РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мотивационная сфера подростков в начале пубертатного периода

Цель работы состояла в том, чтобы наметить основные тенденции в формировании мотивационной сферы на начальных этапах пубертатного периода. Я планировала выявить определенные черты мотивационной сферы, характерные для возраста 12-13 лет (7-ой класс). 

Для этих целей мною были выбраны следующие методики:  диагностика самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации Прихожан, ценностный опросник Шварца, Диагностика мотивов аффилиации А.Мехрабиан, диагностика гибкости мышления «анаграммы».

Гибкость мышления

Диагностическая методика – методика «Анаграммы»

Гибкость мышления – это его умение приспосабливаться, подстраиваться, адаптироваться, используя для этого свои творческие способности, умение выходить за рамки стереотипов мышления и поведения, умение мыслить нестандартно. Гибкость мышления – это не просто навык быстро искать новые способы решения различных задач, это скорее умение отвлекаться  от своих прошлых взглядов на что-то и принятие новых, более правильных, выгодных, актуальных взглядов, подходящих именно в конкретной ситуации.

График иллюстрирует распределение по классу этого показателя.

Средние значения – 15. Подавляющее большинство класса имеет гибкость мышления на среднем с тенденцией к высокому и высокий уровень гибкости мышления.

Мотивация достижения (успеха, цели)

Выражается в стремлении к улучшению результатов, настойчивости в достижении своих целей, и оказывает влияние на всю человеческую жизнь.

Результаты исследования приведены в графике ниже.

Мотивация достижения тем выше, чем выше показатели. Мотивация избегания неудач тем выше, чем ниже показатели относительно вертикальной оси. Таким образом, наглядно видно, что в классе в целом присутствует тенденция к избеганию неудач, нежели стремление к достижению.

Мотив принятия группой

Диагностическая методика - Диагностика мотивов аффилиации А.Мехрабиан

Желание быть принятой группой, быть членом команды, быть частью организации.

Как видно на графике, распределение по классу ровное, нормальное, среднее с тенденцией к высокому и высокое. Вероятнее всего, высокое стремление быть приятным группой объясняется подростковым возрастом, когда особое значение приобретает общение, отношения со сверстниками. Именно отношения внутри коллектива зачастую в этом возрасте определяют самооценку подростка.

Уровень самооценки и притязаний

Диагноситческая методика – Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан.

Притязания - желания и потребности. Самооценка – оценка самого себя и своих достижений. Итоги приведены в графике ниже.

Нормативные значения:

Уровень притязаний:

  • Низкий – менее 60
  • Средний – 60 – 74
  • Высокий – 75 – 89
  • Нереалистичный  - 90 – 100

Уровень самооценки:

  • Низкий – менее 45
  • Средний – 45 - 59
  • Высокий – 60 - 74
  • Нереалистичный  - 75 - 100

Как видно, как уровень притязаний, так и уровень самооценки в подавляющем большинстве случаев находится на высоком уровне, либо на нереалистичном.

Личностные мотивы

Это мотивы, которые актуальны в данный момент времени. Самые популярные приведены в графике.

Универсализм - понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;

Самостоятельность — самостоятельность мысли и действия;

Безопасность  — безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

Потребность  в самостоятельности объясняется прежде всего, особенностью подросткового возраста, стремлением проявить себя как взрослым человеком.

Высокая потребность в безопасности может быть признаком того, что дети находятся в состоянии стресса и нуждаются в психологическом комфорте.

Нормативные мотивы.

Диагностическая методика – ценностный опросник Шварца.

Нормативные мотивы – это идеальные жизненные ценности. В данном случае, они не полностью совпадают с личностными мотивами, т.к. личностные больше определены настоящей ситуацией.

По результатам исследования видно, что «доброта» - повышение и сохранение благополучия близких, играет очень важную роль в перспективе. Ценность универсализма и самостоятельности сохраняется на ведущих ролях как в нормативных, так и в личностных планах.

Подводя итоги исследования, можно сделать выводы, что начало пубертантного периода у подростков характеризуется:

  • Самооценка и уровень притязаний высокий, часто нереалистично высокий
  • Мотив принятия группой высокий
  • Мотивы достижения низкие
  • Мотивация достижения средняя, с тенденцией к низкой
  • Гибкость мышления высокая
  • Преобладающие ценностные ориентиры: универсализм, доброта, самостоятельность.

Таким образом, становится понятно, что дети находятся в переходном периоде. Имея высокую самооценку и высокий уровень желаний, нет сильного стремления достигать поставленных целей. Есть стремление быть среди сверстников, быть частью команды. При этом сохраняется ценность всеобщей безопасности и добра. Самостоятельность также одна из самых важных ценностей, но ее понимание скорее в плоскости стремления к сепарации от взрослых. Носит поверхностный характер. Компенсаторным механизмом может стать гибкость мышления. Гибкость мышления, которая у подростков находится на высоком уровне, может способствовать адаптации к частоменяющимся условиям.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены