РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методические аспекты урока физики, направленные на достижения личностных и метапредметных результатов

Методические аспекты урока физики, направленные на достижения личностных и метапредметных результатов

Козаченко Елена Олеговна
учитель физики МБОУ СОШ№18
г.Армавир Краснодарский край


Методические аспекты урока физики, направленные на достижения личностных и метапредметных результатов

Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное - шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усеченная физика... Физик, не воспринимающий поэзии, искусства - плохой физик.
Л.Д. Ландау

В новом образовательном стандарте результат образования сформулирован не только как знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Физика в большей мере, чем любая из естественных наук, расширяет границы человеческого знания. Физика лежит в основе многих дисциплин, играет большое значение в различных областях деятельности человека. Многие учителя зададут вопрос: "Как можно на уроках физики не только обучать и развивать, но ещё и воспитывать?"

Использование литературных произведений позволяет организовать на уроке работу, направленную на достижение личностных и метапредметных результатов.

Давайте обратимся к первому уроку физики в 7 классе. Уверена, каждый учитель трепетно готовится к этому уроку, подбирает эпиграфы, демонстрационные опыты, чтобы заинтересовать ребенка в своем предмете, убедить в его значимости. Вспомним слова О.Бальзака: "Ключ к каждой науке - вопросительный знак".

-Одно из чудес - вот что такое физика. Она хранит отгадки многих тайн.
-Полюбившему и избравшему физику средь других наук радость принесет кропотливый труд.
-Этот путь прошли сотни мудрецов, нам оставив знания, что приобрели. Назову я их, вы запомните эти имена (перечисляю, показывая портреты ученых физиков).
-Были среди них светлые умы, что за преданность свою истине мракобесами были сожжены (называю Дж.Бруно, указывая на портрет). Их сегодня мы славим и чтим, их учения озаряют путь.

Изобразительное искусство хранит богатейшие возможности для эсте-тического воспитания в процессе преподавании физики. Часто способные к живописи ученики тяготятся уроками, на которых точные науки преподаются им в виде свода законов и формул. Задача учителя - показать, что людям творческих профессий знания по физике профессионально просто необходимы, поскольку "...художнику, не обладающему определенным мировоззрением, в искусстве ныне делать нечего - его произведения, блу-ждающие вокруг частностей жизни, никого не заинтересуют и умрут, не успев родиться". Кроме того, очень часто интерес к предмету начинается именно с интереса к учителю, и учитель обязан знать хотя бы основы живописи и быть художественно образованным человеком, чтобы между ним и его учениками зародились живые связи.

Использовать эти сведения можно по-разному: иллюстрировать худо-жественными произведениями физические явления и события из жизни физиков или, наоборот, рассматривать физические явления в технике жи-вописи и технологии живописных материалов, подчеркивать использование науки в искусствах или описывать роль цвета на производстве. Но при этом необходимо помнить, что живопись на уроке физики не цель, а лишь помощница, что любой пример должен быть подчинен внутренней логике урока, ни в коем случае не следует сбиваться на художественно- искусствоведческий анализ.

Ученик встречается с искусством уже на первых уроках физики. Вот он открывает учебник, видит портрет М.В.Ломоносова и вспоминает знакомые по урокам литературы слова А.С.Пушкина, что Ломоносов "сам был нашим первым университетом". Здесь можно рассказать об экспериментах ученого с цветным стеклом, показать его мозаичное панно "Полтавская битва" и зарисовки полярных сияний, прочитать его поэтические строки о науке, о радости, которая приходит с приобретением новых знаний, очертить сферу интересов ученого как физика, химика, художника, литератора, привести слова академика И.Артоболевского: "Искусство для ученого - не отдых от напряженных занятий наукой, не только способ подняться к вершинам культуры, а совершенно необходимая составляющая его профессиональной деятельности".

Особенно выигрышным в этом отношении является раздел "Оптика": линейная перспектива (геометрическая оптика), эффекты воздушной пер-спективы (дифракция и диффузное рассеяние света в воздухе), цвет (дис-персия, физиологическое восприятие, смешение, дополнительные цвета). Полезно заглянуть и в учебники живописи - там раскрыто значение таких характеристик света, как сила света, освещенность, угол падения лучей. Рассказывая о развитии взглядов на природу света, учитель говорит о представлениях ученых древности, о том, что они объясняли свет какие течение с величайшей скоростью тончайших слоев атомов от тел: "Эти атомы сдавливают воздух и образуют отпечатки образов предметов, отражаемых во влажной части глаза. Вода является посредником видения, и потому влажный глаз видит лучше сухого. Но воздух есть причина, почему неясно видны удаленные предметы".

Различные ощущения света и цвета можно описать при изучении глаза, рассмотреть физическую основу оптических иллюзий, самой распро-страненной из которых является радуга. Первым понял "устройство" радуги И.Ньютон, он показал, что "солнечный зайчик" состоит из различных цветов. Очень впечатляющим является повторение в классе опытов великого ученого, при этом хорошо процитировать его трактат "Оптика": "Зрелище живых и ярких красок, получившихся при этом, доставляло мне приятное удовольствие". Позднее физик и талантливый музыкант Томас Юнг покажет, что различия в цвете объясняются различными длинами волн. Юнг является одним из авторов современной теории цветов наряду с Г.Гельмголыдем и Дж.Максвеллом. Приоритет же в создании трехкомпо- нентной теории цветов (красный, синий, зеленый - основные) принадлежит М.В. Ломоносову, хотя гениальную догадку высказывал и знаменитый архитектор эпохи Возрождения Леон Батиста Альберти.

В подтверждение огромного влияния на впечатления о мире силы цвета можно привести слова известного специалиста по технической эстетике Жака Вьено: "Цвет способен на все: он может родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение: от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу". Необходимо упо-мянуть, что свойствам цвета можно дать "физические" характеристики: теплые (красный, оранжевый) - холодные (голубой, синий); легкие (светлые тона) - тяжелые (темные). Цвет можно "уравновесить".

Хорошей иллюстрацией физиологического восприятия смешения цветов может послужить картина В.И.Сурикова "Боярыня Морозова": снег на ней не просто белый, он небесный. При близком рассмотрении можно увидеть множество цветных мазков, которые издали, сливаясь воедино, и создают нужное впечатление. Этот эффект увлекал и художников- импрессионистов, создавших новый стиль - пуантилизм: живопись точками или мазками в форме запятых. "Оптическая смесь" - решающий фактор в технике исполнения, например, Ж.П.Сера, позволяла ему добиваться необыкновенной прозрачности и "вибрации" воздуха. Ученики знают результат механического смешения "желтый+синий = зеленый", но неизменно удивляются эффекту, возникающему при наложении рядом на холст мазков дополнительных цветов, например зеленого и оранжевого, - каждый из цветов становится ярче, что объясняется сложнейшей работой сетчатки глаза.

Много иллюстраций можно подобрать на законы отражения и пре-ломления света. Например, изображение опрокинутого пейзажа на спокойной поверхности воды, зеркала с заменой правого на левое и сохранением размеров, формы, цвета. Иногда художник вводит зеркало в картину с двойной целью. Так, И.Голицын в гравюре с изображением В.А.Фаворского, во-первых, показывает лицо старого мастера, вся фигура которого обращена к нам спиной, а во-вторых, подчеркиаает, что зеркало здесь - еще и инструмент для работы. Дело в том, что офорт или гравюру на дереве или линолеуме режут в зеркальном отражении, чтобы оттиск получился нормально. В процессе работы мастер проверяет изображение на доске по отражению в зеркале.

Известный популяризатор науки физик М.Гарднер в своей книге "Живо-пись, музыка и поэзия" заметил: "Симметрия отражения - один из древней-ших и самых простых способов создавать изображения, радующие глаз".

Художественные тексты прекрасно расширяют кругозор учащихся и их представления о физических явлениях. После изучения некоторых тем школьники сами пытаются творить. К заключительному уроку по теме "Световые явления" ученики готовят творческую работу, состоящую из пяти заданий. Это могут быть рисунки с различными световыми явлениями, репродукции картин, иллюстрации из старых журналов, поэтические строки, описывающие какое-либо световое явление. Желающие готовят сообщения об одном из таких замечательных явлениях, как молния, северное сияние, радуга, мираж и др. Ребята от этой работы получают огромное удовлетворение, т.к. она несет в себе творческое начало, и с удовольствием представляют ее на зачетном уроке.

Огромное значение для России имеет и поэтический дар Ломоносова. Его называют "отцом новой русской литературы" и создателем русского литературного языка. По обилию талантов - он был физиком, химиком, занимался механикой, географией, астрономией, живописью, историей, драматургией, поэзией, филологией - Ломоносова сравнивают с Леонардо да Винчи и другими гениями эпохи Возрождения. Ломоносов был не только основоположником отечественной науки, но и великим поэтом. Оды, стихи, послания Ломоносова открыли новую эпоху в литературе. Его строки ("Науки юношей питают, отраду старым подают, в счастливой жизни украшают, в несчастный случай берегут"), его трепет и восторг перед необъятной Вселенной ночного неба ("Открылась бездна звезд полна; звездам числа нет, бездне дна") и гордое утверждение - "Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать" - довольно часто используются как на уроках литературы, так и на уроках физики.

Функция познания мира, основная для науки, свойственна также и ис-кусству, но направлена она преимущественно на познание духовного мира человека. Однако искусство выполняет и множество других. Тот же процесс в живописи можно проиллюстрировать одним из остроумных футу- рологических рассказов блестящего физика середины XX века Сцилларда. В нём он рассказывает, как после всемирной ядерной войны и гибели че-ловечества на Землю прилетают инопланетяне и стараются восстановить её историю. Исследуя картинные галереи, они приходят к выводу, что сначала Землю населяли человекоподобные существа в белых одеждах и с белыми крыльями, а также черные с рогами и хвостами, но потом они вымерли и остались обычные люди.

Кооперирование усилий педагогов различных учебных предметов в формировании у школьников навыков самообразования - одно из перспек-тивных направлений реализации межпредметных связей в общеобразова-тельном учреждении. Важным фактором для осуществления таких связей имеют взаимные контакты учителей-предметников, обмен опытом, кол-лективное решение общих для них вопросов, проведение интегрированных уроков и другие мероприятия.

Литература
1. http://iroipk.ykt.ru/wp-content/uploads/2012/06/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1.ppt#331,1, ФГОС общего среднего образования: традиции и инновации
2. Разумовский В.Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучение. Владос, 2007
3. Гарднер М. Этот правый, левый мир. - М.: Мир, 1997.
Синякин Е.В. Неизвестные факты о великих - как средство пробуждения интереса к физике//Фи

Козаченко Елена Олеговна30.03.2013 22540 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar