РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль семьи и ДОО в подготовке детей к школе

«Школа для родителей всегда выступает
в качестве новой формы власти над их ребёнком.
А ребёнок для родителей всегда является частью их самих,
причём наиболее незащищённой частью»
А.И. Луньков.

Подготовка детей к школьному обучению является одной из наиболее актуальных проблем в ДОУ, так как с каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных образовательных учреждениях. Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития в раннем и дошкольном детстве, поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Поэтому для обеспечения легкого безболезненного перехода детей из дошкольного детства в школьную жизнь, создания предпосылок формирования учебной деятельности, мы в своей группе стараемся создать условия для максимального развития интеллектуально-творческой личности каждого ребенка, готовой к принятию новой социальной роли, статуса ученика. Но успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности.

Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь.

Сегодня перед нашим ДОО, как и перед большинством детских садов, стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком. И при этом избежать заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником в преддверии школы. Папам и мамам необходимо объяснить, что детский сад – помощник в воспитании и развитии ребёнка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. Мы же со своей стороны делаем всё необходимое, чтобы учитывать интересы семьи в вопросах подготовки детей к школе. Неформальное, тесное взаимодействие родителей и воспитателей обеспечивают нашим малышам двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома.

Осуществление полноценного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможно при следующих условиях:

  • готовности педагогов к взаимодействию с родителями;
  • настроенности родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей;
  • определение значимых для педагогов и родителей целей и задач, по которым будет осуществляться взаимодействие;
  • разработки этого взаимодействия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников;
  • создание материальных условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие ДОУ и семьи.

При взаимодействии с родителями, следует учитывать, что современные родители дошкольников испытывают целый ряд социальных и психологических проблем, которые прямо или косвенно влияют на их заинтересованность и активность в воспитании детей. Социально-психологические проблемы усугубляются личностными трудностями современных родителей – усталостью, психическим и физическим переутомлением, возникающим чувства одиночества, отсутствием взаимопонимания и пр. Эти проблемы приводят к тому, что многие родители чувствуют себя неуверенно в роли воспитателей своих собственных детей, теряют интерес к особенностям их развития, неохотно идут на контакт с педагогами.

Основной задачей педагогического коллектива при взаимодействии с родителями должно быть создание условий для делового, личностно – ориентированного общения на основе общего интересного дела, объединяющего взрослых и детей. Соответственно с решением данной задачи, с учетом типов семей и проблем воспитания, выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, традиции, узнали, о такой интересной форме работы, как театральная пятница, встреча с интересным человеком, совместные праздники, защита семейных проектов, планируем ведение домашних читательских дневников и др.

Но немаловажным является тот факт, что воспитатели не всегда будут рядом с малышом. На пороге школы они с грустью попрощаются с ними и следующий, ответственный отрезок пути своего детства ребёнок пройдёт со своими родителями и учителем начальной школы. Поступление ребёнка в школу внесёт в его жизнь много перемен. Вместо семьи, близких людей и друзей – толпа чужих, с которыми пока ничто не связывает. Вместо ласки, участия, снисхождения и общих интересов – дисциплина. Появится круг обязанностей и личная ответственность за всякие упущения: неисполнительность, невнимание, рассеянность и пр.

Каждый из родителей, готовя своего ребёнка к школе, считает, что он готов к обучению. Но каждый из них оценивает ребёнка, исходя из своих, субъективных показателей. Для одного родителя это умение ребёнка читать, писать и считать; для другого – сообразительность, способность быстро решать мыслительные задачи, умение логически мыслить, для третьего – способность сосредоточиться на определённом деле и выполнять его по определённой инструкции, выполнять все требования взрослых; для четвёртого – коммуникабельность ребёнка, самостоятельность, хорошее развитие двигательных качеств, ручной умелости.

В нашей группе ведется работа, направленная на формирование у детей положительного отношения к предстоящему обучению, которая осуществляется через разные виды организации детской деятельности:

  • размышление детей о школе с использованием различных ситуаций;
  • заочные экскурсии в школу;
  • беседы о школе;
  • чтение художественной литературы о школе;
  • рисование на тему «школа»;
  • рассматривание картин о школе, учениках, школьных предметах и др.;
  • просмотр фильмов и мультфильмов о школе;
  • сюжетно-ролевая игра «Школа».

Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры «Школа» является социальный мотив, игра помогает ребёнку принять на себя социальную роль школьника, что в дальнейшем поможет ему успешно войти в школьную жизнь. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как это можно сделать – пойти в школу.

В игре у детей формировались умения: пользоваться речью, договариваться (устанавливать правила, распределять роли), управлять и быть управляемым. Через игру ребёнок активно осваивает «мир вещей и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо будущему первокласснику.

Повышение уровня готовности старших дошкольников и их родителей к начальному школьному обучению стало возможным при решении следующих задач:

  • обогащение детско-родительских отношений опытом игрового партнёрства и совместной познавательно-исследовательской деятельности;
  • развитие и укрепление эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться;
  • развитие положительной самооценки детей;
  • повышение уровня коммуникативной компетентности детей;

Мы стараемся подбирать материал и разнообразить формы работы с родителями:

Информирование родителей об особенностях воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе ДОУ.

  • групповые собрания для родителей будущих первоклассников;
  • День открытых дверей для родителей будущих первоклассников;
  • педагогическая пропаганда (консультации «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Основные знания и умения ребёнка при поступлении в школу», «Подготовка руки дошкольника к письму»; рекомендации «Советы родителям будущих первоклассников»; информационные письма «Готовим ребёнка к школе»);
  • анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться», «Готовы ли Вы к поступлению в школу»;
  • Работа в тетрадях по краеведению, совместно «дети-педагоги-родители».

Благодаря взаимодействию с педагогами и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с педагогической общественностью в целом.

Литература:

  1. Андриеш В. А.,Бубнова С. Ю.,Зайцева И. А., Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010 г., с. 112
  2. Арнаутова Е.П., Зубова Г.Г., Ермакова Л.А., Кулакова Е.А., Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников; Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
  3. Бабаева Т.И., Михайлова З.А., Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей/ Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 192 с.
  4. Е.А. Белый, Справочник для родителей будущего первоклассника «Что такое «школьная зрелость?» под редакцией Е.А. Белого – М.: АСТ, 1999. – с. 48
  5. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: метод.пособие / 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 114 с. – (Дошкольное воспитание и развитие)
  6. Буре Р.С., Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1987 – с. 96
  7. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П., Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе – М.: Издательство Школьная пресса, 2008. – с. 128
  8. Зенина Т.Н., Родительские собрания в детском саду – М., Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.
  9. Краснощекова Н.В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 251 с. – (Школа развития).
  10. Осипова Л.Е., Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
  11. Полуянова Н.К., Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении. // П 24 Педагогический калейдоскоп: сборник научно-методических материалов. (Педагогам начальной школы и дошкольных образовательных учреждений). Вып. 9 – Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2012. – 254 с.
  12. Бывшева М.В., Преемственность детского сада и начальной школы в контексте ФГТ.//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. - №10, с. 6 – с. 13.
  13. Бухарова И.С., Развитие нестандартного мышления у старших дошкольников.//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. - №10, с. 87 – с. 93.
  14. Царегородцева Е.А., О родительской оценке: значимость и риски.// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. - №10, с. 94 – с. 99.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены