасности.

Для совершенствования практических умений и навыков включаю в программный материал упражнения для развития мотивации, мелкой моторики рук, глазомера, цветоразличения, которые создают условия для развития памяти, мышления и речи, творческих способностей. Это оказывает положительное влияние на трудовую деятельность умственно отсталых школьников, способствует их интеллектуальному развитию. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, дают большой результат.

Значение игры на уроке трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Дети узнают много нового, полезного: названия деревьев, цветов, животных, знакомятся с профессией.

В своей практике применяю урок-сказку, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игру и т.д. каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний. Применяю дидактические игры.

Игра первая «Отгадай овощи по вкусу».

Задача: закрепить знания детей об овощах, определить их по вкусу; психологическая разгрузка на уроке.

Игровые правила: отгадывать овощи только на вкус, не открывая глаз.

Ход игры: нужно попробовать на вкус, съев кусочек, назвать овощ и рассказать о нем.

Игра вторая «Отгадать овощи по запаху», здесь развивается обоняние.

Игра третья: «узнать овощи на ощупь», здесь развиваются тактильные ощущения.

«По признаку подбери название инструмента» - игру провожу при закреплении знаний об инструментах, например, при обработке почвы.

  1. Для вскапывания почвы.
  2. Для рыхления почвы.
  3. Для полива растений.
  4. Для окучивания картофеля.
  5. Для уплотнения почвы после посева.

Ход игры: играют всем классом. У каждого перфокарты с двумя столбиками окошечек. На одном табло перечислены признаки инструментов по назначению (все признаки пронумерованы). На втором - названия инструментов под номерами, не совпадающими с номером признака, нужное выбрать.

При обобщении знаний об овощах предлагаю такую игру: «каждому овощу - его листву».

Даю два набора карточек:

  1. с картинками той части растения, которая употребляется в пищу,
  2. с рисунками листьев овощей.

Задача играющих: соединить овощ и листву.

Игра «Указать стрелками, какие части растения употребляют в пищу».

  • морковь лук картофель щавель помидор клубни лист луковица плод корнеплод капуста чеснок огурец свекла редис

Предлагаю урок – игру «По следам Робинзона». Во время путешествия по морю на корабле случилось кораблекрушение, вы попали на необитаемый остров. Случайно у вас в кармане оказались картофелина, жареные семечки, луковица, несколько зерен пшеницы, морковка.

  1. Подумайте и скажите, что вы можете съесть, а что вырастить на острове и какую часть растения употребить в пищу после выращивания.
  2. Зарисуйте растение, которое вы посадили и вырастили, и укажите на нем части растения.

Назначение загадок – средство, развивающее логическое мышление, любознательность, и игровые элементы в учебном процессе. Я задумала слово. Это – название того блюда, которое очень часто готовит ваша мама и в котором много овощей (щи).

Задание: выберите из овощей, лежащих в корзине те, которые обязательно будут присутствовать в этом блюде. Практическую работу 1-2 ученика. Кто может назвать последовательность закладки овощей в щи?

Правильный ответ найдем, отгадав загадки:

  1. Прежде чем его съели, все наплакаться успели (лук).
  2. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь).
  3. Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки (капуста).
  4. Неказиста, мешковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель).
  5. Овощное растение – «золотое яблоко» (помидор).

Тематические кроссворды на уроках с/х труда помогают повысить активность учащихся, развивать их память, наблюдательность, лучшему усвоению материала. Кроссворды предлагаю учащимся индивидуально или всему классу, например, при повторении инвентаря. Использую и кроссворды, составленные на основе загадок. Это оживляет урок, делает его занимательным, развивает у детей интерес к предмету.

Для развития мыслительной деятельности, умения находить общее, выделять только существенное предлагаю такие упражнения, например.

  1. Сад – растение, садовник, собака, забор, земля.
  2. Лес – охотник, яблоня, дерево, лист, звери.

Так определенное количество рядов, за некоторое время для каждого ряда нужно найти два слова, которые по смыслу ближе других к обобщаемому слову в строке 30-60 сек. Или наоборот несколько рядов слов из пяти слов, четыре из них объединены общим понятием, а одно не подходит для этой группы.

Лист, почва, кора, чешуя, сук.

К пословицам обращаюсь на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при его закреплении, во время опроса. Некоторые пословицы применяю с целью объяснить их смысл, например: «на удобренной земле и оглобля родит», другие – соотнести житейский смысл: «не сади дерева корнем кверху» и подмеченную природную закономерность: «готовь сено пока солнце сияет».

При изучении тем о животных, овощах применяю разгадывание ребусов.

Применяю упражнения – энергизаторы.

Упражнение на расслабление. Участники сидят по кругу. Ведущий предлагает сесть удобно, расслабиться и представить себя в виде холодного «мороженого», затем «мороженое» начинает таять. Можно использовать следующие образы: идем против ветра, по льду, по горячему асфальту. В результате применения игровых технологий решается несколько задач обучающего, воспитывающего и коррекционного направления, а также позволяет успешно решать задачи социальной реабилитации детей с проблемами интеллекта.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены