РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе школы

Где та мудрость, которую мы потеряли в знании?
Где то знание, которое мы потеряли в информации?
Т.С. Элиот

Задача школы, существующей в современном обществе, – подготовить своих учеников к возможности ориентироваться в информационном пространстве, овладевать информационной культурой. В настоящее время уже не вызывает сомнения необходимость использования Интернета в школьном процессе и важен переход на качественно новый уровень технологий во всех областях деятельности школы.

Интернет-технологии (ИТ) – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы.

Применительно к обучению можно выделить следующие ИТ:

  • компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);
  • обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
  • интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
  • распределенные базы данных по отраслям знаний;
  • средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и так далее;
  • электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Перечисленные технологии можно разделить на две большие группы:

  • с избирательной интерактивностью;
  • с полной интерактивностью.

(Интерактивность – непосредственное взаимодействие пользователя с информационно-вычислительной системой, может носить характер запроса или диалога с ЭВМ).

К первому виду принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде – банки данных, базы данных. Эти технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме, а информация предоставляется как услуга. Пользователю не разрешается вводить новую информацию.

Ко второму виду принадлежат технологии, которые обеспечивают прямой доступ к большим объемам информации, хранящейся в базах и банках данных. Этот вид технологий включает все формы коммуникации с помощью ЭВМ: электронную почту, телеконференцсвязь и т.д.

Одна из задач совершенствования образования состоит в том, чтобы вооружить учащихся знаниями и навыками использования современной техники.

Задача информатики как учебного предмета – дать учащимся основные базовые понятия современной науки, привить навыки работы на компьютере в качестве пользователя, научить способам индивидуального поиска информации и ее творческой переработки, а также грамотно работать с различными носителями информации.

В современных условиях наиболее актуальными стали не навыки программирования, а умение использовать информационные технологии в конкретном виде деятельности.

Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью информационной культуры человека.

Компьютерные технологии и, прежде всего, Интернет, не просто еще одно техническое средство обучения, а качественно новая технология. Специфика технологий Интернет заключается в том, что они предоставляют громадные возможности выбора источников информации и главным преимуществом является возможность быстро найти нужную информацию.

Использование такой технологии Интернет, как Всемирной паутины, состоящей из миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками, на уроках информатики предоставляет в целях обучения широчайшие возможности:

  • оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида;
  • доступ к различным источникам информации;
  • запрос информации по любому интересующему вопросу через поисковые системы.

Рассмотрим возможности использования ресурсов сети Интернет в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения:

  1. Организация образовательного процесса с использованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и активным привлечением Интернет-ресурсов (ИР) (проведение уроков с использованием ИКТ; написание учащимися совместно с учителями-предметниками презентаций, сайтов; использование тестовых оболочек и ЦОРов (цифровых образовательных ресурсов), в большом количестве имеющихся в Интернете).
  2. Внеурочная деятельность включает в себя организацию досуга школьников, вовлечение учащихся в проектную деятельность, конкурсы с использованием ИР; участие в сетевых образовательных проектах. Появление дистанционных школ дало возможность дополнительного образования по ИКТ. Широко используются ИР при создании и поддержке школьного сайта.
  3. Повышение квалификации и методическая поддержка учителей в области использования ИКТ в образовательном процессе (посещение курсов по основам ИКТ для начинающих, ИКТ в деятельности учителя-предметника; разработка УМК; наполнения содержания элективных курсов и средствами сети Интернет; знакомство с полезными ссылками, адресами и сайтами содержащими различные ИР, необходимые для организации учебно-воспитательного процесса. В них можно найти богатейшие методические материалы: разработки уроков, тесты, программы, календарно-тематические планы, виртуальные лаборатории, контрольные работы, электронные учебники).

Работа по выше перечисленным направлениям с использованием ресурсов сети Интернет повышает развивающий потенциал урока и информационную культуру учащихся и учителей. Дает возможность освоения современных информационных технологий, позволяет пользоваться современными материалами, что обеспечивает доступ к качественному образованию или помогает учащимся изучать выбранные ими общеобразовательные дисциплины. Использование ИР переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение уроков.

Рассмотрим вопрос применения ИТ с позиции организации познавательной деятельности обучающихся.

Электронная почта (e-mail) является чрезвычайно важным инфор-мационным ресурсом Интернет. Помимо того, что она представляет собой самое массовое средство электронных коммуникаций, через нее можно принять или послать сообщения еще в два десятка международных компьютерных сетей, часть из которых не имеют on-line сервиса (т.е. прямого подключения к Интернет).

Например, можно выделить некоторые педагогические условия использования электронной почты в обучении:

  • в начале обучения целесообразно разбить учащихся на пары, в которые включить как имеющих опыт использования электронной почты, так и не имеющих этого опыта;
  • в ходе обучения учитель должен помогать учащимся, давая им краткие рекомендации по использованию электронной почты;
  • учитель должен учитывать различные уровни подготовки учащихся и строить процесс обучения так, чтобы не было скучно успевающим и «неуспевающим».

При использовании информационных ресурсов Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и в ходе самостоятельной работы необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень подготовленности и имеющиеся для этого условия. Кроме того, мотивация изучения материала идет более успешно, если перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии.

Используемая литература:

  1. Астафьева Н.Е. Дидактическая система информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений и научно-методические подходы к ее реализации. / Под общ. ред. А.П. Беляевой. СПб.–Тамбов, 1997
  2. Основные положения концепции информатизации сферы образования Российской Федерации. М., ГосНИИ системной интеграции, 1999.
  3. Острейковский В.А. Информатика. Высшая школа, 1999.
  4. Всемирная паутина.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены