РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование заинтересованности в предметно – исследовательской деятельности у учащихся на предмете «Физика»

Формирование заинтересованности в предметно – исследовательской деятельности  у учащихся на предмете «Физика»

В современном образовательном процессе в настоящее время идут большие перемены в связи с введением ФГОС.

Одним из метапредметных результатов стандарта является смысловое чтение и ИКТ компетентность. В современном мире существует много средств получения информации, и чтение учебной литературы занимает далеко не первое место у современных школьников. В практике преподавания физики я столкнулся с тем, что в работе с учебным текстом учащиеся не могут выделить главную мысль при прочтении текста, да и не хотят читать большой объём текста учебника.
Использование ИКТ на уроке помогает поддерживать высокий уровень мотивации к выполнению задания. Совместная деятельность также повышает эффективность обучения на уроке, поскольку, взаимодействуя, дети выбирали наилучший вариант аргументов и выводов.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение УУД на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Формирование навыков смыслового чтения на предметном материале предмета «Физика» носит специфический характер.

Основными компонентами работы с текстом в этом случае являются:

  1. Выделение главной мысли в каждой смысловой части текста
  2. Представление информации в виде несплошного текста
  3. Нахождение и чтение терминов и понятий
  4. Определение связей и отношений между частями текста
  5. Нахождение в тексте или составление предложения, наиболее полно отражающие выделенную главную мысль каждой смысловой части (т.е. назвать выделенные части)

Конечно, это было бы проще сделать на примере гуманитарных наук, но актуальность проблемы того, чтобы естественнонаучное образование обрело личностно-значимые смыслы, историко-гуманитарные, социокультурные и практико-ориентированные контексты и для школьников, побудила нас использовать все возможности предмета «Физика».

Для этих целей нами были использованы материалы учебно-методического комплекса (УМК) «Диалогика стилей в науке. Физика».

Рассмотрим неспецифический (непредметный) сплошной текст. Данный текст является примером предъявления учащимся проблемы урока, позволяет выделить основную цель и задачи урока, связать изучаемый материал с практическим опытом учащихся и их бытовыми представлениями об изучаемой теме.

Как-то раз, зимним вечером, Дмитрий читал автомобильный журнал и наткнулся на интересную статью про необычное ДТП.

«Сегодня утром в Кировском районе произошло ДТП с двенадцатью автомобилями. Все они стали жертвами происшествия из-за одного не опытного автолюбителя. Человек устроивший аварию, не смог остановить свой автомобиль потому, что ехал на несоответствующей данному сезону резине и столкнулся с впереди стоящим в пробке автомобилем, который в свою очередь толкнул автомобиль перед собой и так далее, до тринадцатого автомобиля у которого на багажнике было полуспущенное запасное колесо, которое его и спасло от столкновения со следующей машиной.»

После этой статьи Дмитрий спустил все колёса на своём автомобиле.

Вопросы к тексту:

  • Что не правильно сделал Дмитрий?
  • Какие выводы должен был вынести Дмитрий?
  • Почему тринадцатая машина не продолжила своё движение также, как другие автомобили попавшие в ДТП?

Рассмотрев все возможные ответы учащихся выделяем основную теоретическую проблему текста и формулируем тему урока. Тема данного урока «Абсолютно упругие и не упругие соударения».

С помощью виртуальной лаборатории и лабораторного стенда с двумя различными видами установок мы проводим исследование упругих и неупругих столкновений и делаем выводы по изучаемой проблеме и эффективности использования лабораторного оборудования и виртуальных моделей.

Таким образом, проблемный материал, предложенный учащимся для изучения, обоснованный с нескольких точек зрения (бытовой, практической, теоретической), продолжает рассматриваться нами и во внеурочной деятельности. При этом мы используем теоретический материал (для обоснования процессов) и лабораторные исследования, выходящие за рамки курса физики данного класса.

На краш тесте (по безопасности при аварийных ситуациях) в Германии, один инженер сказал «если два автомобиля с одинаковыми скоростями и массой столкнутся друг с другом, то сила удара в момент столкновения будет больше в два раза, чем если бы один из этих автомобилей (с той же скоростью) въехал в бетонную стену».
Прав ли этот инженер?

Данный миф часто можно увидеть во многих известных как голливудских фильмах так и в отечественном кинематографе.
В рамках внеурочной деятельности на кружке «Разрушители мифов» ученики будут проверять (доказывать или опровергать) теорию инженера (Текст 2), используя материал выходящий за рамки основного курса физики.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

1

Решение задач по теме, при помощи компьютерной модели.

Решение задач по теме при помощи установки демонстрирующей упругий и не упругий удар, с расчетом основных показателей.

2

Письменный ответ на вопросы к тексту №1 (основываясь на своих знаниях и собственном опыте).

Моделирование данной ситуации на оборудовании в лаборатории. Используются шары состоящие из различного вещества.

3

Решение задач по теме урока с опорой на компьютерную модель и изученные формулы.

Решение задач при помощи формулы Резерфорда, объясняющей упругое (не упругое) соударение.

4

Ответы на вопросы к тексту №2 (основываясь на своих знаниях и собственном опыте).

Подтверждение или опровержение мифа в рамках кружка « Разрушители мифов»

 


И урочная, и внеурочная деятельность направлены не только на достижение предметного результата обучения, но и на реализацию возможностей междисциплинарных программ («Основы смыслового чтения и работа с текстом», «Формирование ИКТ компетентности обучающихся», «Формирование универсальных учебных действий», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности») средствами предметной области «Физика» и связанных с ней естественно-научных предметов.

На основании сказанного, можно констатировать, что в рамках изучения предметного материала курса «Физика», для повышения заинтересованности учащихся и формировании устойчиво высокой познавательной активности, нами были использованы возможности всех четырех междисциплинарных программ.

Ерохин Виталий Викторович12.12.2014 8680 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar