РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Сформированность метапредметных результатов – необходимое условие эффективного управления реализацией основной образовательной программы.

Е.В. Бубликова , В.В. Визирякина , М.В. Меньшикова, 
МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода 

Начало пятого класса можно считать одним из узловых этапов в школьной жизни. Данный этап характеризуется прежде всего переходом от начальной к основной школе и сопряжен с определенными изменениями в укладе школьной жизни: умением учиться (способность обучающегося обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения данной задачи, и находить недостающие знания и осваивать недостающие умения) и умением организовывать свою деятельность (способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе). 

Что касается собственно математики, в течение ближайших двух лет (5–6-е классы) остается единый, без разделения на алгебру и геометрию, предмет «Математика». Однако, начиная именно с 5-го класса содержание данного предмета, претерпевает существенные изменения. Если на протяжении предшествующих четырех лет основное содержание курса математики составляла арифметика натуральных чисел (В ряде программ начальной школы вводится представление о дробях, но этот материал в большей степени носит пропедевтический, а не систематический характер) , то в 5-м и 6-м классах изучаются новые виды чисел: обыкновенные и позиционные (десятичные) дроби (5-й и частично 6-й класс), отрицательные числа (6-й класс). Более того, по нашему мнению, к концу 6-го класса должно быть сформировано представление о системе действительных чисел, которая является фундаментом для последующего введения понятия функции – основного понятия последующего курса алгебры. 

Новое содержание курса математики пятого класса выстраивается главным образом на основе способов действия, освоенных в начальной школе (измерения, широкое использование моделей, таких как числовая прямая, чертежи, таблицы), которые служат и для постановки новых задач, и для их решения. 

Во исполнение приказа департамента образования Белгородской области от 18 сентября 2013 года №2289 «О проведении мониторинга качества основного общего образования» во всех общеобразовательных учреждениях г. Белгорода, имеющих ступень основного общего образования, с 25 сентября по 9 октября 2013 года проводился мониторинг качества основного общего образования. 

Цели мониторинга качества основного общего образования:
  1. Познакомить школы, муниципалитеты и регионы с электронной системой, которой они смогут в дальнейшем пользоваться бесплатно для организации своего мониторинга. 
  2. Провести мониторинговое исследование с детьми, не обучавшимися по ФГОС, для того, чтобы через 2 года сравнить – насколько обучение по ФГОС дает детям лучшие образовательные результаты. 
  3. Познакомить учителей с видами проверочных работ по ФГОС ООО. 
В рамках мониторинга необходимо было провести проверочную работу для диагностики сформированности предметных результатов (45 минут) и диагностическую работу для диагностики сформированности метапредметных результатов (90 минут без учета перерыва). 

Основными задачами стартовой проверочной работы по математике в пятом классе являются:
  • проверка готовности обучающихся к изучению курса математики 5-го класса, на основании которой должна быть организована целенаправленная коррекционная работа; 
  • установление вместе с обучающимися границы их знаний с целью определения основных задач в изучении предмета, стоящими в новом учебном году. 
Положенная в основу проводившего мониторинга работа в большей степени была рассчитана на проверку формальных знаний обучающихся за курс начальной школы, а не на оценку их предметной компетентности, умения видеть границу собственных знаний и тем самым формирование у них соответствующей учебной мотивации. 

Остановимся на замысле работы. В нее были включены задания, которые можно отнести к трем типам. 

Первый тип заданий соответствует материалу изученному в начальной школе, их роль такова: во-первых, они дают дополнительный материал для организации коррекционной работы, а во-вторых, эти задания, соответствующие зоне актуального развития, являются тем фоном, на котором могут быть выявлены границы, которые необходимо преодолеть для решения новых задач (зона ближайшего действия). 

Второй тип заданий – задания на «разрыв», назначение которых показать перспективы дальнейшего изучения математики в пятом классе. Такие задания стоятся за счет кажущегося на первый взгляд незначительным видоизменением заданий первого типа. 

Третий тип заданий – задания, не имеющие непосредственного отношения к основному содержанию курса математики, но важные с точки зрения формирования и оценки учебной грамотности (задания, предполагающие активную работу с текстом, задания на выявление и анализ закономерностей). 

Задания стартовой проверочной работы по математике, которые вызвали затруднения у обучающихся пятого класса нашей гимназии: 

Задание 9. Можно ли:
  1. 125 карандашей разложить поровну в 5 коробок? 
  2. 125 карандашей разложить в 10 коробок? 
  3. 125 карандашей разложить поровну в 9 коробок? 
  4. 125 л воды разлить поровну в 9 вёдер? 
Комментарий к заданию: Задание связано с одной из важных тем пятого класса – «Признаки делимости», хотя вполне может быть выполнено с помощью средств, доступных обучающимся уже на данном этапе. Ведь для ответа на вопрос, делится ли одно число на другое, можно просто попытаться выполнить деление непосредственно. 

Задание 10. Какой самый большой результат может получиться, если в сумме двух трехзначных чисел А5В + ВС3 буквы заменить цифрами? (Разные буквы заменяются разными цифрами.) 

Комментарий к заданию: Задание проверяет понимание позиционного принципа строения многозначного числа, которое будет необходимо в 5–6-х классах при изучении позиционных (десятичных) дробей. Ошибочное решение говорит либо о непонимании разрядного состава многозначного числа, либо о неумении организовать целенаправленный поиск (возможно, путем проб) числа, удовлетворяющего заданному условию. 

Задания стартовой комплексной метапредметной проверочной работы по математике, которые вызвали затруднения у обучающихся пятого класса нашей гимназии: 

Задание 9. «В современном мире наша страна столкнулась с проблемой проникновения в русский язык различных иностранных слов. В связи с этим двое ученых-языковедов высказали определенную точку зрения» (они указываются). Обучающийся должен показать какая точка зрения ему кажется более правильной? Почему? А, может быть, у обучающегося есть своя точка зрения по этому вопросу? Записать свои рассуждения. 

- Обучающиеся указали какая точка зрения ученого-языковеда им кажется более правильной, обосновали почему. А вот свою точку зрения по данному вопросу не высказали, рассуждения не записали (72%). 

Задание 11. «На автобазе имеются грузовики трех марок, предприятию нужно перевезти 24 тонны груза. Оно может заказать только один грузовик. Пользуясь таблицей (она представлена), выясни, грузовик какой марки лучше всего заказать, чтобы плата за перевозку груза была минимальной. Сколько нужно будет заплатить за перевозку в этом случае?» Обучающийся в ответе должен записать марку выбранного грузовика и стоимость перевозки. 

- Обучающиеся пользуясь таблицей выяснили, грузовик какой марки лучше всего заказать, чтобы плата за перевозку груза была минимальной. Но не указали сколько нужно будет заплатить за перевозку в этом случае (84%). 

Задание 12. «В кружке «Юный биолог» пятикласснику Саше поручили сделать научный доклад «О насекомых» (приведен текст Сашиного доклада). Обучающийся должен написать краткий отзыв на доклад Саши: сформулировать в отзыве, что ему понравилось в докладе Саши и какие есть замечания. 

- Обучающиеся написали краткий отзыв на научный доклад Саши «О насекомых», сформулировали, что понравилось в докладе. Но не указали замечания, хотя в докладе они имеют место (68%). 

Задание 17. «Три ученика решали задачу. У Коли 18 машинок. Это на 6 больше, чем у Саши, и на 6 меньше, чем у Миши. Сколько всего машинок у ребят?» (приведены способы решения данной задачи тремя обучаемыми). Обучающийся должен ответить, кто из ребят правильно решил задачу? Если в решениях есть ошибки, описать их в таблице. Оценить работу каждого обучающегося, исходя из максимального количества баллов – 2. Записать оценку в таблице. 

- Обучающиеся ответили, кто из ребят правильно решил задачу. Но из трех решений было верно только одно, ошибки в двух других заданиях нужно было описать в таблице и оценить работу каждого обучающегося баллами 0-2, но не оценкой «3», «4» или «5» (72%). 

Результаты показали, что наиболее важными из метапредметных образовательных результатов для обучения в основной школе являются:
  • работа с инструкциями и по инструкциям; 
  • работа с знаково-симоволическими средствами (моделями); 
  • работа с таблицами, графиками и диаграммами; 
  • все, что связано с экспериментами (выдвижение гипотез и их опытная проверка); 
  • позиционность (с разными точками зрения, их сопоставление и выдвижение собственных); 
  • умение учиться: определение границы знания/незнания и поиск необходимой информации; 
  • контрольно-оценочные действия учащихся; 
  • сравнение, классификация, анализ и обобщение данных. 
Согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на уровне образовательного учреждения обязательным является обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (ст. 28, ч.3, п.13). ФГОС нового поколения определены требования к результатам освоения основной образовательной программы. Следовательно, получение объективной информации о динамике уровня сформированности метапредметных (и предметных) результатов, выявление фактов несоответствия (соответствия) достигнутых результатов значениям планируемых результатов является необходимым условием эффективного управления реализацией основной образовательной программы. 

Уже в будущем году образовательные достижения выпускников начальной школы, обучающихся по новым стандартам и освоивающих метапредметные и предметные планируемые результаты, пройдут внешнюю оценку средствами контрольно-измерительных материалов. 

Список использованных источников:
1. Проведение мониторинга качества основного общего образования http://www.predm.kpmo.ru/
2. Ресурсы «Центра развития молодежи» http://www.cerm.ru/
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены