РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Критерии качества реализации ФГОС на уроках истории и обществознания

Критерии качества реализации ФГОС на уроках истории и обществознания

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какой объем учебного материала достаточен для достижения результатов освоения учащимися программы по предмету? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС.

Как показывает опыт, качество урока, качество предметных знаний и качество формирования УУД (ключевых компетенций, составляющих основу умения учиться) являются результатами изменения подхода учителя к подготовке урока и проектированию урока на основе системно-деятельностного подхода. В связи с актуальностью данной темы для большинства педагогов хотелось бы остановиться на вопросе проектирования урока с учетом главных принципов ФГОС, таких как минимакс, вариативность и другие.

Ни для кого не секрет, что главное для человека XXI века - грамотно проводить целенаправленный поиск и отбор нужных знаний, обладать навыками решения нестандартных задач. Соответственно задача заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация нужна и каким способом ее найти. Именно развитию этих умений и способствует деятельностный подход в преподавании.

Все дети разные, и каждый из них развивается своим темпом. Вместе с тем, обучение в школе сориентировано на некий средний уровень. Этот уровень слишком высок для слабых детей, но он явно недостаточен для более сильных. ФГОС выделяет всего лишь два уровня - максимум, определяемый зоной ближайшего развития детей, и необходимый минимум. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню, соответствующему своим способностям. Принцип минимакса позволяет каждому ученику с помощью учителя определять свой уровень, то обеспечивается индивидуальный подход к каждому ученику.

Принцип минимакса учит определять свою индивидуальную потребность в информации и самостоятельно ее находить. Следуя этому принципу, на уроке целесообразно использовать избыточную информацию, которую ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. В этом плане важную роль в преподавании истории и обществознания играет использование специально подобранных, но при этом не адаптированных авторских текстов, через которые происходит знакомство ученика со всем многообразием источников. В них ученик должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, чтобы находить и использовать нужную им информацию школьники учились сами (этому способствуют, например, задания, связанные с поиском в тексте главного, самостоятельной постановкой вопроса по содержанию текста).

Рекомендуется следующий алгоритм подготовки к уроку.

1. На первом этапе учителю следует выделить в содержании темы обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу - все те знания и умения, которые там прописаны – это минимум, который должны усвоить все ученики и который будет проверяться в контрольных и диагностических работах. Усвоение этих знаний и умений обеспечивается не только на данном уроке, но и на последующих уроках в процессе их применения. Понятия, теоретические и фактические знания, которые могут быть отнесены к теме, но не отражены в программных требованиях, относятся к максимуму.

2. Затем следует определить и четко сформулировать для себя целевую установку урока. В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.

3. Выяснить, над какими конкретно умениями необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. Проектируя любой урок направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. В содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

4. Спланировать учебный материал - подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • творческий подход к знаниям.

5. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

6. Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

7. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля. Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? и т.п.»

8. Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

9. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
При проведении урока наиболее эффективной является модель проблемно-диалогического урока (педагогическая технология Е.Л.Мельниковой)

Структура такого урока имеет следующие этапы:

  • Создание проблемной ситуации.
  • Постановка и формулирование проблемы, выдвижение версий;
  • Этап актуализации имеющихся знаний;
  • Планирование деятельности;
  • Поиск решения проблемы (открытие нового знания);
  • Выражение решения проблемы;
  • Применение нового;
  • Итог урока, оценивание;
  • Домашнее задание.

Принцип минимакса эффективно работает тогда, когда учителю удалось пробудить у значительной части интерес к рассматриваемым проблемам. Максимально погрузится в изучаемую эпоху, и вызвать такой интерес позволяют различные игровые моменты и активные методы обучения. Здесь как нельзя кстати подойдет накопленный опыт учителей по развитию мотивации, познавательного интереса и активности обучающихся, широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.

Школьники приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Накапливается опыт формирования своего отношения к событиям, особенно необходимый для самоопределения в окружающей действительности. Диалоговое общение позволяет достичь большей глубины взаимопонимания, самораскрытия, создает условия для глубокого общения. Происходит замена объяснения материала учителем на самостоятельное открытие нового учениками.

Таким образом, системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Многим учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

И только после осознания учителем необходимости изменения стиля преподавания, внедрения новой системы подготовки и проведения урока можно говорить о качестве реализации ФГОС на уроках истории и обществознания.

Брит Татьяна Николаевна31.10.2014 38940 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar