РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль современного педагога в духовно-нравственном воспитании школьника

Щербакова Инесса Евгеньевна

Общей целью всех педагогических работников в настоящее время является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Ни для кого не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. В наше время настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано исправлять положение дел и находить методы, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным ученикам. Школьная пора — это хорошее время для формирования духовности и нравственности.

Именно педагог является организатором реализации духовно-нравственного воспитании в школе. Исходя из этого, можно выделить ряд требований, которых необходимо предъявлять к личности современного педагога:

  • высокий уровень педагогических и психологических знаний;
  • духовно-нравственная состоятельность;
  • наличие творческого потенциала;
  • хорошо развитое чувство профессиональной ответственности.

Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей, таких как: дружеские отношения между людьми; чувство долга, ответственности за своё поведение; потребность в труде и трудолюбие; к природе бережливое отношение; ориентация на гармоничную семейную жизнь; стремление к самопознанию и самовоспитанию.

Педагогу необходимо понимать, что основные духовные ценности школьников это:

  • патриотизм;
  • гражданственность;
  • ценность семьи;
  • вера и духовность;
  • свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие;
  • стремление к знаниям;
  • творчество и труд;
  • искусство.

Именно на эти ценности необходимо ориентироваться, воспитывая детей школьного возраста. Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. На сегодняшний день это одна из важнейших проблем нашего общества.

Для того, чтобы процесс духовно-нравственного воспитания школьников был всесторонним и гармоничным, педагогу необходимо ориентироваться на:

  • принятие личности ребенка как ценности, со всеми плюсами и минусами;
  • возрастные и индивидуально-психологические особенности ребенка;
  • организацию самопознания;
  • соотношение общественно значимых ценностей и параметров личностного развития;
  • становление мотивации поведения и деятельности;
  • овладение умениями самоорганизации, самооценки и самоконтроля;
  • реализацию творческого потенциала личности каждого школьника.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания школьников должно быть основано на базовых национальных ценностях:

  • патриотизм
  • семья
  • искусство и литература
  • труд и творчество; наука
  • человечество и гражданственность
  • традиционные российские религии
  • природа

Свою работу педагогу необходимо строить, опираясь на основные принципы организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

  • принцип следования нравственному примеру;
  • принцип ориентации на идеал;
  • принцип идентификации;
  • принцип диалогического общения;
  • принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Я в своей работе учитываю все выше перечисленные принципы. Учитель, пользуясь авторитетом у учеников, просто обязан развивать нравственность ребят путём личного примера. Курс «Основы религиозных культур и светской этики», введённый в 4-х классах, очень хорошо помогает это делать. Мы с ребятами изучаем модуль «Основы православной культуры». Уроки всегда проходят интересно и оживлённо. На уроке по теме «Заповеди», например, работая в группах, ребята не только узнают о принятых в нашем обществе правилах поведения (не убей, не укради, не прелюбодействуй, не завидуй почитай родителей своих), но и пытаются понять и объяснить их важность. Работая с литературными текстами, ученики объясняют, какой герой сказки нарушил какую заповедь и чем за это поплатился. К концу 4-го класса ученики пересматривают свои ценности, становятся добрее по отношению друг к другу, к окружающей среде, к «братьям нашим меньшим». Изменения в поведении четвероклассников отмечают так же и родители на проводимых родительских собраниях.

Ещё очень помогает в работе по воспитанию подрастающего духовно-нравственного гражданина курс внеурочной деятельности «Социокультурные истоки». Начиная с первого класса, мы с ребятами разговариваем на такие темы, как «Доброе слово», «Честное слово», «Святое слово». Во втором классе мы изучаем разделы: «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души». В третьем классе мы рассматриваем такие разделы, как «Вера», «Надежда», «Любовь». В четвертом классе говорим о родных образах, об умелых делах и заветных словах. Ученики создают очень интересные проекты о своих семьях, находят и изучают информацию о своих предках и воссоздают генеалогическое древо своего рода. На таких уроках нет ни одного скучающего участника педагогического процесса.

Ещё мы участвуем в следующих акциях:

  1. «День пожилого человека», когда ребята приносят сладости в геронтологический центр и уделяют внимание бабушкам и дедушкам.
  2. «Подарок Детскому дому», когда учащиеся посещают Детский дом и приносят ребятам различные игры и канцтовары к Новому году.
  3. «23 февраля», когда ребята пишут письма и отправляют посылки солдатам в армию.
  4. «День Победы», когда ученики посещают ветеранов ВОВ, принося им свои рисунки с пожеланиями (здоровья, мирного неба и счастья) и сладости.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, законах, их роли в жизни общества;
  • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, аккуратным;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам и личным вещам.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Вывод: духовно-нравственное воспитание школьников возможно в условиях педагогически организованного взаимодействия школы, семьи, государства, общественных и традиционных религиозных организаций, других институтов социализации.

Создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации граждан России – один из важнейших факторов модернизации современной России.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.