РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Активные методы обучения как средство формирования информационной компетентности учащихся на уроках информатики

Крюченкова Юлия Владимировна

Актуальность данной темы состоит в том, что переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к компетентностному подходу в 21 веке требует изменения всех составляющих учебного процесса. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу – использование активных методов в учебном процессе.

Распространенность активных методов в образовательной среде не велика, и при организации процесса обучения информатике в средней школе, в частности.

Цель исследования по теме состоит в выявлении и применении системы активных методов, обеспечивающих формирование информационной компетентности учащихся в процессе обучения информатике.

Анализ работ различных авторов позволяет сформулировать понятие «компетентность» как совокупность качеств личности, позволяющих решать проблемы, основой для которых являются знания и умения, но которые необходимо уметь актуализировать в нужные моменты своей деятельности и нести личную ответственность за эту деятельность.

Информационная компетентность рассматривается как качество личности, включающее совокупность знаний, умений и навыков выполнения различных видов информационной деятельности и ценностное отношение к ней.

Проанализировав подходы к понятию «информационная компетентность» информационной компетентностью ученика средней школы назовем способность эффективно актуализировать полученные знания, умения и навыки обработки, хранения и передачи информации в нужные моменты своей деятельности с высокой степенью саморегулирования и в конструктивном взаимодействии с другими людьми.

Анализ работ различных авторов позволяет выделить три основных компонента информационной компетентности ученика средней школы: технологический, рефлексивно-оценочный, мотивационный.

Проблема измерения информационной компетентности связана с проблемой выявления критериев и уровней ее сформированности. Для их выявления необходимо обратиться к государственному стандарту по информатике, где четко определены требования к уровню подготовки выпускника средней школы. Выделяем три критерия: технологический, рефлексивно-оценочный, мотивационный. Для каждого критерия определяем показатели и уровни сформированности.

Одним из методических средств, позволяющих эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника, создать дидактические и психологические условия, способствующие проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности обучаемых, являются активные методы обучения.

При проведении педагогического эксперимента по данной теме были поставлены следующие задачи:
1. Проверить, как активные методы обучения способствуют формированию информационной компетентности учащихся.
2. Проверить эффективность использования в учебном процессе разработанной системы использования активных методов на уроках информатики и элективном курсе «Технология создания сайтов» для учащихся 9 классов.

Педагогический эксперимент был проведён на базе средней школы № 16 г. Благовещенска. В проведенном эксперименте приняли участие 65 учеников 9 классов.

Общее количество учащихся в экспериментальной группе составило 31 человек, в контрольной – 34.

В контрольной группе информатика изучалась традиционно, в экспериментальной – основу для формирования информационной компетентности составляли элективный курс «Технология создания сайтов», на котором одним из ведущих видов деятельности является проектная деятельность, и уроки с использованием системы активных методов обучения.

Так, например, при изучении раздела «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» использовались творческие проекты, деловые игры, компьютерное моделирование; при изучении тем раздела «Основы алгоритмизации и программирования» использовался метод проектов (проект «Мир алгоритмов»); контрольно-обобщающий урок по данному блоку проводился в виде ролевой игры «Компетентность»; раздел «Моделирование и формализация» изучали, используя компьютерное моделирование физических, биологических процессов, математических объектов, проблемные ситуации, проект «Компьютерная фирма»; при изучении раздела «Коммуникационные технологии» использовались проблемные жизненные ситуации, дискуссии, практические работы с элементами игры, деловые игры, работа над проектом «Услуги сети Интернет», целью которого является получить ответ на вопрос: «Где польза, а где вред в глобальной сети Интернет?».

Средства исследования состояли из тестирования уровня знаний в области информатики (тесты взяты из сборника тестов по базовому курсу информатики А. Кузнецова); анкет (начальной и итоговой) по выявлению использования ИТ в учебной и внеурочной практической деятельности; методики «Шкала оценки потребностей в достижениях» (автор Л.С. Колмогорова).

При оценке сформированности компонентов информационной компетентности в начале эксперимента были получены следующие результаты:

  • Технологический компонент: в КГ 13 учащихся (38,2%) имеют 1 (низкий) уровень знаний, в ЭГ-15 учащихся (48,4%).
  • Рефлексивно-оценочный: всего 29,4% учащихся КГ и 25,8% учащихся ЭГ имеют 3 (высокий) уровень.
  • Мотивационный: всего 29,4% учащихся КГ и 25,8% учащихся ЭГ имеют 3 (высокий) уровень мотивации.
  • Половина учащихся КГ и 54,8% учащихся ЭГ обладают средним уровнем.

Полученные данные позволили сделать вывод о том, что уроки информатики с использованием традиционных методов обучения не дают высоких результатов сформированности информационной компетентности учащихся.

Представим количественные результаты в конце проведенного эксперимента по внедрению системы активных методов обучения на уроках информатики.

  • Технологический компонент: отмечено повышение 3 уровня сформированности данного компонента у учащихся ЭГ – с 12,9% до 48,4%.
  • В тоже время в контрольной группе увеличилось количество учащихся со 2 уровнем – от 38,2% до 44,1%, количество учащихся с 1 уровнем уменьшилось незначительно (от 38,2% до 32,4%).
  • Рефлексивно-оценочный: анализ результатов показал рост учащихся с 3 уровнем в ЭГ- с 25,8% до 54,8%.
  • На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы выявлена положительная динамика мотивационного компонента КГ и ЭГ.
  • В КГ этот рост незначителен, в ЭГ количество учащихся с 3 уровнем выросло значительно – с 19,4% до 51,6%. Количество учащихся с 1 уровнем уменьшилось в 2 раза.

Сдвиги в уровнях показателей произошли как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Это означает, что и в рамках традиционной системы организации процесса обучения учащихся на уроках информатики происходит формирование информационной компетентности. Однако этот процесс протекает менее интенсивно, чем в экспериментальной группе, где учебный процесс наиболее способствовал формированию информационной компетентности.

Разница в результатах экспериментальных и контрольных групп убедительно свидетельствует, что процесс формирования информационной компетентности протекает успешнее при воздействии системы активных методов обучения.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.