РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конструирование учебных заданий в свете перехода на новые образовательные стандарты на примерах преподавания предмета «Информатика и ИКТ»

Конструирование учебных заданий в свете перехода на новые образовательные стандарты на примерах преподавания предмета «Информатика и ИКТ»

Главный смысл введения нового образовательного стандарта состоит в ориентировании системы образования на достижение качественно новых результатов образования, посредством реализации парадигмы деятельностного развития. Отсюда вытекает основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. О.Б.Логинова в своей лекции «Особенности работы учителя по реализации требований ФГОС» говорила: основное средство в руках учителя, побуждающее ученика к действию, – это учебное задание. Если в задании не требуется проделать определённые действия, то ребёнок делать этого не будет и, следовательно, не будут формироваться навыки, определённые стандартом как планируемые результаты обучения: личностные, метапредметные и предметные». 

Если проанализировать требования стандарта, то можно выделить определённые классы задач, которые мы должны научить выполнять школьников:

  • вся система предметных знаний;
  • самостоятельное приобретение, интеграция, перенос знаний;
  • решение проблем в проблемных ситуациях;
  • использование ИКТ в целях образования и развития учащихся;
  • овладение коммуникативными навыками;
  • овладение навыками сотрудничества;
  • овладение навыками самоорганизации и формирование смысла обучения.
Задача учителя состоит не в том, чтобы подготовить объяснение материала, которое будет понятно большинству учащихся, а так подобрать систему учебных заданий, чтобы дети сами для себя открыли новые знания.

Каков должен быть алгоритм действия учителя при формировании учебного задания? Во-первых, определить в какой мере задание побуждает учащихся выполнять действия, приводящие к формированию определённого навыка. Во-вторых, составить модель «хорошего» задания (описать его). В-третьих, на основе анализа оценить и при необходимости изменить имеющееся задание. 

Приведём примеры заданий, наиболее близкие к требованиям ФГОС, из предметного курса «Информатика и ИКТ».

1. Задание для учеников 10 класса по классификации ПО с учетом свободы использования (работа в группах).

Познакомьтесь с основным теоретическим материалом по классификации ПО с учетом свободы использования. (Материал размещен на ученических компьютерах, в указанной папке, или на пространстве учителя в MOODLE).

1. Задание для I группы (изучаем свободное ПО):

a. Выделите главные особенности свободного ПО, бесплатного ПО, условно бесплатного ПО, закрытого (проприетарного) ПО.

b. Найдите в Интернете офисный пакет для повседневной работы с документами [например, http://www.libreoffice.org/].

c. Загрузите на компьютер, познакомьтесь с интерфейсом программ, входящих в этот пакет, создайте текстовый документ и сохраните его в формате ODF и PDF.

d. Подготовьте отчет о проделанной работе, представьте его в виде презентации.

e. Сделайте презентацию в Libre Office Impress (или, если возникнут затруднения, в Microsoft PowerPoint), вставьте в неё таблицу, состоящую из нескольких полей: «Название ПО», «Сайт производителя», «Тип по степени свободы использования». Приведите в ней несколько примеров свободного ПО. Коротко познакомьте учеников вашего класса с программами, входящими в офисный пакет свободного ПО.

2. Задание для II группы (изучаем свободное ПО):

a. Выделите главные особенности свободного ПО, бесплатного ПО, условно бесплатного ПО, закрытого (проприетарного) ПО.

b. Найдите в Интернете Audacity [http://audacity.sourceforge.net/about/].

c. Загрузите на компьютер, познакомьтесь с интерфейсом программы, создайте небольшой диалог, наложите эффекты, сохраните в формате MP3.

d. Подготовьте отчет о проделанной работе, представьте его в виде презентации.

e. Вставьте в неё таблицу, состоящую из нескольких полей: «Название ПО», «Сайт производителя», «Тип по степени свободы использования». Приведите в ней несколько примеров свободного ПО. Коротко познакомьте учеников вашего класса с программой Audacity. Продемонстрируйте её возможности на примере записанного диалога.

3. Задание для III группы (изучаем свободное ПО):

a. Выделите главные особенности свободного ПО, бесплатного ПО, условно бесплатного ПО, закрытого (проприетарного) ПО.

b. Найдите в Интернете свободное ПО, которым можно заменить растровый графический редактор Adobe Photoshop.

c. Например Gimp [http://www.gimp.org/downloads/], установите его на компьютерах своей группы, познакомьтесь с интерфейсом, попробуйте сделать небольшой рисунок, применить эффекты и сохранить его.

d. Подготовьте отчет о проделанной работе, представьте его в виде презентации.

e. Вставьте в неё таблицу, состоящую из нескольких полей: «Название ПО», «Сайт производителя», «Тип по степени свободы использования». Приведите в ней несколько примеров свободного ПО. Коротко познакомьте учеников вашего класса с программой Gimp. Продемонстрируйте её возможности на примере созданного рисунка.

Подводим итог: (круглый стол)

1. Демонстрируем свои презентации.

2.Обмениваемся мнениями о программах, с которыми познакомились в процессе работы.

3. Отвечаем на вопросы:

a. Приведите примеры ПО, при использовании, которого существует риск нарушения лицензионного договора.

b. Как быстро определить к какому типу по степени свободы использования относится любая программа?

c. Чем отличается свободное ПО от бесплатного?

d. Как вы считаете, проприетарное ПО и коммерческое/платное ПО – это одно и то же?

4. Проводим опрос по групповой работе для каждого из участников, как он оценивает свой вклад в общую работу: не принимал активное участие, принимал активное участие, всё сделал один.

2. Задание для школьников с целью ознакомления с темой «Лицензирование ПО и образовательного контента».

Тема урока позволяет провести его в виде краткосрочного интегрированного проекта (2 урока) совместно с преподавателями других дисциплин. По предварительной договорённости учителя - предметники предоставляют вопросы по одной или нескольким темам своего курса. Учащиеся, разбившись на творческие группы, создают небольшие тесты на изучаемом языке программированиия, пользуясь предоставленными материалами. Затем они знакомятся с типами лицензий по предоставленному учителем текстовому файлу и выбирают тип лицензии на созданный ими программный продукт. Представители групп "юристы" выступают перед классом и обосновывают выбранный тип лицензии, рассказывая при этом какими правами они (авторы) будут обладать. В последствие можно создать в графическом редакторе "обложку" для программного продукта со знаком авторского права, записать проект на диск и вручить учителю-предметнику для дальнейшего использования.

3. Задание для учеников 10 класса по теме «Информация и информатика»

Предлагаю несколько тем для 10-минутных докладов, которые ребята (объединившись в группы или в одиночку) и вооружившись Интернетом, должны будут сделать на занятии:

1. «Информация в жизни общества»

2. «Интернет и изменение уклада жизни людей»

3. «Информационное общество: плюсы и минусы»

4. «Как оценить смысл информации»

Доклады желательно зафиксировать на видео для более широкого распространения на Ютьюб.

Прядкина Елена Владимировна01.08.2013 18040 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar