РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Расширение образовательного пространства музея истории школы

Пушкина Любовь Михайловна 
методист, педагог дополнительного образования 
ГБУ ДО Дворец творчества Пушкинского района 
г. Санкт-Петербург

«Книга тем лучше, чем она нагляднее;
музей тем лучше, чем он больше будит мысль»
Шмит Фёдор Иванович 1877-1937,
историк и теоретик искусства

О работе музеев истории образовательных учреждений написано много статей. Работа подобных музеев включает в себя несколько направлений. Я хочу поделиться опытом работы по расширению образовательного пространства в музее «История народного образования в Царском Селе - Детском Селе – г. Пушкине».

Музей был открыт к 300-летию Санкт-Петербурга в мае 2003 года и размещается в помещении ГБУ ДО Дворца творчества Пушкинского района. В музее представлена 300-летняя история учреждений образования целого района. Основа музейного фонда – уникальные документы и фотоматериалы из архивов Санкт-Петербурга, семейных архивов; предметы, школьные принадлежности, документы и материалы из частных коллекций, воспоминания старожилов города Пушкина.

Ресурсы музея позволили создать на его базе один из центров открытого образовательного пространства.

Музей сегодня – не просто экскурсии, застывшие экспонаты и запасной фонд. Это открытая среда образования, в которой постоянно развиваются и совершенствуются формы работы, направленные на пропаганду деятельности музея, творческое участие старшеклассников в поиске новых материалов, объединение и общение людей разных возрастов и профессий; общение и совместные творческие дела, обеспечивающие связь поколений (при музее создано добровольное общество ветеранов педагогического труда).

Наш музей имеет ряд особенностей:

  • экспозиция охватывает 300-летний период истории народного образования и рассказывает об учреждениях города, и уезда (Царскосельского, Детскосельского)
  • в музее собран материал о десятках учреждений образования различных типов и ведомств
  • при музее нет постоянного детского актива, мы используем другие формы участия школьников в работе музея

В настоящее время в фондах музея около 4 тысяч единиц хранения. Экспозиция музея занимает 2 зала и включает разделы:

Образовательные и детские воспитательные учреждения Царского Села и уезда в ХУ111 – начале ХХ вв. Их типы и особенности.

  • Становление школьного образования в 1917 – 1941 г.г.
  • Учащиеся, выпускники школ и учителя в годы Великой Отечественной войны
  • Первые послевоенные / февраль 1944 – сер.1950-х гг. /
  • От ликвидации неграмотности ко всеобщему среднему образованию / сер.1950-х – 1970-е гг. /
  • Школы района в конце прошлого века / 1980 – 2000гг. /
  • Современная школа. Перспективы развития народного образования в Пушкинском районе
  • Детские общественные организации
  • Знаменитые выпускники учреждений Царского Села – г. Пушкина
  • Заслуженные учителя района и педагогические династии
  • Учреждения и педагоги дополнительного образования

Экспозицию дополняют выставки:

  1. Исследовательские работы старшеклассников района по истории учебных заведений, об учителях и выпускниках / постоянная /
  2. Педагоги района в годы Великой Отечественной войны / постоянная/
  3. История Дворца творчества /постоянная/
  4. Новые поступления /временная/.

В музее проводятся обзорная экскурсия и около 10 тематических экскурсий в интерактивной форме с привлечением материалов из вспомогательного /запасного/ фонда.

Экскурсии проводятся для учащихся и учителей, студентов; разработаны специальные программы с музыкальным сопровождением для туристических групп, семейного и индивидуального посещения.

Музейные фонды интересны и юным исследователям школьникам, изучающим историю своего образовательного учреждения.

Музей – это волшебная машина времени, используя его ресурсы, разработаны интерактивные экскурсии-занятия из цикла «Нескучные уроки». Занятия проводятся в коллективной и индивидуальной форме с учетом возрастных особенностей детей. Дети на занятии находятся в активной позиции.

Занятия в музее формируют интегрированную систему знаний. Дети совершают путешествие во времени, видят экспонаты музея и узнают события, с которыми связаны эти предметы. В конце каждого занятия дети выполняют творческие задания, которые помогают усвоить тему. Выполненные работы остаются на память детям о посещении музея.

Цель занятий:

  • формирование ценностного отношения к наследию предыдущих поколений, осознанию их значимости в становлении и развитии образования и культуры разных народов; любви и уважения к нашему наследию;
  • создание условий для воспитания, обучения и организации детского и семейного досуга, для духовного и творческого развития учащихся.

Темы занятий:

  • Урок «Аз» да «буки», а там и науки» («В гостях у старой азбуки» - книги для обучения грамоте - азбуки, буквари, азбуковники).
  • Урок чтения и письма «Слов драгоценные клады» (Кириллица).
  • Урок чистописания «От заостренной палочки до компьютера» с использованием письменных принадлежностей ХУ111-ХХ веков. Возможна квест – экскурсия (игра в летописца).
  • Урок «Музейный портфель» - история школьных принадлежностей или «Что из чего и для чего?».
  • Уроки истории «Путешествие в старую школу. Где учился Филиппок?» и «Его величество Учебник».
  • Урок арифметики «Русские меры длины и веса. Счёты. Решение задач из старинного учебника».
  • Урок профориентации «Вот я вырасту большой…» (знаменитые выпускники и их профессии, профессия учителя)
  • Занятие «История школьной формы» проводится в форме круглого стола. После просмотра презентации происходит обсуждение проблемных вопросов: форма учащихся современного образовательного учреждения, значок (эмблема).

Для проведения «Нескучных уроков» подготовлены презентации, раздаточный материал для выполнения творческих заданий.

Пример урока чтения и письма (Кириллица):

1. Объяснение педагога во время просмотра презентации.

Прекрасные и затейливые буквы, которые вы видите перед собой, взяты из рукописных книг Древней Руси. Большие изукрашенные начальные буквы текста называются буквицами, или, по-научному, инициалами («инициал» означает по-латыни «начальный»).

Перед началом письма писец тщательно разлиновывал пергамент. Чернила делали по особым рецептам из природных материалов: ягод, плодов, других природных красителей с добавлением мёда. Цвет букв поэтому не глухо-чёрный, а слегка коричневатый, тёплый, живой.

Гусиное перо чинили специальным ножом (перочинный нож), который применялся также для подчисток при ошибках на письме.

Буква для человека была маленьким, но ёмким отображением окружающего мира. Попытаемся хоть немного понять мир, который отражен в написании букв.

Самые древние буквицы чаще всего изображают животных: барса, гепарда, рысь, лошадь, льва, много разнообразных птиц. Дикие хищные звери изображены кроткими и послушными. Изображения украшены растительным орнаментом.

В более поздних буквицах Х1У – ХУ века можно увидеть изгиб крыла птицы, поступь зверя, сплетение корней, цветы, изгибы реки, контуры солнца, человека. Буквы поражают невероятными и изысканными переплетениями: фигуры животных и людей как бы вырастают из растительного орнамента, охвачены его петлями, завязаны в узлы. Эти буквы как будто поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят.

Есть в буквах и необыкновенные фигуры – чудовища (от «чудиться» - видеть чудо, что-то чудесное, необыкновенное). «Чудовищный» стиль – это символическое изображение борьбы с тёмными силами природы.

Так в буквицах выражалась мысль о глубокой взаимосвязи всего в нашем мире.

2. Самостоятельная творческая работа учащихся:

  • написание буквиц гусиным пером
  • раскрашивание прорисовок буквиц.

Ресурсы музея позволяют проводить:

  • уроки краеведения;
  • занятия с юными экскурсоводами по методике рассказа и показа экскурсионных объектов, методике работы с группой экскурсантов, этикету общения и умению мобилизовать внимание слушающих; использованию игровых форм в экскурсии (примерить передник школьной формы для девочек, сделать запись гусиным пером и перьевой ручкой, провести опыт с чернильницей непроливайкой...);
  • консультации для педагогов и учащихся ОУ по поисково-исследовательской деятельности старшеклассников (по тематике музея). Одна из важнейших целей деятельности музея – всемерное содействие развитию навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Выполненные работы, учащиеся представляют на районных краеведческих чтениях на секции «История учебных заведений. Учительская биография».
  • музейные акции с целью привлечения в музей новых посетителей, детей с родителями: Ночь музеев (ежегодная акция, посвященная Международному Дню музеев), «День семьи», «День пожилого человека», «День Матери», Дни открытых дверей (в период каникул) и др.

В дни акций совместно с учащимися и педагогами творческих коллективов Дворца, музей проводит экскурсии-спектакли. Например, совместный проект музея и театральной студии «Маска» спектакль «Дорога уходит в даль…» (подготовлены материалы для воссоздания исторической обстановки событий начала ХХ в. в женской гимназии с целью включения в сценарий спектакля, оформления сцены, оформления костюмов гимназисток и других участников спектакля). В дни акций проводятся и мастер-классы декоративно-прикладного творчества, реставрации музейных предметов или их копий (старые газеты, фотографии…). В ходе самостоятельной творческой работы у экскурсантов закладываются основы музейной этики – бережное отношение к предметам, экспонируемым в музее.

Музей сегодня в широком объеме использует свои ресурсы, реализует возложенные на него функции как культурно-образовательного центра, организует совместную музейную творческую деятельность образовательных учреждений, направляя ее на создание единой культурно-образовательной среды, продолжает активный поиск материалов для пополнения фондов музея.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены