РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование и развитие мотивации учения младших школьников

Шакирова Рафиса Халимовна

Данная тема меня заинтересовала, когда я работала над темой самообразования: Развитие личностных универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия включают в себя следующие пункты:

  • Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • Чувство сопричастности с жизнью своего народа:
  • Представления об общих нравственных категориях (добро и зло)
  • Ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей;
  • Познавательная мотивация учения

Более подробно остановлюсь на познавательной мотивации учения. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивации. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.

Мотивация учения – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивы учебной деятельности рассматривали многие учёные. Проводя психологические исследования учебной деятельности, учёные А.Г.Асмолов, В.П.Зинченко, В.В.Давыдов пришли к следующему выводу: для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к учебной деятельности, нужно саму учебную деятельность строить особым образом, т.е. систематически и целенаправленно ориентировать школьников на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности. Об этом же говорят и требования Федерального государственного образовательного стандарта.

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК. В основу образовательного процесса МБОУ СОШ №6 выбрала УМК « Планета знаний», который один из первых прошёл государственную экспертизу на соответствие Федеральному образовательному стандарту. Благодаря УМК выпускники, обучающиеся в рамках ФГОС, выполнив контрольные работы в начале учебного года в пятых классах, подтвердили свои знания.

Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме показал, что в настоящее время имеется достаточно большое число методик для диагностики мотивации учения младших школьников и программ для её формирования и развития.

Анкетирование проводилось в течение трёх лет (2, 3, 4 класс). Мониторинг показал рост положительного отношения к школе и высокого уровня мотивации. Низкого уровня мотивации и негативного отношения к школе не выявлено.

Считаю, что положительному результату анкетирования способствовала система работы по формированию и развитию мотивации учения младших школьников

1 Этап. Диагностирующий.

На данном этапе необходимо изучить уровень мотивации учащихся, так как её изучение и формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы личности ученика.

Педагогом – психологом МБОУ СОШ№6, было рекомендовано проведение анкетирования учащихся по методике Н. Г. Лускановой, так как вопросы анкеты понятны учащимся начальной школы.

2 Этап. Моделирующий этап.

Он включает в себя отбор приемов, заданий, направленных на формирование мотивации. Некоторые из приёмов представлены вам в раздаточном материале.

Приёмы по формированию учебной мотивации применяю на различных этапах урока.

За время работы обратила внимание на то, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти средний возраст членов семьи, рассчитать смету на ремонт комнаты и т.д.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. В этом мне очень помогают задания по выбору, которых достаточное количество в учебниках УМК «Планета знаний».

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы, представленные на слайде.

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

3 Этап. Деятельностный.

На данном этапе проходит апробация форм уроков, способствующих формированию учебной мотивации.

Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.

Более подробно хочется остановиться на одном из этапов урока- рефлексии. В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, это этап, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, …то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя, поэтому можно сказать, что этап рефлексии помогает формировать и развивать мотивацию учения.

И в моей системе по формированию и развитию мотивации учения младших школьников этап рефлексии имеет большое значение.

Данный этап позволяет оценить результативность используемых методов и приёмов. Для этого проанализировали, изменения в видах мотивации. Видно: уровень познавательной мотивации имеет положительную динамику. Это влияет и на уровень качества обучения.

Таким образом, за время работы по формированию и развитию мотивации учения младших школьников, получили следующие выводы:

  • целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов и способствует повышению качества обучения.
  • УМК «Планета знаний» имеет достаточный разнообразный материал, способствующий формированию и развитию мотивации учения у младших школьников.

Но на пути к достижениям есть свои трудности. Среди учеников всё чаще встречаются дети с низким уровнем концентрации внимания и волевой саморегуляции. Это заставляет меня сейчас и будущем обращать более пристальное внимание на регулятивные УУД.

Регулятивные УУД помогают учащимся скорректировать волевую саморегуляцию, сформировать адекватную самооценку, ставить перед собой цели и планировать пути их достижения, что, несомненно, пригодится им в дальнейшей жизни.

Автор:
Шакирова Рафиса Халимовна,
учитель начальных классов.
МБОУ СОШ№6 им. А,Н,Сабурова г. Можги

Библиография

  1. Гончарик Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации // «Начальная школа». – 2004. - № 11. – С. 45-48.
  2. Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации // «Начальная школа. – 2009. - № 1. - С. 8-12.
  3. Задунова Е.В., Омельченко А.А. Формирование учебной мотивации младших школьников // «Начальная школа». – 2007. - № 2. - С. 20-26.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: 1984.
  6. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и её место в психологии //Вопросы психологии. – 1987. - №5 – С. 142 – 157.
  7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/, свободный.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.