РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Осуществление преемственности через взаимодействие методических объединений учителей предметников и учителей начальной школы

Осуществление преемственности через взаимодействие методических объединений учителей предметников и учителей начальной школы

Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанью истины науки,
То знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в твои вверяют руки.
И помни, ты несёшь за всё ответ: за их печали, радости, невзгоды.
И каждый твой урок и твой совет ученики проносят через годы.


В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у учеников определенных учебных знаний, учебных действий. Переход из начальной школы в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков. К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы.

К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Это зависит от особенностей детей, их работоспособности, специфики познавательного развития, переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.
Итак, рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс.

В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

Также обнаруживается несогласованность действий учителей начальных классов и учителей- предметников.
Начальная школа призвана готовить учащихся к обучению в школе на более высокой ступени. Адаптация младших школьников в новых условиях жизни и деятельности на второй ступени общего образования напрямую связана с их психологической готовностью к переходу в 5-ый класс. А формирование психологической готовности учащихся зависит от взаимодействия двух смежных ступеней образования. Речь идет о психолого-педагогической преемственности в работе учителей начальных классов и учителей-предметников.

Одним из этапов в решении данной глобальной проблемы может быть создание в школе временного методического объединения учителей начальной и основной школы. Объединение создается на один календарный год – с января (начало второго полугодия одного учебного года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года). Оно должно включать учителей, которые в момент образования методического объединения ведут 4-е классы в начальной школе и педагогов-предметников, которые на следующий год будут принимать этих детей в 5-м классе.

Главные задачи, которые ставит перед собою методическое объединение:

  1. Обеспечить ученикам, пришедшим на новую ступень обучения, эмоциональный и психологический комфорт в новых условиях.
  2. Помочь учителям найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях учениками.
  3. Установление тесного взаимодействия учителей среднего звена и начальной школы и установление творческого сотрудничества.
  4. Своевременно разработать пути коррекции проблем дезадаптации.
  5. Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях того или иного возрастного периода. Оказывать им психологическую помощь и поддержку.
  6. Способствовать осуществлению преемственности в работе учителей начальных классов и учителей средней школы.
  7. Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности учителей начальных классов и учителей-предметников (психолого-педагогический аспект).
  8. Способствовать повышению уровня педагогической компетентности родителей.

Следующим этапом в решении данной проблемы является принятие договоренности внутри методического объединения о едином понимании целей:

  • об уровне общеучебных умений, которые необходимо получить на выходе из начальной школы и далее развивать в 5-6 классах;
  • о соблюдении единых технологий и принципов обучения.

Реализация этого пункта предполагает поиск компромисса между позициями педагогов начального и основного звена – формирование единого «портрета выпускника начальной школы» данного конкретного образовательного учреждения и единых требований, предъявляемых к нему. При этом педагоги, опираются на систему общеучебных умений, анализируют организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные умения, указанные для 3-4-го классов, детализируют и дополняют этот перечень, исходя из ситуации в своем образовательном учреждении. Так же данный шаг, предполагает освоение педагогами основной школы технологий, применяемых в начальной школе и использование преемственного содержания, отраженного в учебниках образовательной системы. Все это позволяет начать выстраивать линии преемственности по целям, методике и содержанию.

Немаловажную роль в решении данной проблемы является посещение учителями основной школы уроков в 4-м классе по своим предметам и коллективное обсуждение уроков с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования, демонстрации учениками требуемых умений.

Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками – увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке. В ходе же обсуждения педагоги начального и основного звена уточняют свои позиции и требования, предъявляемые к ученикам. Многие из умений, которые желали ли бы видеть у учеников учителя основной школы в начале 5-го класса (процедура устного ответа, правила ведения тетрадей и т.п.), можно и нужно скорректировать за оставшиеся полгода начальной школы.

Положительное воздействие на установление преемственности оказывает разработка и проведение учителями основной школы и педагогами начальной школы совместных уроков в 4-х классах. Учителя начальной школы могут выступать в качестве консультантов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной школы – консультантами в нюансах своего предмета.

На этом шаге, педагоги разных ступеней образования, делая общее дело, как раз и могут почувствовать себя командой единомышленников, уточнить и скорректировать свои позиции. В свою очередь учителя начальных классов могут увидеть стиль работы учителей 2-й ступени, узнать характер их требований, методы и приемы работы.

Одновременно ученики 4-го класса смогут познакомиться со своим будущим учителем-предметником, что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и психологически комфортным. А для этого желательно как можно раньше определить классных руководителей и нагрузку учителей предметников у будущих пятиклассников. Вовремя проведенная тарификация дает возможность учителям-предметникам познакомиться со своими будущими учениками, а также с «педагогическим подчерком» их первого учителя.

При назначении классного руководителя администрации школы следует учитывать личные особенности учителя начальной школы и будущего классного руководителя.

Я считаю, что методическим объединением обязательно должна быть проведена диагностика общеучебных и предметных умений, психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу.

Задача минимум – замерить уровень развития общеучебных умений на выходе из начальной школы, чтобы сравнить его с уровнем, который ученики покажут после адаптации в основной школе к середине 5-го класса. Задача максимум – сравнение так же результатов предметных итоговых контрольных работ, сравнение психологического состояния.

Учащиеся начальной школы перешли в 5 класс. На данном этапе работы необходимо руководителю методического объединения и учителям начальной школы осуществлять посещение уроков. Педагоги, отвечающие за решение проблемы преемственности, должны своими глазами видеть, как адаптируются ученики к новым условиям и требованиям.

Одновременно необходимо советами помогать учителям-предметникам реализовывать на практике совместные договоренности о преемственных технологиях в организации изучения нового знания (проблемный диалог), в работе с текстами (продуктивное чтение), в правилах оценивания и самооценивания образовательных достижений (технология оценивания учебных успехов).

Регулярные заседания методического объединения в 5-м классе – обсуждение уроков, координация работы и решение возникающих проблем. Принципиально важно в первые две недели учебного года и далее регулярно встречаться учителям-предметникам и учителям бывших 4-х классов, чтобы обсуждать – какими видятся ученики в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. По любой проблеме можно коллективно найти решение в интересах развития личности каждого ученика.

Немаловажное значение для осуществления преемственности имеет знание учителями младших классов программ и учебников 5 класса, а учителями-предметниками - соответствующих программ и учебников начальной школы. Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если учитель хорошо представляет себе «вчера - сегодня - завтра» знаний, умений и навыков конкретных учеников конкретного класса.

На завершающем этапе работы методического объединения является определение эффективности работы по преемственности – диагностика общеучебных и предметных умений, анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива. Сравнение результатов диагностики в 5-ом и в 4-ом классах показывает нам, как чувствуют себя ученики в новых условиях.

Успешность решения проблемы напрямую зависит от тесного сотрудничества педагогов с родителями. Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро, считают психологи, такие трудности переживают дети. Непростой оказывается ситуация при переходе в 5 класс. Нужно привыкать к другим условиям обучения: уже не одна учительница и не один кабинет. В систему работы нашей школы прочно вошла традиция проведения родительских собраний с приглашением учителей-предметников.

Одни ребята без особых трудностей переходят с этапа на этап обучения, для других проблема адаптации остается актуальной. Вместе с ними эти проблемы могут испытывать и их родители, а зачастую и учителя. Как показывает практика, это трудности различного характера, связанные с изменениями в режиме дня, в сфере общения, в учебной деятельности, в индивидуальных особенностях ребенка. Работа в данном направлении предполагает взаимодействие учителя начальных классов, учителей-предметников, родителей и администрации школы. И самым важным условием при решении проблемы остается сохранение здоровья и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.

Считаю, что осуществление преемственности поможет выработать единые подходы в обучении и воспитании, обеспечит сохранение имеющихся традиций. Несоблюдение правила преемственности в общей системе дидактических принципов обучения и воспитания станет причиной дезадаптации, а, следовательно, ухудшения здоровья ученика и учителя.
И в завершении своего выступления хотела бы поделиться памяткой педагогам, работающим в 4-5 –ых классах.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ, РАБОТАЮЩИМ В 4 - 5-ых КЛАССАХ.

  • Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремиться обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.
  • Во втором полугодии в 4-х классах педагогам начальной и средней школы знакомить учащихся с перечнем предметов, которые они будут изучать в 5-м классе. Преподавателям-предметникам целесообразно в интересной для ребят манере представить будущие предметы, рассказывать об особенностях обучения в средней школе в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.
  • Завучу, учителям начальной школы готовить на каждого ученика 4-го класса развернутую характеристику, в которой нашли бы отражение личностные и характерологические особенности, интеллектуальные возможности, в том числе темп деятельности, мотивы учебной деятельности, интересы, самооценку, уровень притязаний. А также особенности семейной ситуации, положение в группе сверстников.
  • Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в начальной школе.
  • На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.
  • Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5-м классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
  • Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
  • При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.
Лагунина Валентина Александровна16.12.2014 28830 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar