РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Поговорим о развитии.

Поговорим о развитии.

«Если вы хотите, чтобы ваши подопечные достигли успеха в современном мире, следует заняться получением ими навыков, полезных в реальной жизни. Каждый грамм собственного опыта стоит дороже тонны чужих наставлений. Некоторые вещи можно понять, только испытав на себе. Знание вообще редко дается вне личного опыта».
Нельсон Мандела

В условиях введения ФГОС ООО нам одна из наших задач, уважаемые коллеги – развитие потенциала личности обучающегося. На примере процесса ремонта я хочу порассуждать о процессе развития личности ребёнка, о механизмах трансформации его мироощущения в учебном процессе и о роли в этом процессе учителя. Вы когда - нибудь делали ремонт в своей квартире? Сами. Предположим, что нет. В таком случае в вашей квартире за период времени ничего не изменилось. Старые обои, старый линолеум. Предположим, что да и теперь ваша квартира отремонтирована, - в ней круто.

Вы могли и не начать его делать. Когда вы начали его делать, вы не планировали отремонтировать не всю квартиру, а, скажем, лишь прихожую. Что вы поняли, отремонтировав её? Что ремонт невозможно закончить, его можно лишь приостановить либо прекратить. Ну что ж - дорога возникает под ногами идущего. Вы не прекратили. И теперь имеете отремонтированную квартиру. На данный момент вы ее такую имеете. Но теперь, хвастаясь перед гостями ремонтом, вы знаете, что и это не окончательно, что в любой момент вы можете что то дальше модернизировать, ведь вы делали этот ремонт своими руками и вам это по силам. Что изменилось в вас самих за время ремонта? Вы обрели навыки достижения определённых результатов – и психологические и методические, вы накопили определённый инструментарий и научились его использовать,- вы будете совершенствовать этот инструментарий и оттачивать эти навыки и в дальнейшем. Кто делал ремонт? – только вы. Кто планировал, как его делать? – тоже вы. Кто владеет результатом? – тоже вы. У кого сформирована потребность в дальнейшем совершенствовании – тоже у вас. Вы поняли, что вам это по силам и что это далеко не предел ваших возможностей.

Стоп. С чего всё началось? Давайте ка вспомним…. Вы многие годы так жили. По - старому. И вдруг вы срываете кусок старых обоев и видите под ним голую стену и решаете, что с ней делать дальше. Пока вы не сорвали старые обои, вы не видели этой стены, и у вас не было потребности размышлять о ее благоустройстве. Почему вы не делали этого раньше? Вас устраивала эта обстановка. Не было потребности развития. Стереотип. Это плохо? Нет. Он же верный, этот стереотип…на данный момент он позволяет вам существовать...Но и не хорошо. Развития то нет.

О роли ученика. Как долго он делал ремонт? Насколько качественно? Чем он руководствовался при подборе материала, инструмента? «Все ответы находятся в тебе,– писал Лев Николаевич Толстой, - ты знаешь больше, чем написано в книгах. Но чтобы вспомнить это — нужно читать книги, смотреть в себя, слушать себя и доверять себе».

О роли учителя. Где он находился во время ремонта? Что он делал при этом? Он знал о происходящем ремонте? Он прогнозировал результат ремонта? Он – индуктор. Его присутствие позволяло Вам обнаруживать сам факт вашего стереотипа, изменять представление о его природе, вырываться из привычных схем мышления. Он – координатор. Он прекрасно ориентируется в материалах, он мастерски владеет инструментарием и технологиями. Он координирует ваши действия так, чтобы вы добились поставленных вами целей максимально эффективно. Он – рефлектор. Он должен рефлексировать динамику индивидуальных мировоззренческих схем подопечных. Он способствует обоснованию и принятию решений. Его роль опосредующая,- он переводит внешние воздействия во внутренний импульс, руководит поведением. Его роль коллизийная – позволяющая видеть скрытые противоречия явлений действительности. Его роль ориентирующая – он способствует построению личностной картины мира, индивидуального мировоззрения.

Чижов Олег Павлинович22.08.2014 7950 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar