РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Оптимизация коррекционно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими учащимися с СДВГ в условиях модернизации школьного образования

В данной статье предложены новые подходы к работе с детьми с нарушением слуха и СДВГ в значительной мере оптимизирующими весь процесс коррекционно – воспитательной работы с детьми.

Изучение закона «Об образовании в РФ» показало, что федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

  1. единство образовательного пространства Российской Федерации;
  2. преемственность основных образовательных программ;
  3. вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  4. государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Принципиальным для нашего диссертационного исследования считаем соблюдение следующих прав воспитанников с нарушением слуха и СДВГ, а также мер их социальной поддержки:

  • предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
  • развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
  • поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности.

Как указано в законе, психолого-педагогическая помощь должна быть предложена детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Необходимые мероприятия по оказанию такой помощи следующие: психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися; комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; помощь обучающимся в социальной адаптации.

Педагогу для осуществления всех выше перечисленных мероприятий следует получить заявление или письменное согласие родителей (законных представителей) детей с нарушением слуха и СДВГ. Родители (законные представители) обучающихся при этом, согласно закону «Об образовании в РФ», имеют право знакомиться с содержанием проводимых мероприятий, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также получать информацию о проводимых обследованиях. Использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий в законе «Об образовании в РФ» относится к компетенции образовательной организации.

Педагоги, исходя из закона, имеют свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ, методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Профессиональная деятельность учителя должна способствовать усвоению всех видов образовательных программ начального школьного образования для обучающихся с нарушением слуха. Анализ требований к структуре основных образовательных программ и их объему, к условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим и другим условиям), к результатам освоения основных образовательных программ во ФГОС НОО для глухих обучающихся и ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся позволил нам отметить:

  • возможность получения образования всеми детьми с нарушением слуха с различной тяжестью нарушений развития, что способствует реализации Конституционного права ребенка на образование;
  • возможность удовлетворения образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в современной образовательной среде педагогами;
  • повышение качества образования, получаемого детьми с нарушением слуха в РФ;
  • вариативность образовательного маршрута детей с ОВЗ;
  • развитие процессов интеграции, инклюзии детей с нарушением слуха в нашей стране.

В указанных документах подчеркивается неоднородность группы детей с нарушением слуха по степени, характеру, времени снижения слуха, уровню общего и речевого развития, наличию / отсутствию дополнительных нарушений. Красильникова О.А. и Соловьева Т.А. считают принципиальным удовлетворение общих и специальных образовательных потребностей глухих, слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся в условиях модернизации образования. О.А. Красильникова указывает, что именно удовлетворение особых образовательных потребностей детей с нарушением слуха позволит им получить общее образование.

Цель коррекционно - воспитательной работы с неслышащими учащимися с СДВГ— помочь преодолеть нарушения в поведении и трудности в обучении, которые возникают вследствие синдрома и недостаточности слуховой функции.    Педагог становится человеком, который способствует адаптации ребенка в школе и в семье.

Целесообразно после выявления воспитателем необходимости в консультации врача проинформировать родителей в этом. Педагог может дать первичную консультацию по причинам заболевания, методам его лечения, специфике общения с ребенком. Можно пригласить в школу врача - невролога или другого специалиста (см. Таблицу 1), на родительское собрание. В этом плане наши результаты коррелирует с данными И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой.

Таблица 1. Оказание помощи детям с СДВГ и их родителям различными специалистами

Специальность

Могут поставить диагноз СДВГ

Могут назначить препарат, если он необходим

Обеспечивают консультацию или тренинг

Психиатры

да

да

да

Психологи

да

нет

да

Педиатры или семейные врачи

да

да

нет

Неврологи

да

да

нет

Социальные работники с клинической подготовкой

да

нет

да

Вызванный специалист сможет дать точные краткие рекомендации всем педагогам, работающим с детьми. С учетом данных рекомендаций педагог (возможно совместно с психологом) может приступить к созданию программы коррекционно- воспитательной работы. Предпочтительна индивидуальная форма работы, работа в паре. Затем по мере работы возможно заниматься успешно в группе воспитанников. Важно суметь открыть сильные стороны ребенка, его положительные качества для нормализации самооценки и комфорта для работы ребенка с педагогом в дальнейшем. Мотивация – первый этап, который послужит фундаментом для всего процесса обучения и воспитания, а в частности для проведения мер по уменьшению и коррекции поведения учащегося.

И.П. Брязгунов и Е.В. Касатикова также пишут о том, что единодушное воспитание и обучение способствует полнейшей реализации потенциала ребенка, снижению его эмоционального напряжения. «Мультимодальный» современный подход включает в себя работу врача, педагогов, родителей. Его придерживаются ряд ученых, утверждающих, что данный подход наиболее эффективен и результативен (Шевченко Ю.С., И.П. Брязгунов и Е.В. Касатикова и др.).

Коррекционно - воспитательной работе должно предшествовать медикаментозное лечение, прописанное специалистом. Затем следует просветительская работа с родителями, указанная ранее. Необходимо расширять контакты ребенка с обществом детей без СДВГ путем посещения ребенком кружков (ручного труда, спортивных секций, туристко - краеведческих клубов), мастер - классов, дополнительных занятий по преодолению трудностей в учебе, экскурсий, посещений театра, кино, музеев.

Работа по преодолению нарушений поведения в домашних условиях должна быть примерно следующей:

  • организация рабочей и игровой зоны ребенка;
  • родители должны изменить взгляд на детей, в дальнейшем выстраивать отношения на основе доверия и взаимопонимания;
  • следует чаще организовывать совместный семейный досуг, творческие совместные дела, предпринимать меры по улучшению внутрисемейных отношений;
  • необходимо разработать свою систему поддержки и вознаграждения ребенка в случае успехов и правильных форм поведения;
  • обеспечивать ребенка общением со сверстниками во внешкольном пространстве.

Программа поощрения и вознаграждения может включать элементы:

  1. каждый день ставится цель перед ребенком;
  2. в случае её достижения следует вознаграждение;
  3. каждый день анализируются поступки ребенка, как хорошие, так и плохие;
  4. при значительном успехе ребенком может получить крупное вознаграждение;
  5. малейшие изменение в поведении фиксируются, затем обсуждаются с врачом и педагогами.

Мы разделяем мнение И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой, что в домашней программе должен превалировать поведенческий аспект, в школе – когнитивный. Педагоги в свою очередь могут помочь ребенку следующим образом:

  • посадить ребенка перед собой, т.е. уменьшить отвлекающий фактор;
  • активно регулировать отношения в классе, формировать правильный взгляд на личность ребенка с СДВГ;
  • подкреплять ситуации успеха поощрениями, одобрениями;
  • стремиться преодолевать, корректировать агрессию ребенка;
  • формирование и регулировка правильных ожиданий у ребенка и родителей.

Памятка педагогам и родителям представлена в Приложении 7.

Наиболее эффективным и естественным методом для коррекции поведенческих нарушений мы считаем игротерапию.

Как указывают Г.Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко, игрушки подбираются так, чтобы ребенок мог обыгрывать различные ситуации с ним, в семьей, с друзьями и т. д.: куклы, изображающие женщин, мужчин и детей; кукольная мебель, одежда, посуда, транспорт для кукол, игрушечные деньги, игрушечные животные (домашние и дикие), специально отведенный уголок для игр с водой и песком, одежда (или элементы одежды) для ребенка, сумочки, маски, наборы доктора и парикмахера, игрушечные слесарные инструменты, строительные блоки, бумага и др. Необходимо учитывать следующие черты детей с СДВГ: им сложно дождаться своей очереди, трудно долго сидеть на одном месте, воспринимать и выполнять объемную инструкцию, подчиняться правилам в группе. Для организации игры важно использовать таблицы с речевым материалом, рисунки, картинки, краткие поэтапные инструкции. По количеству участников следует придерживаться такой последовательности: индивидуальная игра, игра в подгруппе, игра в группе, игра в большом коллективе. На начальном этапе терапии особенно эффективным является работа ребенка с песком, глиной, пластилином, красками, водой и т. д. (Мустакас К., 2000; Оклендер В., 1997; Костина Л. М., 2001).

Арттерапия на сегодняшний день занимает значительное место в преодолении нарушений вследствие СДВГ.

Теория 3. Фрейда о том, что бессознательное может находить выражение в спонтанном творческом процессе, подтверждается на практике. Ребенок может выразить свои чувства, эмоции путем лепки, рисования и прочих техник. Он не зажат, отсутствует эмоциональный дискомфорт. Через рисунок, игру, сказку ребенок выплескивает социально неприемлемые отрицательные эмоции и чувства, считают Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко. Хотим предложить следующую модель (см. таблицу 2) использования различных психотерапевтических направлений в процессе обучения и воспитания неслышащих детей с СДВГ педагогом (Ю.С. Шевченко, Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко).

Таблица 2. Модель использования различных психотерапевтических направлений

Ступень или фаза

Действия ребенка

Психотерапевтическое направление

1

Ребенок начинает рассказывать о своих трудностях

Клиенто-центрированная психотерапия (игровая терапия, песочная терапия, арт- терапия, музыкотерапия, сказкотерапия)

2

Ребенок встречается с проблемами эмоционального характера

Гештальт-терапия

(Ролевая игра, рисование, работа с клеем и бумагой, лепка в сочетании с диалогом участников рисунка)

3

Ребенок начинает видеть и оценивать свои возможности по-другому

Нарративная терапия (ребенок сочиняет истории о себе, своей семье, друзьях и др. людях)

4

Ребенок находит новые образцы поведения и выбирает наиболее конструктивные из них

Когнитивно-бихевиоральная терапия (техника внешнего воздействия, положительное подкрепление и релаксация, аффективное обучение, тренинг решения социальных

 проблем (поведение в конфликтных ситуациях, взаимодействие с окружающими), когнитивное реструктурирование

 (перестройка негативных мыслей, переключение внимания на позитивные)

5

Ребенок отрабатывает новые конструктивные образцы поведения

Бихевиоральная терапия (использование подкреплений, награждений, самоанализ)

На каждом этапе занятия следует стремиться ставить конкретные цели, изложенные в таблице 3. По нашему мнению, их достижение будет способствовать преодолению нарушения развития внимания, снижению отрицательного воздействия гиперактивности, нормализации общения с ребенком взрослых и детей, а также коррекции его интеллектуальной сферы и речевой функции.

Таблица 3. Целеполагание при подготовке коррекционно- развивающих занятий

Этапы коррекционно-развивающего занятия

Цели деятельности на каждом этапе

Растяжка

Нормализация гипотонуса, гипертонуса.

Дыхательные упражнения

Развитие самоконтроля, произвольности.

Глазодвигательные упражнения

Развитие восприятия, расширение полей зрения.

Коррекционные движения тела и пальцев

Развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов, получение сенсорной информации о своем теле.

Функциональные упражнения

Развитие внимания, произвольности и самоконтроля; элиминация гиперактивности и импульсивности; элиминация гнева и агрессии.

Коммуникативные упражнения

 

Восста­новление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.

Расширение «от­крытости» по отношению к партнеру — способности чув­ствовать, понимать и принимать его.

Навыки взаимодействия в коллективе.

Визуализация

Активизация работы мозга.

Релаксация

Настройка на работу вначале занятия, интеграция полученных знаний в конце.

Нами могут быть выделены следующие факторы оптимизации коррекционно-воспитательной работы с неслышащими учащимися с СДВГ в школе-интернате:

  1. включение коррекционно- развивающей работы в деятельность воспитателей будет способствовать развитию познавательной сферы детей, а также развитию их личности в целом;
  2. формирование мотивации учения, воспитания и развития у детей с СДВГ является основой любой деятельности в дальнейшем. Создание условий, в которых ребенок заинтересован различными формами взаимодействия с педагогом, детьми группы располагает его к работе по преодолению последствий нарушения слуха и синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Практические польза и удовольствие от занятий, экскурсий, игр, творческой деятельности вдохновляет детей на работу над своим поведением, образованием и отношениями с окружающими людьми;
  3. обмен опытом работы с данной группой детей и изучение передового опыта других воспитателей позволит педагогам поднять собственный уровень мастерства и обеспечить индивидуальный подход к ребенку с СДВГ в различных условиях;
  4. кадровое обеспечение; администрация должна обеспечивать воспитателей прохождением дополнительных курсов, мастер-классов в целях улучшения качества образования и воспитания неслышащих учащихся;
  5. стремление к интеграции детей с нарушением слуха и СДВГ в общество не только одногруппников, одноклассников, но и в общество слышащих детей. Социальная адаптация возможна путем организации совместной образовательной и развлекательной деятельности со слышащими;
  6. важно учитывать интересы и потребности каждого ребенка и его родителей, ведь именно в тесном сотрудничестве с семьей с опорой на актуальную сферу игры, творчества, спорта возможна эффективная коррекция последствий нарушения слуха и СДВГ.

Все перечисленные факторы в случае их учета и реализации позволят скорректировать нарушенное развитие воспитанников, укрепить их здоровье психическое и физическое, взрастить уверенность в собственных силах, наладить контакты с окружающими людьми. Все это позволит ребенку с нарушением слуха и СДВГ успешно интегрироваться в современном обществе.

Список использованной литературы:

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о     гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 96 с.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002 – 136 с.
  3. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – М.: Юнити, 1997. – 129 с.
  4. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. – СПб.: ИМАТОН, 1997. –158 с.

 

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.