РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Нужна ли игровая технология на уроках русского языка? Ситуация успеха на уроках русского языка.

Дудникова Екатерина Викторовна

Дудникова Екатерина Викторовна,
учитель,
Омская область, р.п. Любинский, с. Новокиевка
МБОУ «Новокиевская СОШ»

Нужна ли игровая технология на уроках русского языка?
Ситуация успеха на уроках русского языка

Введение

Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания.
Ф.И. Буслаев

В современном мире одной из основных причин того, что учащиеся средней школы теряют интерес к русскому языку, предпочитая ему информатику, физику, заключается, на мой взгляд, в том, что мы, учителя русского языка, не всегда показываем учащимся богатство нашего языка. В последнее время все уроки не только русского языка, но и другие предметы стали строятся только на теоретическом материале, в конце изучения разделов все сводится к подготовке государственной итоговой аттестации (контроль знаний в виде тестирования). Мы стали отходить от применения элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем, а также от разнообразных форм ведения уроков. Поэтому считаю, что давно хорошо изученную игровую технологию нужно возвращать в уроки.

Основная часть

Каждый педагог задаётся вопросом: как организовать урок, чтобы у школьников появилось желание учиться?

Урок русского языка должен приносить радость познания нового. Слово – это звук, музыка, создаваемая нашим голосом, нашим сердцем. Именно поэтому оно оказывает огромное воспитательное влияние на душу ребенка. И если на своих уроках мы отложим на время упражнения, схемы, правила, написанные взрослыми, и откроем путь к творческой деятельности, то мы получим результат. Ведь творчество- норма детского развития. Ребёнок хочет творить, сочинять, спорить. Но самостоятельно добиться в этом успеха ему будет трудно. Поэтому рядом нужен учитель.

Работу строю так, чтобы степень самостоятельности с 5 класса возрастала, а доля помощи учителя снижалась.

На уроках создаю благоприятную деловую, психологическую атмосферу, которая способствует включению в работу всех обучаемых.

Для активизации творческого отношения к учению, развития продуктивного мышления на разных этапах урока ввожу элементы игры. Это позволяет уйти от монотонности обучения, снять усталость учащихся через эмоциональную активность.

Используя игры как средство обучения, многие выдающиеся педагоги справедливо отмечали, что они содержат большие потенциальные возможности. В игре наиболее полно и порой неожиданно проявляются способности ребёнка.

Игра помогает ребятам побороть стеснительность. Более того, слабо подготовленный ребёнок может проявить находчивость и сообразительность. Во время игры есть возможность объединить различные виды деятельности, что позволяет полно раскрыться всем обучающимся независимо от их индивидуальных возможностей. Для обучающихся 5-6 классов школы одним из ведущих мотивов учения является стремление добиться награды, успеха. Поэтому при организации игр учитываю и этот фактор. Игровые формы проведения уроков я подбираю по окончанию темы изучаемого раздела. Игровые технологии помогают учащимся формировать прочные знания.

Одной из форм не только включения в урок, но и развития продуктивного мышления является постановка и разрешение проблемной ситуации. Например, при повторении темы в 6 классе «Части речи. Имя существительное и имя прилагательное» начинаю урок с постановки проблемного вопроса: « Какая часть речи, существительное или имя прилагательное, более самостоятельная?» И ребята доказывают, что существительное - наиболее самостоятельная часть речи. Уже от них образуются прилагательные. Акцент ставлю на тщательную отработку способа рассуждения. Затем зарисовываем в тетрадь для схем и таблиц (это памятка «шпаргалка», заводим её с 5 класса), что имеет существительное и что занимает прилагательное у существительного. Здесь ребята проявляют полную свободу творчества. Одни рисуют схемы в виде грибов, домов, чайнушек, плавающих облак, другие идут простым путем, зарисовывают ромбы, квадраты. Таким образом, обучающиеся усвоили, что существительное может быть собственным и нарицательным, одушевленным и неодушевленным, имеет род, число, падеж, склонение, а прилагательные зависят от существительных.

Для реализации поставленных задач опираюсь на наглядно-действенный метод. Ребятам, которым сложно воспринимать на слух материал, этот метод помогает усвоить тему.

Одним из условий достижения положительных результатов, как деятельности ученика, так и самого учителя, является непрерывный контроль, помощь в деятельности обучающихся на всех этапах урока, обязательное оценивание работы. (Интересно, что ребята в 5,6 классах расстраиваются из-за низких отметок, стремятся получить именно положительную отметку, с учащимися 7 класса этой проблемы нет - ребятам достаточно словесного оценивания. Им важнее получить знания, проявить себя на уроке).

Заключение

Каждый ребенок – это целая Вселенная. И к этой Вселенной нужен свой уникальный подход. Более того, в разных ситуациях педагогу нужно вести себя по-иному, поэтому общение и обучение превращается в захватывающий поиск ключей к сердцу ученика. А это в нашей педагогической деятельности очень важно.

Таким образом, можно утверждать, что формирование необходимых навыков умений у обучающихся может быть успешным, если усвоение понятий будет упираться не только на вербальные методы подачи учебного материала, но и на наглядно-действенные и игровой.

Список литературы:

  1. Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы, Волгоград, 2009г.
  2. Фёдорова М.В. Уроки-семинары в системе изучения русского языка в школе (5-9 классы), Санкт- Петербург «Паритет»,2004г.
  3. Журнал «Учитель» 3/2000
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.