РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль пения в развитии ребёнка (методические рекомендации из опыта работы на занятиях по эстрадному вокалу)

«Как бы ни были совершенны струны, они не могут произвести то же впечатление на слушателя,
что и голос, который исходит прямо из души, как дыхание,
и приносится на поверхность посредством ума и голосовых органов тела».
Шушарджан С. В.

Авторы:

Пирогова Евгения Александровна
педагог дополнительного образования первой категории,

Неганова Любовь Юрьевна
Заслуженный работник Удмуртской Республики
педагог дополнительного образования высшей категории

Думаю, с нами согласятся многие, что одним из первых способов освоения мира ребёнком является художественная деятельность. Известный русский писатель и мыслитель 19 века Лев Толстой писал: «Искусство – это опыт жизни, рассказанный в образах, в ощущениях – личный опыт, претендующий стать обобщением». Любая деятельность, в том числе и художественная, может быть оценена и регулироваться двояко: со стороны её успешности или не успешности течения и со стороны её нравственной, смысловой: то есть насколько в этой деятельности воплощаются цель и общие принципы, насколько соотнесено главное и неглавное, сегодняшнее и будущее. Ведь нас интересует ребёнок не только как субъект музыкальной деятельности, а, в первую очередь, как личность, постоянно ищущая и обретающая смысл жизни на Земле. Нас интересует духовный мир ребёнка, его неповторимое единство и целостность [2, с.3].

Пение является одной из самых естественных и доступных форм  художественной деятельности человека. Поют все и всегда, порой даже  не задумываясь, почему они это делают. Каждый человек носит музыку в первую очередь в себе, и в этом заключается секрет её влияния на него. Еще в Древней Греции знали о пользе пения и практиковали хоровое пение при лечении душевных расстройств и как средство от бессонницы. Правда, эти познания в большинстве своем были на уровне интуиции. Люди в древности лишь угадывали в пении такой оздоровительный потенциал, однако не имели возможности обосновать это научно.  Вот как писал Платон о роли музыки: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».  О том, что звук благодаря своей волновой природе может влиять на живые организмы, стало известно не так давно. Оказалось, что, воздействуя на клетки звуками определенной высоты и длительности, можно изменять их активность. Врачи утверждают, что пение развивает гортань, укрепляя весь организм ребенка, а во время пения вырабатываются эндорфины, которые помогают бороться со стрессом и просто улучшают настроение.

В 2012 м году, В Общественной палате РФ  прошли слушания «Творческое развитие личности в музыкальной науке, где Алла Торопова, сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии «Психологического института» РАО выступила с докладом и отметила, что качество жизни напрямую связано с индексом счастья человека. По этому показателю Россия занимает одно из последних мест. На первых позициях, кроме Нидерландов и Норвегии, где подавляющее большинство жителей поют в хорах, африканские страны, что говорит не только об экономических показателях, но также и о том, получает ли подрастающее поколение полноценное музыкальное образование. Как оказалось, именно  занятия музыкой и пением увеличивает такой показатель как качество жизни и связанный с ним индекс счастья.  Алла Владимировна также отметила огромный здоровьесберегающий потенциал музыкального образования, заявив что «музыка – способ сохранения человеческого в человеке». Кроме того, занятия музыкой, особенно в начальной школе помогают ребенку еще в детстве испытать радость творческого вдохновения [4].

Действительно, пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, на умственное развитие, а также совершенствует основные психические функции растущего организма. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Оно увеличивает амплитуду дыхания, лёгочную вентиляцию, поднимает эмоциональный тонус, улучшает работоспособность организма.

В недавнем прошлом музыкальная культура нашей страны переживала расцвет хорового исполнительства, как самого массового и доступного вида искусства. Хоровым пением были охвачены все социальные слои нашего общества, а любое сольное пение, а тем более эстрадное, было доступно лишь немногим. Это было связанно с отсутствием технической оснащённости учебных заведений, а так же с отсутствием программ и методик по эстрадному направлению. Но в последнее десятилетие, благодаря высокому развитию средств массовой информации, популяризации таких  известных телепроектов -  конкурсов как  «Евровидение», «Новая волна», «Голос»  и т.д., эстрадное пение как вид искусства стало очень востребовано и всегда  вызывает живой интерес у детей и подростков.

Из опыта работы на занятиях по эстрадному вокалу

Вокальный ансамбль  «Радуга» существует на базе средней общеобразовательной школы №74 города Ижевска с 2004года. Основателем и художественным руководителем детского эстрадного коллектива является Заслуженный работник Удмуртской Республики, педагог дополнительного образования высшей категории Неганова Любовь Юрьевна и педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Пирогова Евгения Александровна (с 2012 года).

Наш вокальный коллектив был создан на базе старшего хора «Камертон». Прежде чем участницы ансамбля выделились в отельную группу и стали исполнять эстрадные песни, они все прошли длинную школу обучения хоровому пению в школьном хоре. Из самых ярких и талантливых участниц хора был создан  вокальный ансамбль «Радуга». Но время внесло свои коррективы: популярность эстрадного направления и большое количество  детей, желающих петь с микрофоном, подтолкнуло нас, педагогов, к необходимости разработки программы «Общеразвивающий вокал», по которой может обучаться практически любой ребёнок, не имеющий противопоказаний. Так занятие  вокалом выделилось в отдельный предмет, который посещают дети один раз в неделю параллельно с обязательными  хоровыми репетициями. Такое сочетание дисциплин не случайно. Ведь всем известно, что такие знаменитые эстрадные певицы, как София Ротару и Алла Пугачёва в детстве пели в хоре, а своё профессиональное образование получили на хоровом – дирижёрском отделении музыкального училища. Именно на хоре ребята получают базовые знания по музыкальной грамоте, хоровому сольфеджио, учатся петь в ансамбле, развивают гармонический слух в процессе пения многоголосных произведений.  В течении 3х летнего обучения по программе «Общеразвивающий вокал», юные вокалисты пробуют себя в эстрадном жанре, выступая в различных школьных и районных мероприятиях. По окончании обучения по программе «Общеразвивающий вокал», те дети, которые раскрылись и успешно проявили себя в концертной деятельности, переходят в концертный состав ансамбля «Радуга», где происходит дальнейшее вокальное развитие благодаря увеличению количества часов занятий. Таким образом, мы решили важный вопрос преемственности: юные вокалисты проходят путь становления и дальнейшего совершенствования вокального мастерства, переходя из одного состава в другой.

На наших вокальных занятиях каждый ребёнок получает возможность проявить себя как индивидуальность, попробовать себя как солист и услышать звучание своего уникального голоса.  Мы стараемся формировать группы из ребят учащихся в одном классе, или параллели. В комфортных небольших группах(4-6 человек)  у детей складывается свой микроклимат. На занятиях вокалом мы не только обучаем детей вокальным умениям и прививаем общемузыкальную культуру, но и формируем познавательные процессы ученика и развиваем социально-личностные и коммуникативные качества ребёнка. В процессе занятий воспитываются такие важные черты личности, как ответственность, организованность, терпимость. Влияние пения на нравственное развитие выражается, с одной стороны, в том, что в песнях передано определённое содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отражённые в песнях.

Большое внимание на вокальных занятиях мы уделяем  вокально-дыхательным упражнениям, которые способствуют постепенному расширению диапазона, увеличению протяжности звучания. Основой наших распевок является приём соединения штробаса, так называемого «скрипа» и музыкальных звуков. Этот способ звукоизвлечения помогает расслабить связки, произвести некий их массаж и легко распеться до высоких звуков. А придуманная вместе с детьми история поездки на музыкальном «лифте» (от штробаса через глиссандо в музыкальный звук), позволяет превратить порой монотонный процесс распевки в весёлую игру. Кроме расширения диапазона, вокально – дыхательные упражнения способствуют укреплению мышц брюшного пресса и  диафрагмы. Многие вокалисты сталкивались в своей практике с феноменом «вздрагивающих» плеч, когда дети используют поверхностное дыхание, что приводит к процессу поднимания плеч на вдохе и запиранию его в области ключиц. Дыхание в пении очень важно, и прежде чем начинать петь, нужно объяснить ребенку, что нужно дышать животом (то есть  диафрагмой). Для этого можно наглядно продемонстрировать это процесс: приложить руку или книгу к животу, чтобы он почувствовал вес. Во время спокойного вдоха с опущенными плечами предмет должен как бы быть приподнят или «вытолкнут».  Данное упражнение поможет мышцам ребенка адаптироваться к новым условиям, а сам ребенок быстро привыкнет к диафрагмальному дыханию. Правильно функционирующая здоровая дыхательная система сама по себе является защитным механизмом от инфекционно-аллергического воздействия окружающей среды. Во время пения воздух  «прокачивает» трахею и бронхи, тем самым вентилируя и тренируя легкие. Так, у людей, систематически занимающихся вокалом, жизненная емкость легких увеличивается, а запас прочности  организма возрастает.

Уделяя внимание здоровьесберегающим технологиям на занятиях, отдельно хотелось бы сказать об используемых  дыхательных упражнениях, так называемой  «актёрской гимнастики», которая была разработана оперной певицей, театральным педагогом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика не только способна восстанавливать певцам дыхание и голос, но и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом: восстанавливает нарушенное носовое дыхание, улучшает дренажную функцию бронхов, способствует рассасыванию воспалительных образований и устранению застойных явлений, положительно влияет на обменные процессы, повышает общую сопротивляемость организма и улучшает нервно – психическое состояние.  Динамические дыхательные упражнения сопровождаются движениями рук, туловища, ног. Эти движения всегда соответствуют определённым фазам дыхания, и вскоре они сами по себе становятся условным раздражителем, который вызывает соответствующие изменения в характере дыхания. Разнообразие комплекса и образные названия упражнений («ладошки», «погончики», «насос», «кошка» и т.д) дают  творческую свободу в трансляции этих упражнений детям. Совместное придумывание историй, использование игровых приёмов, позволяет детям легко усваивать и с удовольствием выполнять данные упражнения. Более подробно с данной методикой можно познакомиться в первоисточнике [5].

На наших занятиях по вокалу большое внимание мы уделяем развитию речи: читаем скороговорки, используем их в распевании. Особенно детям младшего школьного возраста нравится декламировать стихи с использованием различных жестов и интонаций. Данный приём в методике Д.Е.Огородного называется декламация с жестикуляцией. Своей главной задачей данная методика ставит бережное воспитание голоса, обогащение его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных способностей [3]. Песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток сопровождается музыкой. В процессе работы над песенным репертуаром обогащается словарный запас ребёнка, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается речь, так как пение требует более чёткой артикуляции со стороны как педагога, так и ученика. Развитый на вокальных занятиях навык грамотной, чёткой, красивой речи, позволяет детям в дальнейшем продолжать реализовывать себя: публично выступать в качестве ведущих концертов, принимать участие в проведении конференций и открытых занятий. Психологи утверждают, что эффективность коммуникации в 55% зависит от визуальных представлений, связанных с внешним видом, выразительностью поз, мимики, жестов говорящего, в 38 % обеспечивается качеством голоса, модулированностью, использованием пауз, четкостью и акцентностью речи и лишь в 7 % определяется семантикой слов, которые произносятся [1].

В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Кроме того, пение помогает расслабиться и преодолеть стрессовое состояние, делает детей более дружелюбными, что позволяет им легче налаживать контакты с другими детьми.  Когда песня прошла стадию разучивания, мы подключаем к пению песен жесты и несложные движения, что способствует ни только физическому раскрепощению, но и прочному запоминанию текста, а так же развивает координацию движений ребёнка. Невозможно переоценить значение занятий вокалом на развитие памяти, кругозора, образного мышления, на развитие у детей способности последовательного изложения фактов, событий и явлений. Нужно отметить, что репертуар нашего вокального ансамбля обширен: от джаза до современности. Многие педагоги знают, что верно выбранная конкурсная песня – это 50 процентов успеха. Отдельное место в ансамбле нашего вокального ансамбля занимают песни патриотической направленности, которые способствуют формированию личности способной любить, уважать, ценить свою Родину, семью…

Коллектив является активным участником конкурсов военно – патриотической направленности. В 2013 году вокальный ансамбль стал Дипломантом 1 степени республиканского конкурса военно – патриотической песни «Служу России!» в рамках ХIX республиканской гражданско – патриотической акции «Во славу Отечества» в номинации ансамбли. Коллектив был выбран для преставления Удмуртии на Всероссийском фестивале – конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия» г.Анапа  и в 2013 году стал Лауреатом 2 степени в номинации вокальные ансамбли.  

Результатами успешной реализации  работы по предмету вокал, в рамках дополнительного образования, становятся ежегодные победы наших вокалистов в номинации ансамбли, дуэты, соло в различных районных, городских, российских и международных конкурсах.

Список литературы

  1. Георгиевская В. Почему люди поют: Природа пения. https://www.orator.biz/library/tina/priroda_penija/
  2. «Мы дружим с музыкой». Методические рекомендации и хрестоматия. Выпуск 11. Сост. Т. А. Бейдер, Л.В. Горюнова, Е.Д.Критская. М., 1989, с. 3-18.    
  3. Огороднов Д.Е. Музыкальное воспитание детей в общеобразовательной школе. – Л., 1990.       
  4. Учительская газета. http://www.ug.ru/article/248                                
  5. Щетитнин М.Н.  Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой – М.: Метафора, 2006. – 128с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.