РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Средства и приемы формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка

Дидактические материалы разработал:
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Керчевская СОШ» 
Агеева Елена Владимировна

Введение.

Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» справедливо отмечается: «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом». Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевого подхода к системно-деятельностному. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире. [Фунд. Ядро, с. 67]

В данной подборке дидактических материалов предлагаются эффективные средства, способствующие формированию УУД у пятиклассников и шестиклассников, а также примеры конкретных заданий и упражнений по определенным темам программы 5, 6 класса, составленной на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5-11 классов С.И.Львовой, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК.

Ценность данной подборки дидактических материалов состоит  в возможности ее использования учителями-словесниками при разработке отдельных уроков русского языка, а также для создания системы работы и методики преподавания. Кроме того, внедрение в педагогическую практику описанных средств позволит осуществить метапредметный подход к образованию школьников
 

Дидактические материалы по теме «Средства и приемы формирования УУД  учащихся 5-6 классов на уроках русского языка»

Создание проблемных ситуаций – одно из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию УУД.

Например, в 5 классе при изучении темы «Правописание согласных в корне слова » знакомство с новым понятием «омофоны» начинаем с проблемной ситуации:

Стояла поздняя осень. По утрам изморозь серебристым налетом покрывала опавшие листья, землю и крыши домов. А по временам из мрачных свинцовых туч, окутывавших небо, падала изморось.

Почему по-разному пишутся слова, звучащие одинаково? Или это ошибка?

Пятиклассники высказывают свои предположения, затем им предлагается самим по ключевым словам и этимологической справке вывести определение омофонов:

После проведенной работы можно сравнить выведенные самостоятельно определения с определением в учебнике.
 

Начать изучение темы: «Культура речи. Употребление в речи этикетных слов» можно с инсценировки  диалога, который  представляет собой  проблемную ситуацию.

Доктор: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?

Вася: Чао!

Доктор: На что вы жалуетесь?

Вася: Прихворнул я, что-то горло дерет, башка болит.

Доктор: Температуру измеряли?

Вася: Да я градусник вчера кокнул.

Доктор: А как же лечились вчера, например?

Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.

Доктор: Да…Тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.

На другом этапе урока (возможно рефлексии) предложить детям в парах придумать и разыграть сценку «В кабинете врача», построенную по правилам русского речевого этикета. Можно предложить инсценировать другие ситуации. (Телефонный разговор, диалог в магазине и т.д.)

Прием составления плана.

Работа с теоретическим материалом учебника может вестись по следующему плану:

  1. По названию параграфа попробуйте догадаться о содержании текста, помещенного ниже.
  2. Вспомните, что вы знаете по этой теме.
  3. Бегло просмотрите текст и определите, какая информация является для вас новой (на данном этапе уместно использовать прием «ИНСЕРТ», маркировку текста значками по мере его чтения. Во время чтения рекомендовать детям делать на полях пометы: «Ú»-уже знал, «+»- новое, «-»- думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы.)
  4. Вдумчиво прочитайте текст, разделите его на части, составьте план.
  5. Обсуждение, беседа по содержанию текста, по результатам помет на полях.
  6. Пересказ текста по составленному плану.

Другой вариант работы с планом, который составляется на основе схемы.

Например, при повторении в 6 классе темы «Звуки речи» предлагаем задание:

На основе данной схемы составьте сложный план и подготовьте устное высказывание, подберите примеры на каждый пункт плана.

Еще один возможный вариант работы с планом в 6 классе по теме: «Имя существительное в предложении и словосочетании». Шестиклассникам предлагается восстановить план с пропусками, используя материалы параграфа, подобрать примеры, иллюстрирующие данный план, а затем на основе плана подготовить выступление на тему «Синтаксическая роль существительного».

Синтаксическая роль существительных

I. Существительные в предложениях.

1. Существительное в именительном падеже:

А) подлежащее

Б) …

В) обращение

2. Существительное в косвенном падеже:

А) дополнение

Б) …

II. Существительные в словосочетаниях

1. Существительное роли зависимого слова

2. …


Прием составления граф-схем. Кластеры.

(выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди»)

Тема «Правописание согласных в корнях слов» (5 класс, повторение в начале года). В начале урока на стадии вызова вспоминаем, что дети знают об этой орфограмме, оформляем в виде кластера:

В процессе работы над орфограммой кластер дополняется и к концу урока может выглядеть так:

Изучение в 5 классе большой темы «Лексика и фразеология» начинаем с общего знакомства с разными группами слов, которые можно представить в виде схемы, опираясь на нее, дети охарактеризуют группы, которые они уже изучали на уроках русского языка, приведут примеры.

По мере изучения темы «Деепричастия совершенного  и несовершенного вида» в 6 классе можно также заполнить кластер. Вначале урока, вспоминая признаки глагола у деепричастия, оформляем знания в виде следующего кластера, который пополняется в течение урока.

 

Детей нужно поощрять в стремлении предлагать свои варианты построения схем. Например, прежде чем ребята учтут все признаки, которые лягут в основе классификации частей речи, на доске и в тетради может появиться несколько вариантов предложенных ими схем:

 

В этом варианте схемы не учитывается такое основание для классификации, как возможность частей речи склоняться и спрягаться. С учетом корректировки приходим к окончательному варианту схемы:


Прием «Верные и неверные утверждения».

Этот прием повышает мотивацию к изучению материала, используя его,  предлагаем ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из этих утверждений были верными. 

 

 

Например, при изучении темы «Исконно русские и заимствованные слова» (5 класс)

  1. Каждое десятое слово в русском языке заимствовано.(верное)
  2. Если слово начинается с гласной  А или Э, то оно почти всегда иноязычного происхождения.(верное)
  3. Главным способом обогащения языка считается заимствование.(неверное)
  4. В исконно русских словах встречается буква Ф.(неверное)


Использование моделей и схем.

5 класс «Виды предложений по количеству грамматических основ»

Задание: составьте связный текст по схемам на тему «Простое и сложное предложение».

5 класс «Морфемика»

Задание: подберите два-три примера к данным морфемным моделям:

6 класс «Диалог»

Задание: Составьте и запишите диалог, соответствующий данной схеме.

Тема диалога – «В картинной галерее».

Формула речевого этикета --> вопрос --> ответ (повествование) --> вопрос --> объяснение --> согласие --> формула речевого этикета.


Упражнения и задания, способствующие формированию логических универсальных действий

(анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование)

5 класс «Простое осложненное предложение».

Задание: Заполните таблицу, показывающую сходства и различия обращений и вводных слов.

(В таблице может быть готова только первая колонка, либо это будет таблица с пропусками)

5 класс «Роль тропов в художественном тексте»

Задание: Прочитайте поэтическую зарисовку Эммы Мошковской и опишите картину, возникшую в вашем воображении. Во второй колонке таблицы попробуйте передать содержание стихотворения, не используя изобразительно-выразительных средств. Объясните, что изменилось.

5 класс «Деление лексики на группы в зависимости от употребления слов в разных стилях речи». 

Задание: Заполните пропуски в данной таблице синонимами

5 класс «Способы объяснения лексического значения слова»

Задание: Сравните, как описан один и тот же предмет в толковом словаре и в тексте загадки. Попробуйте дополнить таблицу собственными примерами. Определите, какие средства выразительности используются в текстах загадок.

6 класс «Имя прилагательное в словосочетании и предложении»

Задание: Спишите, располагая синонимы в порядке возрастания признака.

  1. Человек – беззаботный, пустой, несерьезный, легкомысленный.
  2. Движения – несуразные, неуклюжие, нескладные, угловатые.

6 класс «Непостоянные признаки глагола»

Задание: Какие орфографические правила иллюстрируют данные схемы? Укажите формы глагола. Запишите по два примера.

6 класс «Текст как единое целое»

Задание: Послушайте стихотворение Марины Бородицкой, определите его главную мысль и подберите соответствующий заголовок. Сравните выбранный  заголовок с названием стихотворения – «Рыбкин телевизор». Какое из названий, по-вашему, более ярко отражает его главную мысль? Объясните, почему вы так считаете.

 

 

 

6 класс «Морфологические признаки глагола»

Задание: Заполните примерами из текста таблицу:

Сделайте вывод, как связаны вид и время глагола.


6 класс «Повторение орфографии»

Задание: Соотнесите причины(1-4)  и следствия(а-г) следующих явлений:

  1. глагол I спряжения
  2. имя существительное 3 склонения
  3. корень слова
  4. имя существительное 3 скл. и 1 скл. в Р.п.

а) Ь после шипящих

б) буква И после ц

в) буква Е в безударном окончании

г) буква И в безударном окончании

(ответы: 1в, 2а, 3б, 4г)


5 класс «Фонетика»

Задание: Распределите слова по принципу возрастания количества звуков в слове: яблоня, жечь, сиять, кисть.

(можно предложить составить серию из своих слов)


5 класс «Склонение имен существительных»

Задание: Распределите имена существительные по колонкам таблицы, продумайте, сколько должно быть  колонок.

Планетарий, Никита, знамя, площадь, путь, пальто, леди, племя, дерево, символ, идея, заря, верность, Сочи, шоссе, семя.

( 5 колонок, потому что существительные 1, 2,3 склонения, разносклоняемые и несклоняемые)


Задания на установление причинно-следственных связей:

В слове БЕ…ЧУВСТВЕННЫЙ  пишется …, потому что …

В слове МОЛЧИШ… пишется …, потому что …

В слове Ц…ПЛЕНОК пишется …, потому что …

В слове Ч…РСТВЫЙ пишется …, потому что …


5 класс «Второстепенные члены предложения»

Задание: Составь предложение.

Возьмите определение из предложения: Моя мама – врач.

Подлежащее из предложения: Хорошая книга – праздник.

Сказуемое из предложения: Над долиной лежит туман.

Обстоятельство из предложения: На полке скопилась пыль.


5 класс «Слог. Правила переноса слов»

Задание: Составьте свод правил о переносе слов, используя следующие примеры.

  1. подъезд, вьюга, больной, лайка.
  2. огород, олень, семья, моя, клеить.
  3. подписать, воскреснуть, выстрелить, прикрепить.
  4. ванна, касса, профессор.

Вывод:

1. Буквы Ь, Ъ, Й от предшествующих букв не отделяются.

2. Нельзя переносить или оставлять на строке одну букву, даже если она образует слог.

3. Нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву и нельзя отрывать от корня первую согласную букву.

4. При переносе слов с удвоенными согласными одна буква оставляется на строке, другая переносится.

Использованная литература.

  1. Васильевых И.П. Уроки русского языка. 6 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В Львова «Русский язык. 6 класс»/И.П.Васильевых; под ред. С.И. Львовой. -М.: Мнемозина, 2009
  2. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.-2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011.-223с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. –М., 2011.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
В помощь учителю

Уважаемые коллеги!

Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.