РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мастер класс. Практический семинар "Формирование УУД на уроках в начальной школе"

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе; предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

Продолжительность проведения: 30-40 минут

Целевая аудитория: директора, заместители директоров по учебной работе

План проведения мастер-класса: презентация педагогического опыта педагогом - мастером; рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целесообразности применения на уроках в начальной школе показанных приёмов по формированию УУД с участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход проведения мастер-класса

I. Организационный момент.

(Звучит музыка «Улыбка»)

- Добрый день!

Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки.

Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть этот мастер - класс принесет вам радость общения.

И с помощью смайликов обозначьте ваше настроение. Очень приятно! Садитесь удобнее, глубоко вдохните и выдохнете ваши хлопоты, заботы, переживания.

Нам много говорили о ФГОСах
Но что это такое? Не знал никто.
Известно было только: новые стандарты
Нужны для современных учеников.
Пришел сентябрь, документы изучили,
Пришлось теперь вдвойне пугаться нам.
Стандарты трёх «Т» есть, программы утвердили
Но как преподавать,
Помучившись, немного поразмыслив
Мы дружно все на курсы подались
Надеясь хоть немного разобраться,
Как в ногу со стандартами идти?
Что это значит - быть современным?
А это означает, что теперь
Работать все должны не так, как прежде
Традиционный урок теперь закрыт для всех.
И предстоит всем мыслить креативно,
Поставить знак «Равно» учитель – ученик
Учить нам надо так, чтоб было видно:
Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!
Не должен ученик теперь стесняться
Любую мысль свою преподносить,
И нам теперь не надо удивляться,
Когда он в спор пытается вступить.
Уметь он должен доказать иное-
Коль не согласен ученик с тобой.
Уметь учитывать и мнение другое,
Ведь с обществом считаться должен он.
В конечном счете, получить должны мы
Людей, способных сразу ко всему:
Петь, танцевать, решать глобальные проблемы
Не обращаясь за ответом ни к кому.

-Как же вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться? Как это воплотить практически?

2. Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите на эти буквы (УУД)

Покажите с помощью сигналов, что вы знаете о них? (красный - много знаю, жёлтый - мало знаю, синий - ничего не знаю).

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на семинаре? Предположите цель нашей с вами встречи. В этом нам помогут вопросы-помощники. (Что такое УУД? Какие бывают УУД? Как формируют УУД? Зачем нужно формировать УУД? )

3. Актуализация знаний.

- Выясним, что же означают эти буквы? (Ответы …. )

- Конечно. Именно универсальные учебные действия являются неотъемлемой частью ядра нового стандарта, так как обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации.

-А что же лежит в основе формирования универсальных учебных действий?(…)

- Да! В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Их можно сгруппировать в четыре основных блока.

Работа в группах.

- Обсудите в группах, что вы знаете о каждой группе этих действий. (Раздаю листочки)

- Вы сейчас получили листочки, что вы заметили? (листочки разного цвета)

- А почему?

(Будем говорить о разных универсальных действиях).

- Да! Все 4 группы универсальных учебных действий я распределила по цветам: познавательные – синий цвет, коммуникативные – зелёный, регулятивные – жёлтый цвет и личностные – красный.

(Работа в парах) - 2 мин.

- Итак, что же представляют личностные универсальные действия?

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. К ним относятся:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Нужно помнить, что главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Что представляют регулятивные универсальные действия?

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и ус-воено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного ре-зультата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных харак-теристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обна-ружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осоз-нание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в си-туации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Мы должны научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.

Что представляют познавательные универсальные действия?

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извле-чение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, науч-ного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование
  • преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Нужно помнить, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найти нужно способ научить ребенка применять свои знания.

Что представляют коммуникативные универсальные действия?

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции дру-гих людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участво-вать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продук-тивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала

4. Применение знаний на практике. Практическая работа.

Чтобы отработать понятие УУД, поработаем в парах.

Вам даны карточки с заданиями из разных предметных областей.

Прочитайте задания и соотнесите их с УУД, отметив кружком соответствующего цвета (личностные УУД- красный, регулятивные УУД – зелёный, познавательные – синий, коммуникативные - жёлтый).

Русский язык:

В русском языке существует два слова - омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

Маша выделила в словах одни окончания, Алёша - другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

Соотнесите предметы и звуковые модели слов.

Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Окружающий мир:

Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.

Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны.

В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.

Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?

Литературное чтение:

Как бы ты позвал мышку, если бы ты был Жучкой?

Как нужно было ухаживать за репкой?

Почему репка выросла большая - пребольшая?

Сочини продолжение сказки с друзьями.

Изобразительное искусство:

С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?

В какой последовательности будет выполнен портрет?

Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

Какой цвет является твоим любимым и почему?

- Проверим, что у Вас получилось.

  • Русский язык (Слайд)
  • Окружающий мир (Слайд)
  • Литературное чтение (Слайд)
  • Изобразительное искусство (Слайд)

Рефлексия: Оцените каждый свою работу. Возникли ли у Вас затруднения при соотнесении заданий с формируемыми УУД?

  • Зелёный шарик – не допустили ни одну ошибку.
  • Жёлтый шарик – допустили 1 ошибку.
  • Красный шарик – было более 1 ошибки.

-Как Вы думаете, что можно предложить тому, кто испытал небольшие затруднения?

(Ещё поработать над этой темой, почитать литературу, поработать в Интернете и т.д.)

- Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.

Меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребёнку, но и использовать урок для развития регулятивных , коммуникативных, познавательных и личностных учебных действий.

Учитель – главный помощник ребёнка в овладении компетенциями, он идёт рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Разберём, какие УУД формируются на каждом этапе урока математики.

Для этого мне нужна Ваша помощь в роли школьников.

Ход урока:

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Труд и вера - вот твои доспехи,
И не бойся никаких задач.
Самый же надежный путь к успеху -
Сложный путь падений и удач.

На доске эпиграф: «С малой удачи начинается успех»

- Какое ключевое слово в этом высказывании? (УСПЕХ)

- Что необходимо для успешной работы на уроке?

- Я желаю Вам успешно поработать на уроке. Пожмите друг другу руки и пожелайте успеха.

Смело иди вперёд, не стой на месте.
Что не сделаешь один, сделаем вместе.

- Работать сегодня мы будем в парах. Вспомните правила работы в парах. (Прислушиваться к мнению соседа, работать дружно, помогать друг другу)

В конце урока каждый из вас оценит свою работу и работу партнёра по шкале достижений.

Комментарии:

На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Формируются личностные УУД.
Перейдём к следующему этапу урока.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Приступим к работе. Посмотрите на слайд и подумайте, почему так сгруппированы записи?

b – 45:5 500 • х=1500:3
a • (56 • 40) y • 10=1500:30
k: (1800:900) х+500 • 3=2000

(выражения с переменной) (уравнения)

- Какое задание можно дать к выражениям с переменной? (назвать порядок действий)
- Какое задание можно дать к уравнениям? (решить уравнения). Решите.

Комментарии:

На этапе актуализации идёт повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Формируются регулятивные УУД.

Выявление места и причины.

- Решение, какого уравнения вызвало затруднение? Почему?
- Какую учебную задачу поставите перед собой? (Научиться решать сложные уравнения нового вида)

Учитель использует побуждающий от проблемной ситуации диалог, происходит обсуждение затруднений. Дети учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему, задачу совместно с учителем. Формируются регулятивные УУД.

Построение проекта выхода из затруднения (тема, цель, задачи, план, способ, средство)

- На какой вопрос предстоит ответить? (Как решать сложные уравнения нового вида?)

- Какова тема урока? (Решение сложных уравнений).

Составим план работы для выполнения задач:

- определить способ решения сложных уравнений нового вида;

- научиться решать сложные уравнения;

- открыть алгоритм решения сложного уравнения.

Комментарии:

Дети учатся определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; составлять план выполнения задач, решения проблем поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Формируются регулятивные УУД.

Реализация построенного проекта.

- Давайте решим сложное уравнение: х+500 • 3=2000

- Что нового в записи этого уравнения? (Левая часть уравнения записана в виде выражения).

- Какие есть предположения? (Дети выдвигают предположения, решают уравнение, затем делается общий вывод)

- Как проверить, правильно ли решено уравнение? (Посмотреть в учебнике, какой алгоритм решения такого вида сложных уравнений предлагают учёные-математики)
(Дети читают текст учебника, делают выводы)

Комментарии:

На данном этапе дети учатся добывать информацию различными способами: наблюдение, чтение, слушание. Происходит открытие нового знания. Формируются познавательные УУД.

Учатся доносить свою позицию до других (строить высказывания, пользуясь математической терминологией), слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её. Формируются коммуникативные УУД.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(- Проговаривание нового знания)

- Сколько шагов должны выполнить, решая уравнение? (5 шагов)

Алгоритм:

  1. Разбить выражения, записанные в одной или обеих частях уравнения, на части (расставить порядок действий). Определить неизвестный компонент.
  2. Упростить выражение (если необходимо).
  3. Решить простое уравнение, содержащее одно действие.
  4. Выполнить проверку правильности решения.
  5. Записать ответ.

(Решение уравнения с проговариванием) Цель: учиться применять новый алгоритм решения уравнений
Х – (560:4)=1880 y • (80:20)= 1800

Комментарии:

На данном этапе формируются познавательные УУД: использовать полученную информацию в деятельности, развитие мыслительных операций, решать задания по аналогии, используя алгоритм действий.

Физминутка

Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону.

- Запишите уравнения парами с равными корнями

Х+1800:3=2039 х • 40=800 х • (5 • 8)=800

Х-800 • 4=40 х+600=2 039 х -200=40

- Проверьте правильность выполнение задания (сверка по эталону).

- Можно ли выполнить это задание, не решая уравнений?

Комментарии:

На данном этапе дети учатся самостоятельно применять знания в новой ситуации. Формируются регулятивные УУД.

Каждый делает для себя вывод, что он уже умеет. Формируются личностные УУД (самоконтроль, самооценка, саморефлексия, способность к саморазвитию)

Контроль знаний.

- А сейчас проверим знания.

Нужно определить какое универсальное учебное действие формируем на данном этапе. Показать кружок нужного цвета.

(Фото: дети делают зарядку)
Личностные - красный

(Фото: дети работают в паре)
Коммуникативные - зелёный
Познавательные-синий

(Фото: в группе решают пример)
Познавательные - синий
Коммуникативные - зелёный

(Фото: дети оценивают свою работу)
Регулятивные_- желтый

6. Итог мастер класса.

- Итак, подведём итог нашего мастер класса(любой приём рефлексии)

Нашу встречу мне хочется закончить притчей.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладо-нях бабочку, он спросил мудреца: «Скажи, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умерщвлю, скажет мёртвая- выпущу». Мудрец подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

Так и в наших руках многое: развитие личности ребёнка. Любознательной, активно познающей мир, умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности.

Всем большое спасибо.

В конвертах вы найдете буклеты-памятки по формированию УУД на уроках .

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены