РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Согласованность планируемых результатов и использованных средств педагогических технологий для успешного обучения и воспитания младших школьников

Начать своё выступление я хотела бы с притчи.

Притча

Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:

- Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка: мёртвая или живая?

А сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу».

Мудрец, подумав, ответил:

- Всё в твоих руках.

Действительно, в наших руках развитие личности.

Личность:

  • любознательная, интересующаяся, активно познающая мир;
  • умеющая учиться и способная к организации собственной деятельности;
  • уважающая и принимающая ценности семьи и общества, историю и культуру своего народа;
  • доброжелательная, умеющая слушать, слышать партнёра, уважающая своё и чужое мнение;
  • готовая самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

В связи с введением ФГОСа в работе учителя возникли

Новое в работе учителя:

  • новые цели (ориентация преимущественно на личностные и метапредметные результаты);
  • новое содержание образования;
  • применение инновационных технологий;
  • переход на активные методы работы с учащимися;
  • новая система оценивания результатов.

В качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения ООП:

  • Личностные (собственная оценка);
  • метапредметные:
  • регулятивные – организация деятельности;
  • коммуникативные – речевые навыки (сотрудничество);
  • познавательные – общеучебные;
  • предметные (получение и применение новых знаний).

Возникает вопрос: Какими технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития личности?

Технология проблемного обучения

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию.

Урок русского языка. Тема: Что такое родственные слова?

На доске записан текст: Лошадь - это обычное название хорошо знакомого всем домашнего животного. Если же хотят сказать о лошади ласково, с любовью говорят: лошадушка.

Невзрачная, низкорослая, слабая - это всего-навсего лошаденка. А игрушка у маленького мальчика - лошадка.
- Прочитайте текст.
- Что интересного заметили в этом тексте? Чем похожи выделенные слова? Предположения детей.
- Как вы думаете какая тема урока? (Что такое родственные слова?)
- Какие поставим цели? (Научиться находить родственные слова)

Урок математики. Тема: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

На доске:

2+5 = 6+1= 7+3= 9+4=

- Решите примеры. Двое учеников работают у доски. Учащиеся затрудняются с последним выражением.
- В чем трудность? (Мы не умеем складывать числа с переходом через десяток)
- Какая цель нашего урока? (Научиться решать примеры с переходом через десяток)
- Значит, какая тема сегодня на уроке? (Сложение чисел с переходом через десяток.)

Здоровьесберегающие технологии

В моём классе она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.

На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

Математика

Решите задачу: Петя на празднике съел 8 пирожков, а Витя на 3 меньше. Сколько пирожков съели оба мальчика?(Дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему? Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Литературное чтение

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Например, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:

  • Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
  • Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
  • Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Перед началом работы с детьми обязательно оговариваю правила работы. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.

Например, на уроке технологии тема «Африканская саванна» ребята коллективно оформляют работу, каждый при этом выполняет определённую часть этой работы. Перед началом работы с детьми оговариваю правила работы. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.

На уроке математики ученикам предлагаю карточки с различными заданиями.

Например,

  • 1 группе: Дополнить задачу и решить её.
  • 2 группе: Найти периметр прямоугольника.
  • 3 группе: составить задачу по краткой записи и решить её.

На уроке русского языка работа в парах

Детям предлагаются задания: Рука - ручонка, ручонка - ручей. Ножонка-нож, ножонка-нога.
- Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие - нет. Когда дети готовы они поднимают руки домиком.

На уроке окружающего мира в группах ребята составляли кодекс правил сохранения окружающей среды, оглашали и дополняли общий список правил.

Игровые технологии

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость.

На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.

На доске слова с пропущенными буквами: каждый ребенок выбегает со своего ряда и вставляет букву или решает пример. Чей ряд быстрее вставит или решит, тот ряд и выигрывает

На уроке литературного чтения можно провести игру «Предмет из какой сказки»: я называю предмет, а вы должны догадаться из какой он сказки.

Исследовательская работа

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

Урок окружающего мира: изучение полезных ископаемых – принесли камни (завалили!).

Вывод

Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует большого количества времени, подготовки большого количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе, подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями учащихся, темой урока, имеющимся материалом.

Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач стандартов нового поколения.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены