РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Дневник школьника и его роль в достижении образовательного результата

Дневник школьника и его роль в достижении образовательного результата

В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Суметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки.

Самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
Ребенок, приходя из детского сада, ожидает от школы чего-то нового, необычного. Конечно, каждый ребенок и его родители, надеются, что в школе он будет успешным. Дети, впервые переступившие порог школы, как правило, имеют завышенную самооценку.

Так, например, при проверке стартовой работы по математике, в одном из заданий проверялось умение оценивать себя по заданным критериям, т. е. адекватность самооценки.

В процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому задача учителя – помочь ребенку научиться адекватно оценивать свои возможности. Для этого необходимо помочь каждому ученику научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны.

Формировать самооценку младшего школьника нам помогает «Личный еженедельник первоклассника», предназначенный для учащихся образовательной системы «Школа 2100». Он сочетает в себе элементы традиционного дневника школьника и «взрослого» еженедельника, а также дает возможность ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха.

Учителю: не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию.

Родителям: своевременно помочь своему ребенку исправить положение.

Содержание «Личного еженедельника первоклассника» показывает, какая большая работа предстоит не только ученикам и учителю, но и родителям.

Первоклассникам с первых дней учёбы пользоваться дневником самостоятельно непросто.

Поэтому, на первом родительском собрании мы подробно разобрали с родителями правила работы с дневником на страничке «Обращение к учителям и родителям!».

На страничке «Общие сведения» родители сообщили все сведения о ребёнке, которые сочли нужным.

Помогли ребёнку заполнить странички «Что я хочу рассказать о себе».

На страничке «Как научить ребёнка вести дневник и собирать портфель» родители получили инструкцию:

  1. Заполните расписание на первую неделю ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ, проговаривая для него, что и зачем ВЫ делаете.
  2. ПОКАЖИТЕ ребёнку, как с помощью расписания собрать портфель на ближайший учебный день.
  3. Перед следующим учебным днём предложите ребёнку при ВАС, но САМОСТОЯТЕЛЬНО собрать портфель, пользуясь расписанием. 
  4. Предложите ребёнку САМОМУ, НО В ВАШЕМ ПРИСУТСТВИИ заполнить расписание на следующую неделю, пользуясь расписанием первой недели как образцом.
  5. Предлагайте ему далее при ВАС САМОСТОЯТЕЛЬНО собирать портфель.
  6. От недели к неделе по мере возможности всё более доверяйте ребёнку самому БЕЗ ВАШИХ ПОДСКАЗОК собирать портфель и заполнять расписание.
Мы хотим, чтобы ребёнок научился самооценке. Дневник предлагает ему оценивать собственные успехи, своё отношение к урокам.
Очень важно, как будет организована вся школьная жизнь ребёнка. Именно поэтому дети сами определяют правила, по которым они будут жить в школе.

На страничках «Выбираем правила нашей жизни» предложены задания и рисунки для обсуждения с детьми следующих тем:

  1. Мой учебный день.
  2. Безопасность в школе.
  3. Правила поведения в классе.
  4. Культура поведения и уважения друг к другу.
На страничке «Обращение к первокласснику», вместе с учителем, ребята познакомились с названиями предметов и их условными обозначениями.

Например, урок обучения грамоте мы решили обозначать буквой Б, математику – буквой М, музыку – МУЗ и т.д.
С помощью условных значков договорились оценивать свои успехи.

Например, 

  • зелёный кружок говорит о том, что задание выполнено хорошо;
  • жёлтый - задание выполнено с недочётами;
  • красный - задание выполнить не удалось.
С первых уроков в 1 классе ученики начали оценивать свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки».

1-й шаг (на первых уроках).

Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок.

В конце каждого урока в дневнике напротив строки урока предлагаем поставить определённое обозначение.

– Наш урок заканчивается – пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получалось. 

ДАЁМ УСТАНОВКУ НА УСПЕХ. И пусть каждый выберет себе значок, который нарисует в дневнике.

– Если ты доволен собой, у тебя все получилось, то нарисуй зелёный кружок.
– Если тебе на уроке было временами не просто, не все получалось, то нарисуй жёлтый кружок.
– Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то нарисуй красный кружок. Мы тебе обязательно поможем, в следующий раз будет лучше!

Таким образом, каждый день ребята задумываются, что у них получилось, а что нет. Так они психологически готовятся к следующему шагу.

2-й шаг (через 2-4 недели).

Даем детям возможность оценить содержание своей письменной работы.

Раздав детям тетради с проверенными работами, мы ведём диалог с учениками:

Учитель Ученики
– Сейчас вы будете учиться оценивать свою работу. Откройте свои тетради. Я все посмотрела, мне очень понравилось, как вы все сделали! ДАЁМ УСТАНОВКУ НА УСПЕХ! НЕ ДАЁМ ИМ ПОНЯТЬ ТО, ЧТО У КОГО-ТО ЛУЧШЕ, А У КОГО-ТО ХУЖЕ! Открывают, смотрят – видят подписи, но не видят никаких отметок (значков и т.п.).

– Смотрите каждый из вас по-своему, но очень хорошо сделал это задание! Получают УЧИТЕЛЬСКУЮ ОЦЕНКУ, но не ОТМЕТКУ.

– Теперь пусть каждый сравнит, как он это делал раньше (посмотрите первые свои задания). Смотрят на соседний лист.

–Видите, НАСКОЛЬКО ЛУЧШЕ у каждого стало получаться! (Дается установка на успех и на сравнение с собой, а не с другими – пусть даже не всегда это будет соответствовать действительности.)

– Теперь пусть каждый наградит себя! Например, нарисует зелёный кружок. Наградить себя ДОЛЖНЫ ВСЕ, это и есть промежуточная цель – дать каждому почувствовать себя успешным.

3-й шаг (примерно через месяц).

Устанавливаем порядок самооценки.

Для этого стараемся учить первоклассников самостоятельно оценивать свою деятельность. После выполнения задания выясняем:

  1. Что нужно было сделать? Карандаш и лист с пустым кружком.
  2. Удалось ли сделать? Карандаш и лист с закрашенным кружком.
  3. Всё сделано правильно или есть недочёты? Карандаш и лист, где закрашено с выходом за границы.
  4. Сделал всё сам или с чьей-то помощью? Два карандаша и лист с правильно закрашенным кружком.
Выбираем урок для самооценивания (один - два в день). Планируя этот урок, выбираем, несложное задание, выполнение которого будем анализировать.

После того как один ученик объяснил классу, как он выполнил задание, учитель говорит: «А теперь давайте вместе оценим твой ответ».

Учитель Ученик
1) Какое было задание? Воспроизводит формулировку задания.
2) Ты справился? Да.
Все согласны? (Обращаясь к классу.) Да.
3) Правильно или с ошибкой? Без ошибок.
4) Сам или с чьей-то помощью? Сам!

- Раз МЫ решили, что ты справился полностью правильно и сам, то награди себя, нарисуй кружок в дневнике и закрась его!» Рисует кружок в дневнике и закрашивает его.

Классу: «Так мы теперь будем оценивать наши задания!»

Систематически проводим такую работу, постоянно обращая внимание класса на порядок действий при оценивании.

4-й шаг (спустя несколько дней после 3-го шага).

Учим признавать свои ошибки.

Предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки, недочеты.

Когда в ходе самооценки ученик отвечает на вопрос «Сделал правильно или с ошибкой?», помогаем ему увидеть ошибку.
Затем ОБЯЗАТЕЛЬНО ХВАЛИМ ученика: «Молодец, нашел у себя ошибку, не постеснялся признать это! Надеюсь, в следующий раз ошибки не будет!»

После этого предлагаем ученику поставить «отметку»:

Учитель Ученик
– Раз ты сделал с ошибкой, закрашивать будешь полностью или только часть? – Лучше только часть!
– Правильно! Это поможет тебе запомнить, какая была ошибка, чтобы снова ее не допустить.
Несколько уроков подряд предлагаем ученикам оценивать свои действия, признавая ошибки.

5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу.

Предлагаем ученику (психологически готовому) оценить при всех задание, с которым он совсем не смог справиться, сделал полностью неправильно.

Учитель Ученик
– Ты делал это задание, но сделать не смог? – Да.
– Молодец! Ты честно признался, что не справился – не каждый взрослый способен на это, а ты – смог!
– Как же тебя наградить? Закрашивать кружок можно? – Наверное, нет.
– А нарисовать пустой кружок рядом с заданием? – Можно!
– Правильно! Так ты будешь знать, какое задание у тебя не получилось, и сможешь выполнить его заново. У тебя обязательно получится!

6-й шаг. Используем умение самооценки.

Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили своё задание при всем классе, мы перестаём проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагаем ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется правильный ответ, и каждый ученик оценивает свое решение самостоятельно.

Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «Оцени свой ответ» – следует краткая фраза ученика:
«Цель достигнута, ошибок не было – или: «Решение я получил, но с помощью класса».

Если самооценка ученика и мнение учителя совпадает, можно вести урок дальше.

Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройтись целиком по алгоритму и согласовать позиции.

Хорошо, если ребёнок будет знать, чему именно он должен прежде всего научиться в 1-м классе.
Для этого на страничках «Главное, чему я научился в 1-м классе» дан перечень регулятивных, познавательных, личностных и коммуникативных умений учащихся 1 классов.

Предлагаем вам определить какие УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ будут сформированы на конец учебного года у учащихся 1 класса.

Такое же задание в конце учебного года выполнят родители вместе со своим ребёнком.
Итак, как вы думаете, какое универсальное учебное действие сформируется, если ученик выбирает умение:

Умения

  1. Я могу сказать, что и зачем мы будем делать на уроке.
  2. Я могу сказать, что нового я узнал на уроке.
  3. Я умею наблюдать и делать выводы.
  4. Я могу запомнить важные сведения.
  5. Я с уважением отношусь к другим людям.
  6. Я выполняю правила, о которых мы договорились в классе.
  7. Я умею объяснять, что я чувствую.
  8. Я понимаю, что в моей жизни мне помогают другие люди и природа, что я не могу жить без них.
  9. Я могу прочесть про себя и вслух небольшой текст, понять его смысл и рассказать о нем.
  10. Я помню наизусть и могу выразительно прочесть ___ стихотворения(й).
  11. Я могу правильно списать и написать под диктовку небольшой текст.
  12. Я могу сам составить и записать текст из нескольких предложений.
  13. Я умею слушать и слышать учителя и одноклассников.
  14. Я могу устно дать полный ответ на вопрос.
  15. Я умею считать, складывать и вычитать в пределах 20.
  16. Я умею решать задачи на сложение и вычитание в одно действие.
  17. Я умею разделять предметы на группы, объяснять их сходство и находить лишние.
Личностные (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор)
Регулятивные (умения организовывать свою деятельность)

Познавательные (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире)

Коммуникативные (умения общаться, взаимодействовать с людьми)

Наблюдение показывает, что работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки обучающихся положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.

ВРЕМЯ УЧИТЬ ДЕТЕЙ НЕ БОЯТЬСЯ ЖИЗНИ!

Абдрахманова Айгуль Маратовна06.03.2014 14670 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar