РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии»

«Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии»

«Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии»

«Чтение — вот лучшее учение.
Следовать за мыслями великого человека —
есть наука самая занимательная»
А.С. Пушкин


Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Для успешной реализации учебного процесса современный учитель должен обладать определенным набором качеств, которые несомненно являются общими для всех предметников, но тем не менее компетенции учителя биологии должны отличаться от таковых учителя, предположим, математики или русского языка.

Первое, чем должен владеть предметник - это содержание и методология предмета. Но если содержание представляет собой набор теорий, законов, фактов, то методология должна распределить их в определенной последовательности, развить систему понятий с тем, чтобы у учащихся в головах были не разрозненные сведения о предмете, а выстроилась система знаний. Для этого учитель должен знать ведущие идеи, на которых базируется изучение биологии. Это многообразие и эволюция органического мира; биологическая природа и социальная сущность человека; уровневая организация живой природы.

Вторая профессиональная компетентность – это знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их в реальном учебном процессе.

Третья составляющая профессиональной компетентности - это владение приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета.

Развитию учащихся будут способствовать такие виды работ, как составление схем строения организмов и органов; сравнительных таблиц, схематических рисунков, требующих от них таких мыслительных операций как «анализ», «синтез», «сравнение», «выбор существенных признаков» и т.д.

Знание валеологических требований к уроку четвёртая компетентность, которой должен владеть учитель. Для успешной учебы важно все: выбор цвета стен, парт, одежды, т.к. цвет отражает не только психологические качества человека, но влияет на его гормональный статус.

Хотелось бы отметить еще одну составляющую успешной работы с учащимися: а именно владение учителем приемами эффективного общения с детьми, родителями, коллегами. Учитель биологии, зная закономерности развития высшей нервной деятельности, основы психологии, должен быть примером в отношениях с детьми, родителями, коллегами.

И, конечно, учитель должен обладать еще одной компетентностью – умением работать в инновационном режиме.
Немного подробнее остановимся на третьей компетенции учителя биологии - владение приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета.

Выбор данной темы для меня не был случайным. Для этого есть ряд причин.

1. В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

  • работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
  • работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
  • работа с текстом: оценка информации.

2. Проблемы при подготовке к ГИА и ЕГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускали ошибки при формулировании вопросов или суждений.

3. Неутешительные результаты международных исследований PISA и PIRLS. Проблемы здесь возникали уже на начальном этапе - при прочтении заданий. Невнимательное отношение к формулировкам самих заданий приводило учеников к выполнению какого-то "своего задания".

4. Ещё одна причина - безоговорочное доверие людей средствам массовой информации (как телевизионным, так и печатным), фактическое отсутствие критичности в восприятии информационного потока.

Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного слушания. Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя. Ведь младший школьный возраст – это наиболее благоприятный период для формирования читательской компетентности. Читательская компетентность – это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.

Развитие читательской компетентности способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Влиянием на читательский интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.

Но, поскольку к нам в 5 класс пришли ребята, занимавшиеся по стандартам первого поколения, то у нас есть всего лишь год (пятый класс) для корректировки или формирования у них смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях, в том числе (или особенно!) и на занятиях по биологии. Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету «биология», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.

На начало учебного года я провела небольшое анкетирование в 5 классе и получила следующие результаты.

Анкета 1.

1. Нравится ли тебе читать?

  • Нравится – 56%
  • Нет – 14%
  • Иногда – 30%
2. Хорошо ли ты понимаешь прочитанное?
  • Да – 28%
  • Нет – 14%
  • Не сразу – 58%
3. Легко ли ты воспринимаешь научные тексты?
  • Да – 28%
  • Нет – 14%
  • Только с чьей-то помощью –58%
4. Умеешь ли ты работать с текстом?
  • Да – 44%
  • Нет – 14%
  • Только с чьей-то помощью – 42%
Обработав результаты анкеты, я пришла к выводу, что у ребят имеются проблемы в чтении научного текста, понимании прочитанного и умении работать с самим текстом.

Одной из особенностей, что отличает их от художественных то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей. Приемы работы с научно-познавательным и художественным текстом отличаются. Практика прошлых лет показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «биология» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности, выполнить задания школьники затрудняются. Учащихся необходимо учить извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.

В конце сентября, после адаптационного периода, я провела ещё одно анкетирование, касающееся непосредственной работы с текстом на занятиях по биологии. Это сделано для того, чтобы видеть основные направления моей работы.

Анкета 2.

1. Сразу ли ты понимаешь смысл научного текста?

  • Да – 28%
  • Только по абзацам – 28%
  • Только с чьей-то помощью – 44%
2. Легко ли тебе в тексте или абзаце найти главное?
  • Да – 44%
  • Нет – 28%
  • Только с чьей-то помощью – 28%
3. Есть ли в тексте подсказки, указывающие на самое главное?
  • Да – 86%
  • Нет – 0%
  • Не знаю – 14%
4. Умеешь ли ты выделять из текста определение или понятие?
  • Да – 44%
  • Нет – 28%
  • Только с чьей-то помощью – 28%.
Обработав результаты этой анкеты. Я сделала вывод, что не все ребята понимают смысл научного текста, умеют с ним работать: находить главное, определения или понятия, не видят «подсказок» в самом тексте.

Теперь моей компетентностью как учителя биологии становится использование таких приёмов работы с текстом и овладение школьниками познавательных универсальных учебных действий, чтобы это способствовало успешному усвоению знаний о природе, а также исключению механического заучивания учебного материала.

Значит, при работе с учебником или дополнительной литературой, необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:

  • целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;
  • составлять план к прочитанному тексту;
  • умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;
  • логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;
  • отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;
  • извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;
  • обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации;
  • находить в тексте описание к иллюстрациям;
  • сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;
  • самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;
  • готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).
Для формирования читательской компетенции на уроках биологии часто использую задания развивающего характера, в том числе
-викторины (например, по теме «Животные») их ребята могут составить сами, используя материал учебника или дополнительные источники; -кроссворды, -ребусы, - памятки (например, по теме «Грибы»), причём памятки могут быть не только в виде текстового алгоритма, но и в виде рисунков.

Дети с удовольствием готовят небольшие сообщения по теме урока (например, по темам «Животные: дикие и домашние», «Растения: дикорастущие и культурные», «Растительный или животный мир различных зон», «Великие естествоиспытатели» и т.д.)
Использую как индивидуальные задания для высокомотивированных учащихся чтение дополнительных текстов. (Например, в то время как класс работает по тексту учебника, высокомотивированные ребята получают задания: «Прочти дополнительный текст и ответь на вопросы или расскажи классу»).

В кабинете на стенде есть рубрика «Это интересно». Раз в две недели поручаю детям в виде творческого домашнего задания (по выбору) подбор содержания для этой рубрики. А потом, в начале урока мы обсуждаем интересные факты из жизни природы. Темы согласовываем с основным содержанием урока.

Систематически использую на уроках приемы технологии критического мышления через чтение, так как они является эффективным средством формирования читательской компетенции и обеспечения на этой основе повышения качества знаний. (Например, «Найди ошибку», «Пометки на полях: «+» - это мне знакомо, знаю; «-» - не знаю, не слышал; «?» - интересно, хочу узнать», составление таблицы «Знаю, Желаю узнать, Узнал» и др.).

Работа с текстом с позиций формирования критического мышления позволяет критически оценить собственные знания по теме и сопоставить их с научными. (Например, приём «Перепутанные логические цепи». Я выбираю несколько событий (либо из хронологической цепи, либо из причинно-следственной цепи) и распределяю их в произвольном порядке (можно записать их на доске, но лучше напечатать на отдельном листе и разместить на доске). Паре или группе предлагается восстановить правильный порядок. Ученики по очереди расставляют события (по одному) на верные места в цепи, приходя к единому мнению. После чего я прошу ребят при изучении материала обратить внимание на правильный порядок событий и проверить истинность или ошибочность собственных предположений. Тема «Пищевые связи»

Цепь питания:
Производители → Потребители → «Разлагатели»
↓ ↓ ↓
растения животные бактерии, грибы

Яблоня → гусеница плодожорки→ синица→ кошка → бактерии

Составление вопросов к тексту по его содержанию. (Например, тема «Химический состав клетки»)
Большое внимание уделяю на занятиях составлению схем по тексту, т.к. это является переводом информации из одной знаковой системы в другую. Эта работа может выполняться индивидуально, в парах, в группах. (Например, по теме «Экологические факторы», «Среды жизни на Земле» и т.д.).

Экологические факторы

факторы факторы антропогенный
неживой природы живой природы фактор


Также отвожу большое количество времени на заполнение таблиц, как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).( Например, тема
«Среды жизни планеты Земля»
Название среды Условия среды Обитатели


Вывод: Все ли среды населены?
Отличаются ли их условия друг от друга?
Почему в разных средах обитают разные животные?


Необходимо отметить, что уровень читательской компетенции школьника в определённой степени влияет на его самоопределение и реализацию интеллектуального потенциала. Для успешной жизненной адаптации (или успешной сдачи ГИА и ЕГЭ) недостаточно хорошо знать предметный теоретический материал. Требуется владение универсальными учебными действиями, в том числе учебно-информационными (умением смыслового чтения), наличие развитого критического мышления. А это возможно сформировать и развить при систематической целенаправленной работе по развитию стратегии смыслового чтения и работы с текстом.

Таким образом, зная содержание и методологию предмета, закономерности познавательных процессов ученика и валеологических требований к уроку, владея приемами и технологиями, развивающими ребенка, умея управлять инновационными процессами, можно добиться успехов в обучении учащихся.

Незнахина Ирина Владимировна17.05.2013 131650 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar