РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Некоторые аспекты при подготовке концертмейстера

Худолеева Наталия Александровна
преподаватель по классу баяна - аккордеона
МБОУ ДО «Солнечная ДШИ»
п. Солнечный, Сургутский район

Для успешной практической работы концертмейстера большое значение имеет умение концертмейстера транспонировать аккомпанемент в другую тональность.

Транспонирование или транспозиция (от лат. transposition - перестановка, перемещение) - перенесение музыкального произведения или его части в новую тональность.

Что же нового привносит в музыкальное сочинение изменение тональности? Очень часто восприятие тональностей ассоциируется в сознании слушателей или музыкантов с тем или иным цветом, например, восприятие тональностей в красках было присуще Н.А. Римскому-Корсакову, А.Н. Скрябину. Для людей с абсолютным слухом смена тональности вносит в музыкальное произведение новое качество. Но и те музыканты, которые не имеют такого дара, не могут быть безразличны к новой тональности, так как они знают (именно, знают, а не слышат!) характер тональностей.

В концертной практике транспонирование обусловлено, как правило, самочувствием певца, поэтому очень часто вокалист исполняет произведение в более удобной для голоса тональности. Есть оперные арии, по традиции исполняемые в транспорте (ария Зибеля и каватина Валентина из «Фауста» Ш. Гуно, ария Германа «Что наша жизнь» из «Пиковой дамы» П.И. Чайковского и др.).

Г. Шахов считает, что обучение транспонированию по нотам складывается из двух основных фаз:

  • обучение транспонированию по слуху и чтению с листа;
  • обучение транспонированию по нотам.

В первом случае происходит формирование и развитие слуходвигательных и зрительно - слуховых представлений музыкального мате­риала. Для этого необходимо добиться, чтобы нотный текст уже при зрительном восприятии вызывал соответствующие слуховые представления о его звучании (пусть в исходной тональности), логике развития мелодии и гармонии подбирался по слуху, особенно в тех тональностях, с которых начинается транспонирование по нотам.

Большую роль играет хорошо развитый мелодический и гармонический слух, умение подбирать по слуху, владение импровизационным чутьём.

И. Гофман отмечает, что: «Вопрос транспонировки связан с процессом слушания через посредство глаза. Этим я хочу сказать, что над пьесой нужно работать до тех пор, пока вы не научитесь представлять себе напечатанные ноты как звуки и звуковые сочетания, а не как тональные картины. Затем перенесите мысленно звуковую картину в другую тональность совершенно так же, как если бы вы переселялись со всем своим имуществом с одного этажа на другой и вам нужно было бы расставить вещи на новом месте так же, как они стояли на старом».[1]

Чтобы транспонировать по нотам, требуется прежде всего умение играть их с листа. Таким образом, обучение транспонированию неразрывно связано с игрой по слуху и чтением с листа.

В этом процессе, как нигде, важна систематичность и последовательность. Лучше начинать с транспонирования на полтона без изменения названий нот (т.е. интервал увеличенной примы). Например, из соль - мажора в соль бемоль - мажор, или из ля - минора в ля диез - минор. В таких случаях аккомпаниатор учится мысленно видеть ключевые знаки новой тональности и при игре обращает внимание лишь на встречающиеся в тексте случайные знаки (диез на дубль диез при транспонировании вверх, бекар на бемоль при транспонировании вниз). После усвоения транспорта на увеличенную приму, можно переходить к изменению тональности на большую секунду, выяснив предварительно гармонический план пьесы (последовательность функций) и характер движения мелодии (восходящий, нисходящий или скачкообразный).

При транспонировании аккомпанемента особое значение имеет правильный бас как основа гармонии, поэтому главная задача концертмейстера - если не охватить всю фактуру, то правильно прочесть в транспорте бас, чтобы не сбить певца.

Для баянистов дополнительную сложность при транспонировании аккомпанемента с листа (например, классических романсов) представляет необходимость одновременно делать его переложение с фортепиано на баян, поэтому начинать обучение нужно с произведений, которые написаны для голоса в сопровождении баяна. После освоения техники переложения фортепианных аккомпанементов на баян (аккордеон) модно переходить к их транспорту. «Транспонирование на баяне» описывает ряд приемов, облегчающих баянистам транспонирование с листа. Для концертмейстеров, имеющих инструменты с пятирядной правой клавиатурой, вопросы транспонирования значительно упрощаются. Конструктивные особенности такого инструмента позволяют, не меняя аппликатуры и позиции руки, транспонировать аккомпанемент на малую и большую секунды вверх и вниз.

Список используемой литературы:

  1. Гофман И., Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре / И. Гофман // [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://gigabaza.ru/doc/68487-pall.html
  2. Шахов Г. Игра по слуху, чтение нот с листа и транспонирование в классе баяна / Г. Шахов // М., 1987. – С.189.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены