РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение метода проектов на уроках информатики для формирования общих компетенций студентов СПО

Соответствие выпускника требованиям условий рынка труда - это одна из основных задач каждого современного преподавателя среднего профессионального образования.

В соответствии с ФГОС по профессиям СПО. Выпускник, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

  1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
  3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
  5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
  7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Грамотное использование педагогом современных образовательных технологий, помогает в формировании у обучающихся общих компетенций, требуемых от работодателя.

Метод проектов для меня – это совместная, тесная, творческая и познавательная деятельность педагога и студента. Начиная от замысла проекта до его заключительной части – выставления оценки за проделанную работу. Данный метод помогает мне достичь основной цели моей профессиональной деятельности: воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни; сформировать у студентов умение и желание самосовершенствования и самообразования.

Впервые метод проектов встречается у педагога 19 века Д.Дьюи, который считал, что образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Метод проектов помогает студентам осваивать новые способы деятельности в социальной и культурной среде, дает возможность активно применять имеющиеся знания и приобретать новые, помогает развивать креативность, формировать определенные личностные качества.

После прохождения краткой теоретической части курса, студенты получают базовые знания по дисциплине. Проектная работа является итоговой работой студентов, которую они презентуют после изучения нескольких тем. За учебный год ими выполняется 2-3 проекта.

По методу проектов итоговая работа моими студентами достигается поэтапно:

  1. Подготовка (Формулирование проблемы, пути решения проблемы, выбор средств, для достижения результата).
  2. Планирование (составление четкого плана действий студента (студентов), четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа))
  3. Исследование (поиск необходимой информации (с использованием ресурсов интернет), ее обработка)
  4. Результаты или выводы (обработка результатов исследований на компьютере с использованием различного программного обеспечения)
  5. Отчет о проделанной работе и ее аргументированная защита.
  6. Оценка результатов и процесса.

Вместе со студентами мы решаем основную задачу обучения по методу проектов – исследование окружающей социо- культурной жизни. Этапы достижения результата взаимосвязаны, вытекают из тех или иных задач. При этом студенты все этапы создания проектов проходят самостоятельно, преподаватель их «сопровождает»: помогает, консультирует, активирует, направляет в затруднительных ситуациях.

В своей практике я использую монороекты и межпредметные проекты. Свои проекты студенты могут выполнять индивидуально или объединиться в группы, в зависимости от их интересов и вида проекта.

Ниже представлены темы нескольких проектов.

1. Инклюзивное образование – проблемный групповой проект. В этапы работы вошли:

  • Анкетирование: составление анкеты «Учимся вместе», в текстовом редакторе, проведение теста среди обучающихся первых курсов.
  • Формулирование проблемы. (По результатам анкетирования, 87% опрошенных студентов, на вопрос «Есть ли в вашем окружении люди с особенностями развития?» ответили, что нет. 2% ответили, что не знают кто это. Следовательно, можно сделать вывод, о неготовности «принять» этих подростков в свою среду. Поэтому, при выборе темы своей работы студенты пришли к выводу, что результат проекта должен нести информационную цель для остальных. Создали презентацию Инклюзивное образование);
  • Анализ результатов анкетирования в программе Excel, составление и редактирование диаграммы.
  • Создание рисунка-эмблемы «Инклюзивное образование», в любом графическом редакторе, подбор изображений в сети Интернет на данную тему.
  • Сбор, анализ, интеграция информации об инклюзивном образовании используя ресурсы интернет: история развития в России, опыт зарубежных стран и т.д.
  • Составление презентации в программе PowerPoint c использованием имеющихся данных (п. 1-4).
  • Сопровождение презентации музыкой, анимации, и, наконец, аргументированная защита своего проекта.

Результаты работы были продемонстрированы студентам первого курса и коллегам в моем докладе «Инклюзивное образование в России» на педсовете

2. Системный блок – монопроект, предложенный студентам первого курса, как одна из тем, домашней подготовки.

Результатом темы являются фотографии, презентации и доклады о составляющих системного блока, с современными характеристиками комплектующих.

3. Помоги купить компьютер – исследовательский, проблемный групповой (индивидуальный) проект для студентов второго курса. В этапы работы вошли:

  • Изучение составляющих системного блока (с помощью ресурсов интернет, а также результатов работ других студентов – проекты «Системный блок»).
  • Выбор «мощного» процессора, комплектующих к нему.
  • Анализ рынка компьютерных технологий для выявления средней стоимости составляющих компьютера.

Результаты работы использованы мной при проведении бинарного урока «Состав системного блока» для студентов первого курса, где авторы проектов демонстрируют их в ролевой игре «Продавец и покупатели» на интерактивной доске в программе Smart.

4. «Моя профессия - одна из самых востребованных на рынке труда!» исследовательский, проблемный групповой (индивидуальный) проект для студентов второго курса по профессии электромонтажник.

В результате этой работы студенты сопоставляют данные разных источников и на основе этого приходят к выводу о восстребованности себя, как профессионала.

5. Составление сметы на свои услуги – исследовательский групповой (индивидуальный) проект.

Студенты «воображают» себя профессионалами в своей специальности. Исследуют рынок услуг по своей специальности, используя ресурсы интернет, составляют сметы на «свои» услуги, товары. На уроке создания временного сайта, каждый студент размещает на нем свои работы.

Работы студентов я использую в организации других уроков. При этом студенты получают личностно-значимый результат, который можно увидеть, применить в реальной практической деятельности.

При подборе тем для студентов я руководствуюсь рабочей программой по общеобразовательной дисциплине «Информатика», созданной в соответствии с ФГОС и утвержденной методической комиссией ОУ БКСМ и ПП г.Уфа; политической ситуацией в стране и республики; личными и профессиональными интересами студентов.

По результатам работ, учитывая активную деятельность и заинтересованность студентов во время выполнения этапов проектов, можно, утверждать, что данный метод помогает преподавателю в достижении своих педагогических целей и задач:

  • самостоятельное мышление и деятельность студентов, поиск необходимой информации;
  • включение содержания обучения в социальные задачи студентов, умение анализировать сложившуюся ситуацию;
  • контролировать, оценивать и корректировать студентами свою деятельность;
  • умение студентов работать в команде, чувствовать ответственность за результат своей деятельности перед «коллегами» (в групповых проектах);
  • осмыслить значимость студентами своей будущей профессии в социо- культурной среде
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены