РАЗРАБОТКИ
|
Расширение образовательного пространства музея истории школыПушкина Любовь Михайловна «Книга тем лучше, чем она нагляднее; О работе музеев истории образовательных учреждений написано много статей. Работа подобных музеев включает в себя несколько направлений. Я хочу поделиться опытом работы по расширению образовательного пространства в музее «История народного образования в Царском Селе - Детском Селе – г. Пушкине». Музей был открыт к 300-летию Санкт-Петербурга в мае 2003 года и размещается в помещении ГБУ ДО Дворца творчества Пушкинского района. В музее представлена 300-летняя история учреждений образования целого района. Основа музейного фонда – уникальные документы и фотоматериалы из архивов Санкт-Петербурга, семейных архивов; предметы, школьные принадлежности, документы и материалы из частных коллекций, воспоминания старожилов города Пушкина. Ресурсы музея позволили создать на его базе один из центров открытого образовательного пространства. Музей сегодня – не просто экскурсии, застывшие экспонаты и запасной фонд. Это открытая среда образования, в которой постоянно развиваются и совершенствуются формы работы, направленные на пропаганду деятельности музея, творческое участие старшеклассников в поиске новых материалов, объединение и общение людей разных возрастов и профессий; общение и совместные творческие дела, обеспечивающие связь поколений (при музее создано добровольное общество ветеранов педагогического труда). Наш музей имеет ряд особенностей:
В настоящее время в фондах музея около 4 тысяч единиц хранения. Экспозиция музея занимает 2 зала и включает разделы: Образовательные и детские воспитательные учреждения Царского Села и уезда в ХУ111 – начале ХХ вв. Их типы и особенности.
Экспозицию дополняют выставки:
В музее проводятся обзорная экскурсия и около 10 тематических экскурсий в интерактивной форме с привлечением материалов из вспомогательного /запасного/ фонда. Экскурсии проводятся для учащихся и учителей, студентов; разработаны специальные программы с музыкальным сопровождением для туристических групп, семейного и индивидуального посещения. Музейные фонды интересны и юным исследователям школьникам, изучающим историю своего образовательного учреждения. Музей – это волшебная машина времени, используя его ресурсы, разработаны интерактивные экскурсии-занятия из цикла «Нескучные уроки». Занятия проводятся в коллективной и индивидуальной форме с учетом возрастных особенностей детей. Дети на занятии находятся в активной позиции. Занятия в музее формируют интегрированную систему знаний. Дети совершают путешествие во времени, видят экспонаты музея и узнают события, с которыми связаны эти предметы. В конце каждого занятия дети выполняют творческие задания, которые помогают усвоить тему. Выполненные работы остаются на память детям о посещении музея. Цель занятий:
Темы занятий:
Для проведения «Нескучных уроков» подготовлены презентации, раздаточный материал для выполнения творческих заданий. Пример урока чтения и письма (Кириллица): 1. Объяснение педагога во время просмотра презентации. Прекрасные и затейливые буквы, которые вы видите перед собой, взяты из рукописных книг Древней Руси. Большие изукрашенные начальные буквы текста называются буквицами, или, по-научному, инициалами («инициал» означает по-латыни «начальный»). Перед началом письма писец тщательно разлиновывал пергамент. Чернила делали по особым рецептам из природных материалов: ягод, плодов, других природных красителей с добавлением мёда. Цвет букв поэтому не глухо-чёрный, а слегка коричневатый, тёплый, живой. Гусиное перо чинили специальным ножом (перочинный нож), который применялся также для подчисток при ошибках на письме. Буква для человека была маленьким, но ёмким отображением окружающего мира. Попытаемся хоть немного понять мир, который отражен в написании букв. Самые древние буквицы чаще всего изображают животных: барса, гепарда, рысь, лошадь, льва, много разнообразных птиц. Дикие хищные звери изображены кроткими и послушными. Изображения украшены растительным орнаментом. В более поздних буквицах Х1У – ХУ века можно увидеть изгиб крыла птицы, поступь зверя, сплетение корней, цветы, изгибы реки, контуры солнца, человека. Буквы поражают невероятными и изысканными переплетениями: фигуры животных и людей как бы вырастают из растительного орнамента, охвачены его петлями, завязаны в узлы. Эти буквы как будто поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят. Есть в буквах и необыкновенные фигуры – чудовища (от «чудиться» - видеть чудо, что-то чудесное, необыкновенное). «Чудовищный» стиль – это символическое изображение борьбы с тёмными силами природы. Так в буквицах выражалась мысль о глубокой взаимосвязи всего в нашем мире. 2. Самостоятельная творческая работа учащихся:
Ресурсы музея позволяют проводить:
В дни акций совместно с учащимися и педагогами творческих коллективов Дворца, музей проводит экскурсии-спектакли. Например, совместный проект музея и театральной студии «Маска» спектакль «Дорога уходит в даль…» (подготовлены материалы для воссоздания исторической обстановки событий начала ХХ в. в женской гимназии с целью включения в сценарий спектакля, оформления сцены, оформления костюмов гимназисток и других участников спектакля). В дни акций проводятся и мастер-классы декоративно-прикладного творчества, реставрации музейных предметов или их копий (старые газеты, фотографии…). В ходе самостоятельной творческой работы у экскурсантов закладываются основы музейной этики – бережное отношение к предметам, экспонируемым в музее. Музей сегодня в широком объеме использует свои ресурсы, реализует возложенные на него функции как культурно-образовательного центра, организует совместную музейную творческую деятельность образовательных учреждений, направляя ее на создание единой культурно-образовательной среды, продолжает активный поиск материалов для пополнения фондов музея.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
В школах увеличат число уроков истории в 5-8 классах В России предложили ввести ответственность за оскорбления педагогов Рособрнадзор: названы самые популярные предметы ЕГЭ по выбору в 2024 году Опубликован график обработки экзаменационных работ ГИА-9 в 2024 году Популярные разработки
Учимся решать задачи "КПД простых механизмов" Физика - 7 класс Презентация к урокам алгебры "Решение систем линейных уравнений. Способ подстановки" 7 класс Презентация для детского сада «Космическое путешествие Пылинки» Презентация к урокам алгебры "Системы уравнений с двумя переменными" 7 класс В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Психологические игры и упражнения для личностного развития младших школьников Создание и внедрение здоровьесберегающих условий в школьной библиотеке |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены