РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование морально-этических норм в сознании учащихся в процессе работы над проблематикой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Полуяхтова Екатерина Ивановна

Есть в школьной программе темы и произведения, интересные в смысловом и этическом плане, при разборе которых можно и нужно поднимать общечеловеческие вопросы бытия, беседовать с учащимися на темы морали и нравственности. Задача учителя - не упустить благоприятный момент для работы над духовным развитием ребенка, быть готовым ответить на сложные вопросы, опровергнуть спорные утверждения, суметь убедить, расставить верные акценты. Разумеется, для этого сам учитель должен быть человеком нравственным, духовно развитым, разносторонне образованным, умным, корректным и чутким.

Ответственность учителя в такой ситуации чрезвычайно велика; если не чувствуешь в себе достаточных сил, лучше не браться, ограничиваясь требованиями программы. Но литераторам этого достичь практически невозможно, сам материал требует разговора о таких понятиях, как добро и зло, вера и неверие, ложь и истина, совесть и грех, справедливость и милосердие, любовь и ненависть. Есть произведения особенно благодатные в этом отношении, но и коварные из-за своей сложности. Одно из таких произведений - роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». За годы работы я практически не встречала учеников, равнодушных к этому роману. Есть отторжение, неприятие или восторг и восхищение. Такой интерес к литературному тексту необходимо использовать, это нынче редкость. Тяга учеников к произведению может послужить прекрасным способом для выявления, формирования или корректировки морально-нравственных критериев в сознании ребят.

Успех любого дела зависит от того, насколько четко представляешь себе, что делать, как и для чего, то есть, иначе говоря, какова сфера или предмет работы, какими способами и методами следует пользоваться и какого результата хочешь достичь, какова цель деятельности.

В данном случае картина будет следующая:

  • мы формируем нравственные, морально-этические нормы в сознании учащихся, пользуясь материалом романа;
  • применяем такие способы, как анкетирование с целью выявления читательской позиции, и беседа, содержащая проблемные вопросы и спорные утверждения, требующие осмысления и опровержения;
  • наша цель - воздействовать на умственную, эмоциональную и духовную сферы личности ребенка, то есть побудить к размышлению, к чувственному восприятию и отклику на произведение, к духовной работе над собой.

Итак, после прочтения романа учащимся была предложена анкета, содержащая следующие вопросы:

  • с каким чувством вы закончили чтение?
  • кто из героев понравился, заинтересовал, заставил сочувствовать, вызвал раздражение, гнев, кто показался загадочным и непонятным?
  • какие вопросы возникли у вас во время чтения?
  • как вы поняли идею произведения и его тему, какова, на ваш взгляд, позиция автора?

После обработки ответов учащихся был сформирован ряд наиболее спорных с точки зрения морали и нравственности утверждений, требующих анализа и опровержения. После этого была проведена беседа, фрагменты которой и предлагаются вашему вниманию.

Роман посвящен дьяволу, поскольку миром правит Зло, поэтому оно и вызывает больший интерес автора.

М.А. Булгаков сам называл себя учеником Н.В. Гоголя и М.Е.Салтыкова – Щедрина, которые всегда с помощью сатиры обличали и высмеивали человеческие пороки. Дело в том, что именно в соприкосновении с силами зла ярче всего проявляется людская слабость. Дьявол всегда рядом, искушает, и надо не отворачиваться, делать вид, что все хорошо и твердить о добре, а показывать истинное лицо зла. Надо знать врага, с которым предстоит бороться, трезво оценивать его могущество.

Во времена Булгакова, как и сейчас, человек совершал открытия, позволявшие ему чувствовать себя хозяином мироздания, царем природы, равным Богу. Дело довершали атеизм и стремление построить рай на земле. Гордыня овладела человеком и иллюзия вседозволенности. В таком обществе дьяволу приволье, вот он и появляется. Люди сами провоцируют его приход, предаваясь всем смертным грехам: тщеславию, зависти, алчности, гневу, прелюбодеянию, чревоугодничеству, а те, кто склонен к размышлению, унывают, то есть отчаиваются. Примеров из текста можно привести массу.

Дьявол и его свита вершат благо, выполняя функцию судей, наказывают виновных и награждают достойных.

Пока человечество далеко от совершенства, будут существовать понятия закона и справедливости, наказания и награды. Катиться вниз, повиноваться своим страстям легче, многих остановить может лишь страх возмездия. Суд осуществлять могут только силы Зла, так как Добро руководствуется милосердием и должно прощать. Воланд пугает, карает, но после его исчезновения все возвращается на круги своя. А все из-за того, что силой и страхом ничего не добьешься, нужно, чтобы человек сам, свободной волей, обратился к Добру, осознал необходимость этого. Оно живет в каждом, милосердие стучится в сердца, и если люди прислушиваются к нему, то зло оказывается несостоятельным и даже само творит относительное добро.

Зло в изображении Булгакова притягательно, ему симпатизируешь, значит, и бояться его нечего.

Зло в жизни привлекательнее добра, писатель правдиво это показывает, но не скрывает и итога общения со злом. За все приходится платить, ибо дьявол ничего не дает просто так. Если же человек, совершив злое дело, искренне раскаивается, после наказания следует прощение, как в случае с Понтием Пилатом, 12 тысяч лун тянувшимся к Свету.
Человек, созданный по образу и подобию Бога, наделен его главным качеством- свободой. Он волен выбирать и отвечать за свой выбор.
От Бога в человеке и дар творчества. Зло способно лишь разрушать или искажать (так, например, Сатана пародирует таинство литургии, справляя Весенний бал полнолуния), созидательной силой обладает лишь Добро. Мастер отрекся от своего творения, не смог возлюбить врагов своих, хотел уйти от страданий – и получает в награду только покой, но не Свет.

Добро в романе изображено жалким и непривлекательным, слабым.

Писатель не мог ограничиться сатирой, поэтому вводит ершалаимские главы, желая обсудить серьезные вопросы бытия, связанные с образом Христа. Но интересовал его не Бог, а человек, поэтому и изменен евангельский сюжет. Но суть не меняется: Иисус проповедовал любовь к ближнему, добро и свет видит в каждом человеке Иешуа, а это ли не проявление любви? Писателя беспокоило, что и спустя почти 2000 лет после пришествия в мир Христа ощущается нехватка добросердечия, сострадания и милосердия.

Только человек может по-настоящему понять и простить другого человека, как это делает Маргарита в отношении Фриды, Мастер в отношении Пилата. Сам Христос верил в духовную силу людей, иначе не стал бы проповедовать им, исцелять их, снисходить к их слабостям и ради них принимать крестные муки. Он показал людям путь к спасению: нужно уметь прощать и любить. Месть и ненависть лишь увеличивают количество зла в мире. Будем же добры и милосердны по отношению друг к другу и к писателю, который не был приверженцем христианской веры, но все же воспевал ее основные ценности, то есть ценности общечеловеческие.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.