РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Образовательная среда, направленная на формирование проектной деятельности младших школьников.

Образовательная среда, направленная на формирование проектной деятельности младших школьников.

Особая роль в организации проектной деятельности отведена учителю, чья задача - не ответить на вопросы, а создать условия, инициирующие детское действие и желание заниматься проектированием. Современный учитель должен уметь оказать помощь ребенку в определении проблемы, составлении пошаговой программы выполнения проекта, ее реализации. Если говорить о том, кто находится в большем выигрыше, то следует отметить, что обе стороны находятся в постоянном саморазвитии и взаиморазвитии, что, безусловно, способствует ситуации успеха и помогает добиться высоких качественных результатов обучения. В какой же среде должен развиваться младший школьник сегодня? Необходимо отметить, что некоторые качества личности современного ученика формируются, если он включается в самостоятельную познавательную деятельность, которая приобретает характер проблемно-поисковой в ходе выполнения проектных работ. Отсюда можно отметить, что для достижения целей образования учителю в работе необходимо использовать проектную технологию, которая позволяет развивать наблюдательность, и стремление находить ответы на вопросы, возникающие у школьника, а также проверять правильность ответов на основе анализа информации. 

Среда, направленная на формирование проектной деятельности учащихся, является разновидностью творческой образовательной атмосферы, о которой говорил уже Януш Корчак. В ней ребенок развивается по своей собственной образовательной траектории, при этом выбирая самостоятельно цель своего обучения, планируя свои действия и анализируя полученные результаты. Только в такой среде появляется возможность воспитать ученого, исследователя. В учебных заведениях в настоящее время реализуется карьерная образовательная среда активной зависимости (В.А. Ясвин). Не секрет, что она характеризуется жестким учебным планом, а действия учителя направлены на получение знаний, умений и навыков. Оценивание происходит по жесткой балльной системе.
Каждое образовательное учреждение является частью социума и компонентами образовательной среды являются педагогический коллектив, ученический коллектив, материальное окружение подростков, семья и родители, общественность и средства массовой информации (В.А. Ясвин).

Необходимо остановиться на педагогическом сопровождении проектной деятельности школьников. Современному учителю просто необходимо овладеть алгоритмом работы над проектом, в процессе проектирования вовлекать каждого ученика, выбирая именно те формы, направления, виды проектов, которые позволяют вывести процесс обучения на новый качественный уровень. Учитель должен не замещать традиционную форму обучения, а органично сочетать метод проектов и урок. Урок позволяет выявить интересную тему, поставить вопрос, служит отправной точкой в создании проекта. Педагог должен осознавать личностный смысл своей деятельности. Необходимо грамотно руководить проектной деятельностью, это поможет избежать ряда ошибок, последствия которых очень серьезные. 

Случается, что учитель навязывает тему неподготовленному ученику, либо часть работы выполняет за него. Большинство младших школьников не имеют постоянных увлечений в этом возрасте, интересы их ситуативны, затягивание времени может привести к потере мотивации, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких-либо проектах в дальнейшем. Часто случается так, что ученик пытается выдать фикцию за свой личностный результат, например, предоставляет работу, выполненную взрослыми, списывает из книг, интернета. Кроме того, существует ряд причин, затрудняющих применение метода проектов. К ним можно отнести такие, как нехватка времени, проект может не вписываться в поурочное планирование. Иногда учитель считает, что вся деятельность будет в ущерб знаниям и умениям, многие не имеют личного опыта исследовательской работы, а значит и исследовательских навыков. Учителя, которые преодолели сопротивление применению метода проектов, стали продумывать технологию обучения, почувствовали вкус к проектной работе со школьниками, а для творчески работающих учителей он стал неотъемлемой составляющей процесса обучения.

Педагогическая деятельность – это часть образовательной среды и направлена должна быть на формирование интереса к исследованиям. Она включает осознание личностного смысла своей работы, в противном случае педагог не может формировать целенаправленную деятельность своих учеников. Учителю необходимо отказаться от декларативности сообщаемой информации, овладеть технологиями формирования исследовательской деятельности, уметь позитивно воспринимать субъектную позицию ученика, необходимо повышать свою квалификацию в предметной области и смежных областях науки, не только теоретическую, но и практическую, включая проведение практических работ.

Подводя итог, хочется сказать, что для формирования проектной и исследовательской деятельности школьников необходим коллектив единомышленников, а не отдельные педагоги-энтузиасты, нужна материально-техническая база, которая принципиально отличается от учебной базы, необходимо наличие приборов, книг и расходных материалов. Важной частью должно стать создание исследовательской образовательной среды, взаимодействие всех участников процесса, должна появиться образовательная среда как система влияний и условий формирования личности исследователя.

Литература:

  1. Громова Л.А. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников. Методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2012 – 144 с.
  2. Новым стандартам - нестандартный подход. Методические рекомендации/сост. Лазарева Л.А.-М.: УЦ «Перспектива», 2012. - 36 с.
  3. Маркачев А.Е. Учебно-исследовательские проекты по химии: Содержание и методика реализации/ А.Е.Маркачев, Т.А.Боровских, Г.М.Чернобельская. – М.: Чистые пруды, 2009. -32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып 27).

Политова Светлана Викторовна17.02.2013 24840 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar