РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Реализация основного принципа ФГОС ООО о духовно – нравственном и патриотическом воспитании обучающихся через музейную деятельность»

«Реализация основного принципа ФГОС ООО о духовно – нравственном и патриотическом воспитании обучающихся через музейную деятельность»
«2012 год- год Российской истории: Формирование у обучающейся молодёжи исторического мышления как основы гражданской идентичности общества» 

«Реализация основного принципа ФГОС ООО о духовно – нравственном и патриотическом воспитании обучающихся через музейную деятельность» 

О.В.Гурова, 
учитель истории и обществознания высшей категории, 
руководитель школьного музея Боевой Славы Центрального фронта 
имени дважды Героя Советского Союза 
маршала К.К.Рокоссовского 
г. Железногорска 
Муниципального образовательного учреждения 
«Средняя общеобразовательная школа №9 имени К.К.Рокоссовского»
 

В июне 2009 г. были подведены первые итоги длительного этапа разработки и апробации государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. В развитии образовательной системы России начинается новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования. Разработчики ФГОС поставили перед собой задачу с помощью нового образовательного стандарта создать в России условия для становления новой образовательной системы. Особая роль отводится гуманитарным предметам, особенно истории. Необходимость изучения истории в школе обусловливается ее познавательными и мировоззренческими направлениями. Главная задача школьного исторического образования – формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности.

Основные цели изучения истории в школе определяются следующие:

  • формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; 
  • выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; 
  • усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, взаимопонимания и уважения между народами, неприятия шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; 
  • развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся следующие убеждения и качества:
  • Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Помимо основных требований, предъявляемых к преподаванию предмета история для воспитания у молодого человека осознания своей идентичности, как гражданина своей страны, особое место отводится духовно – нравственному и патриотическому воспитанию молодёжи. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к героическим страницам нашей отечественной истории. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. 

Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности, а также воспитании патриотов своей страны происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовно – нравственная жизнь школьника. С большой уверенностью можно утверждать, что деятельность школьных музеев может реализовать многие из принципов ФГОС ООО. Особенно его главный принцип ориентации на идеал. Музейная деятельность будучи планомерной и систематической, развивает кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследователя. Многообразные формы музейной деятельности: это и поисковые задания и участием в раскопках по местам массовых захоронений, и походы по местам боевой и трудовой славы; это создание летописей трудовых коллективов, организаций, участие в создании экспозиций и выставок.

С большой гордостью хочется поделиться деятельностью своего школьного музея, которому 29 октября году исполнится 34 года. Рассказать о той большой работе, которая ведётся в стенах нашего общеобразовательного учреждения по формированию духа патриотизма молодого поколения. Для учителей, учеников и их родителей привычной и родной стала табличка на дверях школы №9. Ну, а те, кто впервые посещают школу, приятно удивляются тому, что школа не простая, а именная имени К.К.Рокоссовского. Ещё больше удивляются тому, что в школе действует музей Боевой Славы Центрального фронта, который носит имя дважды Героя Советского Союза Константина Константиновича Рокоссовского. Как же всё начиналось? 1 сентября 1976 года была открыта средняя школа №9 на 1176 ученических мест. С первых дней работы школы, на первом комсомольском собрании учащихся было принято решение изучить боевой путь, героический подвиг солдат, офицеров и генералов Центрального фронта, которым командовал маршал К.К.Рокоссовский в 1943 году на Курской дуге и освобождавший Михайловский (ныне Железногорский) район от немецко–фашистских захватчиков. В связи с этим 21 декабря 1976 года в день рождения К.К.Рокоссовского был открыт клуб «Следопыт» с целью собрать материал и открыть музей. Руководил клубом первый директор школы А.С.Ревякин. Следопытами стали учащиеся школы. Школьники – следопыты клуба прошли многие сотни километров по дорогам России, Украины, Белоруссии и, конечно, же, Курской области. Они встречались с участниками военных операций, очевидцами событий, переписывались целыми классами, записывали воспоминания ветеранов, собирали их личные вещи, документы, награды, фотографии, участвовали в раскопках на местах боёв, в перезахоронении погибших воинов. На основе собранных материалов, в присутствии ветеранов Центрального фронта, приехавших из городов и сёл Советского Союза и нашего Курского края, 29 октября 1978 года был открыт музей Боевой Славы, которому в 2013 году исполнится 35 лет. С этого момента приоритетным направлением в работе школы стало граданско-патриотическое воспитание. 

Главными целями и задачами патриотического воспитания и работы музея стали и продолжают ими быть следующие:

  • Воспитание гражданско – патриотического сознания и духовно нравственных качеств у обучающихся;
  • Воспитание у обучающихся уважения к подвигу защитников Отечества, любви и уважения к Родине;
  • Формирование чувства гордости и сопричастности к Великой Победе;
  • Формирование в детской среде уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны;
  • Создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации детей и подростков, вовлечение их в активные формы гражданского и патриотического воспитания;
  • Использование возможностей современных информационных технологий для отображения исторических фактов Великой Отечественной войны, создание банка материалов и документов о защитниках Отечества;
Кроме экскурсионной деятельности патриотическая работа разработана и по другим интересным направлениям:
  • Организационно-методическая деятельность: Месячник «Боевой Славы». Вахта памяти. Конкурсы патриотической, инсценированной песни. Концерты, посвященные знаменательным датам с приглашением ветеранов войны и труда. Неделя правовых знаний 
  • Информационная деятельность: Книжные тематические выставки «Они сражались за родину», «Эти огненные годы». Выпуск стенгазет, плакатов; Конкурсы рисунков, посвященные военной теме. Уроки мужества с приглашением ветеранов ВОВ, армии, флота, воинов-интернационалистов;
  • Исследовательско - поисковая деятельность: Конкурсы рефератов, сочинений, связанных с героическим прошлым истории России, истории города Железногорска. Проекты и презентации различной тематики;
  • Нравственно-гражданская деятельность: Принятие учащихся в детское объединение «Радуга» в школьном музее. Операция «Забота», посещение ветеранов на дому, чествование их с праздничными датами календаря. Встречи с офицерскими жёнами;
И ряд других направлений в деятельности музея, делая его работу насыщенной и разнообразной. В настоящее время музей располагает богатейшим экспозиционным материалом, а именно. В музее размещены стенды с фотографиями и другими материалами о жизни и деятельности дважды Героя Советского союза, бывшего командующего Центральным фронтом К.К.Рокоссовского. Отдельные фотографии рассказывают о боевых действиях на Курской дуге. Особое место в музее занимает 65- армия и её соединения. На фотографиях отражены различные эпизоды фронтовой жизни командующего генерал – лейтенанта Павла Ивановича Батова и его приезд на 25 –летие Курской битвы, где благодарные куряне встречают его с «хлебом–солью». Многие дивизии и армии показаны на стендах и в альбомах. Сотни писем и открыток рассказывают о жизни ветеранов фронта. В своих письмах они рассказывают о войне, дают советы молодому поколению. 

В музее выставлены военные мундиры ветеранов фронта: дважды Героя Советского Союза, почётного гражданина г. Железногорска, генерала армии П.И.Батова. Героя Советского Союза, почётного гражданина маршала авиации С.А.Руденко, почётного гражданина г.Железногорска,, генерал-майора Н.И.Горбина, бывшего начальника штаба 65-армии, Героя Советского Союза генерал-полковника И.С. Кузовкова, Генерал-полковника, профессора И.С.Глебова, гвардии полковника В.И. Пятенко, полковника П.С.Стрекалова и многих других. Богатый материал музея широко используется в учебном процессе. Наглядность и достоверность воспоминаний ветеранов помогает убедительно проводить экскурсии, уроки мужества. На таких уроках война предстает «весомо и зримо» в виде пробитых пулями касок, гимнастёрок, мундиров и другой военной амуниции. Музей работает на основе самоуправления школьников. Во главе его стоит Совет музея, состоит из председателя и экскурсионной группы. Экскурсионная группа проводит тематические экскурсии для учащихся школы и города. Тематика их самая разнообразная. Члены Совета музея при поддержке руководителя музея стараются разработать такие темы экскурсий, которые вызывают интерес у учащихся. Адаптируют их на все возрастные категории, тем самым делая их интересными и доступными для восприятия. Количество заявок на экскурсии яркое тому доказательство. Совет музея творчески подходит к своей работе т.к. включает в свой состав настоящих увлеченных этой работой учащихся. Традиции, заложенные первыми следопытами, живут, и по сей день. Это неделя памяти К.К.Рокоссовского, которая ежегодно отмечается в декабре. Вошли в традицию встречи коллектива учащихся и учителей с ветеранами. Приход ветеранов в школу всегда праздник. Эти встречи проходят в тёплой, трогательной обстановке, непременно в музее. Это стало самой главной традицией. Звучат слова приветствия в адрес ветеранов. Вручаются цветы, подарки. Сопровождается всё номерами художественной самодеятельности. Большое внимание в патриотической работе уделяется организации поездок и экскурсий по местам боевой славы, историческим и культурным местам, мемориальный комплекс «Прохоровское поле», п. Свобода, музей Центрального фронта, мемориальный комплекс Большой Дуб, «Ясная поляна», «Спасское-Лутовиново», «Марьино».

Материал, собранный в музее, используется учителями-предметниками и классными руководителями в работе. Они регулярно проводят уроки, используя музейный материал. Изучение темы «Великая Отечественная война» в настоящее время немыслима без материалов нашего музея. Здесь можно видеть рукописные и печатные мемуары участников войны, серии документальных повествований. Большой интерес вызывает коллекция газет военного времени и многое, многое другое, заслуживающее внимание и интерес учащихся. Стало традиционным составление тематических экспозиций. Последняя была подготовлена к 65- летию Курской битвы и 70- летию начала Великой Отечественной войны. Школьный музей активное участие принимает во всех научных конференциях по патриотическому воспитанию, которые проходят как на базе краеведческого музея, так и на базе школ города. За успехи в патриотическом воспитании подростков музей отмечен многими дипломами и грамотами. Последние грамоты получили за участие во Всероссийской научной конференции, посвященной 65-летию Курской битвы, диплом 3 степени за участие в городском конкурсе презентаций «Краеведческие чтения» в номинации «Курская битва». За годы существования музея было проведено: более 1500 экскурс, более 600 уроков мужества, более 1000 встреч с ветеранами, более 100 поездок мо местам боевой славы, в музее побывали делегации из ГДР, Никарагуа, Монголии, гости из Чехии, Венгрии, Болгарии. Музей посетили ветераны армии Центрального фронта, научные сотрудники центрального музея Вооружённых сил СССР из города Москвы, работники министерства культуры, корреспонденты различных газет и журналов. Школьный музей является очагом патриотического воспитания, как для нашей школы, так и всего города. Будем считать свою задачу выполненной, если наша музейная деятельность поможет молодому поколению обрести дух патриотизма и готовности к защите своего Отечества.

Гурова Ольга Васильевна13.01.2013 79650 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar