РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Независимая оценка качества образования

Независимая оценка качества образования

Качество образования становится ведущей темой образовательной политики.

Сегодня определены стандарты обучения, что является важным этапом национальной политики в области образования и оценки его качества как составной части. К вопросу о масштабах оценки качества относится вопрос о количестве и структуре набора показателей, по которым оценивается образовательная организация.

Анализ мирового опыта показывает, что уже существуют процедуры внешней оценки, с помощью которых можно производить оценку образовательных программ, образовательных организаций и образовательных достижений школьников и их динамики, обеспечивающие качественное образование.

Требования к качеству образования отражены в следующих документах:

а) Закон РФ «Об образовании»
б) «Концепция модернизации российского образования»
в) «Стратегическая модернизация содержания общего образования»
г) « Государственный образовательный стандарт».

Современные ученые под ключевыми параметрами систем оценивания качества образования выделяют следующие виды, соответствующие трем основным информационным потребностям или целям:

  1. оценивание в классе для получения информации в помощь совершенствованию преподавания
  2. экзамены для наблюдения динамики прохождения обучающегося через образовательную систему
  3. исследования для мониторинга для предоставления информации об общих уровнях результативности.

На этапе введения ФГОС в среднем звене и проведения реформ в системе образования качество рассматривается как главная характеристика образования ,которая отражает его фактическое состояние и перспективы развития. Оценка качества выступает как система « обратной связи» и помогает оперативно управлять ею.

Проблема оценки качества образования обсуждается и меняется в связи с изменениями требований общества и личности к образованию. Сформировался методический подход к оценке качества ,который воплотил в себя социальный заказ, достижения педагогической науки.

Он отражает понимание целей каждого исторического этапа развития образования, содержание и средства оценки результатов школьного образования. В педагогической науке появляются теоретические модели оценки качества, требования к методическому обеспечению и документам.

Независимая оценка качества образования выражает характеристику состояния образования, основанную на оценку достижений обучающихся и способность удовлетворять потребности личности и общества. Главным показателем качества выступают достижения и успехи обучающихся за конкретный промежуток времени.

Способ оценки качества предусматривает вариативное управление качеством образовательного процесса, например:

  • применение разноуровневой системы критериев для сравнения фактических результатов с нормативными требованиями,
  • оценка результатов образовательного процесса и их возможные причины,
  • представление результатов оценки в итоговых документах.

Независимая оценка качества школьного образования конкретизирует условия внедрения методологического подхода в образовательную практику.

Основные ее элементы, на мой взгляд, это:

  • требования к методическим материалам и документам по управлению качеством,
  • критерии оценки достижений обучающихся по отдельным предметам ,например по истории или обществознанию.

Необходимо выделить важнейшие принципы контроля обученности:

  • объективность
  • систематичность
  • наглядность

Они и являются главными компонентами образовательного процесса.

Инструментом оценки качества образования в школе является мониторинг внутренний и внешний.
Каждый субъект образовательного процесса (учитель, обучающиеся. родители, администрация и другие) заинтересован в обеспечении качества образования.

При оценке качества образования необходимо выделить следующие положения:

  1. оценка качества не должна сводиться только к тестированию знаний обучающихся, хотя и остается одним из самых распространенных показателей
  2. оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательную организацию во всех направлениях его деятельности.

Независимой оценки качества образования можно достигнуть, используя следующие элементы:

  1. установление стандарта
  2. использование индикаторов (измеряемых величин)
  3. установление критерия
  4. сбор данных и оценка результатов
  5. принятие соответствующих мер, оценивание результатов в соответствии со стандартом.

На современном этапе ведущее место занимает описание критериев оценки качества, которые обеспечивают сравнение фактических результатов обучения с нормативными требованиями, которые по любому предмету осуществляются на основе стандарта и программ.

Независимая оценка качества образования предусматривает создание ряда комплектов контрольно- измерительных материалов, программ статистической обработки материалов, компьютерную базу данных специальную подготовку учителей-предметников. Организацию мониторинга по всем курсам.

По мнению инициаторов реформ российского образования, одним из эффективных инструментов оценки его качества является Единый государственный экзамен. Разработчики считают, что ЕГЭ способствует повышению объективности оценки результатов выпускных экзаменом ,создает предпосылки для становления и развития национальной системы контроля качества образования. Такая база данных становится ценным материалом для проведения анализа качества по регионам, стране в целом.

Такая независимая оценка качества образования возможна в открытом и демократичном обществе, каковым и является РФ, где все граждане заинтересованы в получении объективных данных. При таком подходе российская система оценки качества будет способствовать подъему отечественного образования.

Саитгалина Зайтуна Тимершаиховна10.11.2014 34650 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar