РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Актуальность проблемного обучения на уроках истории в рамках ФГОС третьего поколения.

Актуальность проблемного обучения на уроках истории в рамках ФГОС третьего поколения.

Актуальность проблемного обучения на уроках истории в рамках ФГОС третьего поколения.

Воронцова Ирина Александровна
преподаватель дисциплин «История» и «Основы философии»
КГАОУ СПО «Краевой колледж предпринимательства»
г.Пермь

Разработка Федерального государственного образовательного стандарта РФ третьего поколения, является следствием интеграции образовательного пространства России и Европы, в рамках подписания Болонской декларации. В связи с этим перед разработчиками ФГОС, перед педагогическим сообществом России поставлена задача подготовки квалифицированных специалистов, соответствующих современному спросу рынка работодателей не только Российского, но и международного уровня.

Моя задача, задача современного педагога, преподавателя, работающего в системе среднего профессионального образования, помочь студенту приобрести необходимые компетенции, способствующие формированию предпринимательского поведения, разрешению нестандартных ситуаций и проблем, умению брать на себя ответственность, вырабатывать перспективное видение и коммуникативные навыки. Это качества, которыми должен обладать современный специалист, самостоятельный, уверенный в собственных силах, конкурентоспособный на арене социально- экономического пространства.

В соответствии со ФГОС третьего поколения, акцент в современном преподавании ставится на самостоятельную и творческую деятельность студента, которая способствует умению приобретения знаний, исследованию проблем, поиску альтернативных решений, формированию мотивации достижения успеха, обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Вышеизложенные признаки творческой, самостоятельной работы гармонируют между собой и относятся к технологии проблемного обучения.
Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно, в отличие от традиционного, доставляет радость самостоятельного поиска, открытия, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности и творческой активности обучаемых.

Особенность данной технологии заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего.

В моей практике это выглядит так: создаю проблемную ситуацию, направляю внимание студентов на ее решение, организую его поиск. Таким образом, обучаемый находится в положении субъекта своего обучения и как результат, он получает новые знания, обладает новыми способами действия.

Многолетний опыт показывает, что в работе с проблемными ситуациями, оптимальными являются следующие этапы:

  • создание проблемной ситуации и формулирование проблемы;
  • выдвижение гипотез и выбор плана решения на основе известных способов или поиск нового решения;
  • реализация плана решения;
  • проверка правильности решения с систематизацией полученной информации.

Изначально, работаю над постановкой проблемного вопроса, отвечающего следующим требованиям: сложность, сопряжение с противоречиями; увлекательность, не лишенная научного подхода; емкость, способность охватить широкий круг вопросов; расположенность к научному спору на базе различных толкований; создание затруднения, необходимого для решения проблемы.

Следующий шаг - это перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию через углубление самой проблемы; поиск разных граней решения; сопоставление разных вариантов ответа.

Затем я определяю форму решения проблемных ситуаций, разрабатываю вопросы и задания, учитывая при этом уровень развития студентов, характер исторического материала, педагогические цели.

Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь студентов в активный познавательный процесс, изменяя роль преподавателя. Он - консультант, помощник, наблюдатель, координатор, организатор процесса добычи информации студентом, которую нельзя получить по готовому образцу, так как проблемное обучение требует проявления самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события. Его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.

При применении метода проблемного обучения я учитываю несколько аспектов, которые помогают всецело погрузиться в данную технологию:

  • соблюдение условий успешного применения технологии проблемного обучения;
  • знание ее достоинств, трудностей и недостатков.

Итак, отмечаю ряд условий для успешного применения проблемного обучения:

  • проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;
  • быть доступными для студентов;
  • должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
  • задания должны быть таковыми, чтобы обучаемый не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

К достоинствам проблемного обучения далее относим:

  • высокую самостоятельность обучаемых;
  • формирование познавательного интереса или личностной мотивации;
  • использование творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно - сформулированных заданий и активизации, за счет их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями проблемного обучения:

  • огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода к работе со студентами;
  • совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства;
  • рефлексирование своих действий при подготовке обучаемых к работе с проблемными ситуациями и поиске способов их решения, сталкивании противоречий и изложении различных точек зрения по определенной проблеме.

К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у студента в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять технологию проблемного обучения. Но стремиться к нему надо, и каждый опытный педагог его использует, так как проблемное обучение связано с исследовательской деятельностью.

Остается добавить, что проблемное обучение отвечает требованиям дня: обучать, исследуя - исследовать обучая. Только так и можно формировать творческую личность, то есть выполнять сверхзадачу нашего педагогического труда.

Таким образом, на основании вышеизложенного материала, можно сделать следующие выводы.

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, которое реализует следующие задачи:

  • формирует у студентов необходимую систему знаний, умений и навыков;
  • помогает обучаемым достигать высокого уровня развития, способствует самообучению, самообразованию;
  • формирует особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность студентов, что полностью соответствует компетентностному подходу современного профессионального образования в рамках Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.

Технология проблемного обучения имеет свои достоинства, недостатки и трудности, как и любая педагогическая технология, используемая на практике. К достоинствам относится обеспечение особого типа мышления, глубины убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение на практике. Но, несмотря на достоинства, все обучение не может строиться целиком, как проблемное. Для этого потребовалось бы времени, намного больше, чем возможно выделить на обучение. Поэтому возникает педагогическая проблема отбора фрагментов курса истории (отдельных разделов, тем, пунктов) для осуществления данной технологии. Этот отбор требует проведения логико-дидактического анализа учебного материала, выяснения возможности постановки основных или других типов проблем, их эффективности в достижении целей обучения. Учитывая изложенное выше, с целью интенсификации интеллектуального развития обучаемых, как было отмечено, необходима оптимизация процесса обучения.

Воронцова Ирина Александровна30.08.2014 37701 Новые ФГОС
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Уважаемые коллеги, рада видеть Вас. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом работы в данной технологии. Буду очень признательна.
avatar