РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Анализ профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов для работы в инклюзивной образовательной среде

Анализ профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов для работы в инклюзивной образовательной среде

Ведущая тенденция современного этапа развития зарубежного и российского специального образования конца XX века - интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в систему массового образования.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. 

Новый закон «Об образовании» 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" так определяет понятия «инклюзивное образование» и «дети с ограниченными возможностями здоровья»:

  • инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. [4]
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 также учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. [4]

Подобная практика оказывается принципиально невозможной без организации командной работы специалистов, что и является базовым компонентом формирования интегративной среды в образовательных учреждениях различного вида и формы на каждом этапе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогическая основа инклюзивного образования — специально-организованная, проблемно-ориентированная, субъектно-объектная деятельность, направленная на решение воспитательных, образовательных, коррекционно-развивающих, социальных задач детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) в условиях конкретного микросоциума.

Для достижения положительных результатов, необходимо, чтобы система оказания помощи детям с ОВЗ была профессионально сконструирована специалистами: психологами, педагогами, врачами и реализовывалась с учетом индивидуальных особенностей ребенка, результатов психолого-педагогического мониторинга, возможностей образовательного учреждения.

Серьезно сказывается на качестве проводимой психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ недостаточный уровень профессиональной компетентности педагога общеобразовательного учреждения, который заключается в непонимании механизмов формирования имеющегося нарушения у ребенка, и как следствие, невозможности использования специальных средств и методов в педагогическом процессе.

Поэтому психолого-педагогические основы инклюзивного образования не могут быть ограничены только лишь рамками задач преодоления трудностей в обучении, а должны способствовать достижению личности ребенка с ОВЗ успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты своих прав и свобод.

В этом ракурсе важным условием достижения профессионализма является специальная психолого – педагогическая подготовка в заведениях СПО, позволяющей учителю эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и их нормально развивающихся сверстников.

Профессиональная готовность будущего учителя начальных классов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной практике рассматривается многими авторами как целостное образование личности, интегрирующее мотивационный, содержательный и операционный компоненты.

Исходя из требований Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах», в числе профессиональных компетенций, соответствующих квалификации «учитель начальных классов», обозначены: осуществление педагогического контроля, оценивание процесса и результата обучения; средства контроля и оценки качества образования; психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога; проведение педагогического наблюдения и диагностики, интерпретация полученных данных; а также студент должен иметь представления о нарушениях в соматическом, психическом, интеллектуальном, сенсорном развитии ребенка, их систематику и статистику, а также особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями. [5]

Умение работать с детьми с особыми образовательными потребностями – это способность осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного обучения, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательного учреждения, создавая условия для его развития и саморазвития. [6]

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования (повышенный уровень среднего профессионального образования), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009г. (введен в действие с 01.01.2010), к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы относятся ключевые и профессиональные компетенции. [5]

В Примерном учебном плане, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 535 от «05» ноября 2009г. (зарегистрирован Министерством юстиции, регистрационный № 15426 от 8 декабря 2009г.) 050146 «Преподавание в начальных классах» и в структуре основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки с целью формирования выше обозначенных ключевых и профессиональных компетенций, введен профессиональный цикл, который состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. [3]

Введение профессиональных модулей в ФГОС призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. Всё это позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки студентов учреждений СПО.

Поэтому целью подготовки специалистов, работающих с детьми младшего школьного возраста детей группы риска, должна являться не столько передача им профессиональных знаний и умений, сколько формирование профессионально подготовленной личности, обладающей целостным психолого-педагогическим и методическим мышлением, что требует определенных педагогических условий (требований) подготовки.

Проанализировав содержание основной профессиональной образовательной программы по специальности 050146 , мы пришли к выводу, что психолого - педагогическая подготовка выпускника – специалиста, способного работать в инклюзивной образовательной среде и распределение учебного материала и часов, отводимых на его усвоение, не смогут в полном объеме сформировать заявленные компетенции.

На наш взгляд, содержание основной профессиональной образовательной программы носит бессистемный характер и охватывает лишь небольшую категорию учащихся с отклонениями и учащихся с особыми образовательными потребностями: одаренные дети, дезадаптированные дети, девиантные дети, дети «группы риска».

Из анализа следует, что в настоящее время приоритетным направлением в подготовке будущих учителей остается психолого-педагогическое направление, а вопросы коррекционно-развивающего обучения по специальным дисциплинам пока не введены в программу подготовки будущих учителей начальной школы.

Таким образом, решение проблемы подготовки будущих специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволит интенсивно вводить инклюзивное образование в нашем колледже, повысит профессиональный уровень выпускников, что поможет удовлетворить запросы всех потребителей профессиональных услуг - личности, общества, государства.
Подготовка кадров для инклюзивного образования является одним из условий реализации самой инклюзии. На настоящий момент решение этого вопроса оказывается наименее обеспеченным как организационно, так и методически.

Список литературы:
1. Лебедева Г.А. Обучение педагогическому проектированию в процессе профессиональной подготовки учителя. Автореф.дис. …кад.пед.наук. Москва, 1997. – 26с.
2. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения / Н. Назарова // Социальная педагогика. – 2010. – № 1. – С. 77–87.
3. Приказ Минобрнауки РФ от 05.11.2009 N 535 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.12.2009 N 15426 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96809/
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 15426 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования15426 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm535-1n.pdf
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 15426 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/
7. Шумиловская Ю.В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования. Автореф.дис. …кад.пед.наук. Шуя, 2011. – 126с.

ВОРОБЬЕВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА23.01.2014 32360 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar