РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Одарённость и ее виды

Автор: Скороходова Галина Георгиевна

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить - это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда.

При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

  • потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
  • развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст);
  • познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст).

Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.

Центральной фигурой образовательного процесса является ученик как личность. Все остальные участники помогают становлению личности ученика, целенаправленно обеспечивают его возрастное развитие с учетом индивидуальных склонностей и способностей, способствуют его умственному, нравственному и физическому развитию, раскрывают его творческие возможности.

Организация образовательной и воспитательной работы в сельской школе имеет большое значение, чем в городской школе, так как наши ученики ограничены в возможности выбора объединения по интересам, посещения различных кружков и секций. Это связано с замкнутостью пространства, удаленностью от городских культурных и спортивных центров.

Выделяется общая (умственная) и специальная одаренность.

  • Общая одаренность проявляется в различных видах деятельности.
  • Специальная одаренность проявляется в конкретных видах деятельности.

Одаренность может проявляться:

  • как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;
  • как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
  • как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Принципы работы с учащимися, имеющими высокий уровень учебно - познавательной мотивации:

  • принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
  • принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
  • принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

На сегодняшний день школа – это центр образовательной и воспитательной работы, где создаются условия, при которых каждый ученик находит сферу применения своей индивидуальности и своим интересам. Говоря словами Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», коллектив школы поставил перед собой основную задачу: «Необходимо создать как специальную систему поддержки талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития каждого ребенка, стимулирования и выявление достижений одаренных детей».

В настоящее время в массовой школе определены основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей в процессе организации учебного процесса:

  • нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
  • работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;
  • внедрение элективных курсов;
  • проведение научно-практических конференций в школе;
  • проектная деятельность учащихся;
  • информатизация образовательного процесса;

Определены основные направления развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предметам:

  • участие детей в олимпиадах, конкурсах;
  • обеспечение базового дополнительного образования: работа спортивных секций и кружков по интересам
  • взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития общеразвивающие традиционные мероприятия школы;
  • выставка творческих работ одаренных детей;
  • создание детских портфолио
  • организация летнего лагеря

С целью психолого-педагогического сопровождения и поддержке детей, начиная с дошкольного возраста составляется картотека, проводится психолого-педагогическое исследование первоклассников, системное наблюдение за детьми из класса в класс.

Вместе с тем практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:

  • недостаточный качественный уровень курсовой подготовки учителей по освоению нового содержания образования, требующий освоения новых технологий и методик обучения учащихся
  • трудности в организации совместной деятельности педколлектива и родите-лей в осуществлении внеурочной и проектно-исследовательской деятельности учащихся
  • повышение уровня загруженности и увеличение умственных перегрузок учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
  • трудности в планировании и составлении индивидуального плана развития высокомотивированных учащихся и всего класса в ходе классно-урочной системы с учетом здоровьесберегающих технологий

Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.

Организация школьной жизни должна предполагать не только осуществление учебно-воспитательного процесса в рамках учебного плана, но и социальную организацию всей жизнедеятельности ребенка, что предполагает превращение школы в социокультурный центр села, где будет осуществляться общее развитие детей с учетом их способностей и склонностей.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены