РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы как условие реализации ФГОС

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы как условие реализации ФГОС

Автор: Шаипова Регина Ряшидовна

Изучив материал по системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, я выделила для себя следующее: система оценки ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение ими планируемых результатов освоения содержания учебного предмета и формирование у них универсальных учебных действий.

Все мы знаем, что по требованиям ФГОС три группы результатов образования: личностные, метапредметные и предметные подлежат оценке. При этом личностные результаты в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Объектом оценки метапредметных результатов служат УУД, содержание которых регулируется по классам.

Оценка предметных результатов-это оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Поэтому объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Новая система оценивания снимает тревожность детей, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценка и отметка должны фиксировать достижения ученика.

Оценочную деятельность я строю на основе следующих принципов:

  • Оценивание является постоянным процессом.
  • Оценивание может быть только критериальным. Эти критерии прописаны в программе школы. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Критерии должны быть однозначными и четкими.
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования но не личные качества ребенка.
  • Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя.

В системе оценивания в начальной школе используется:

  • преимущественно внутренняя оценка-это оценка самой школы (учителя, ребенка, школьного психолога);
  • внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами.

Использую три вида оценивания:

  • стартовая диагностика. Осуществляется в начале года или перед изучением новых крупных разделов;
  • текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;
  • итоговое оценивание. Предполагает комплексную проверку образовательных результатов в конце учебной четверти и учебного года.

В начале учебного года в 1 классе моей группы умели читать отрывистым слогом два ученика. Сейчас эти ученики читают способом слог+слово, а остальные читают отрывистым слогом и плавным слогом.

В текущем оценивании я использую следующие методы:

  • наблюдение, самооценка, самоанализ и методы, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся:
  • устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктант, контрольное списывание, тестовые задания, доклад, изложение, творческая работа.

Формирование учебного действия оценки –необходимое условие становления полноценной учебной деятельности школьника. Сформированное действие оценки-это способность ученика точно знать о своем знании и незнании, умении отличать то, что известно, от того, что неизвестно, умение спросить о недостающем знании не в форме призыва «я не знаю, что делать, помогите!», а в форме «что еще нужно узнать, чтобы решить эту задачу?»

С самооценки начинается учебная самостоятельность младшего школьника. Поэтому в своей работе одной из главных задач я ставлю формирование у детей умения оценивать результат своей учебной деятельности.

В 1 классе на уроках мы обозначаем свое настроение смайликами. Я даю возможность детям эмоционально оценить прошедший урок или показать доволен ты своей работой или нет. В своих прописях дети обозначают свое настроение или реакцию на урок.

Применяю методику светофора. У детей на столах три карточки. Красная карточка- я не знаю, желтая карточка- я сомневаюсь, зеленая карточка- я знаю и могу ответить. Дети получают задание, а перед тем как приступить к выполнению задания, они показывают насколько сложно им будет справиться с этим заданием.

Цель работы со светофором- выявить самооценку детей по данной теме. Я вижу, кто из детей не справляется с данным заданием и сами дети понимают, что они не усвоили.

Также мои ученики осваивают алгоритм самооценки.

  1. Я получил задание…(учимся вспоминать цель работы)
  2. Какова была цель задания?(учимся сравнивать результат с целью)
  3. Удалось получить результат?
  4. Правильно выполнил или с ошибкой? (учимся находить и признавать ошибки)
  5. Самостоятельно выполнил или с чьей-то помошью? (учимся оценивать процесс)

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по алгоритму самооценки и определяет отметку.
Также для оценивания мы используем «волшебные линеечки», предложенные Г.А. Цукерманн. Инструментом оценивания выступает линеечка-вертикальная линия, на которой ученик отмечает свой уровень знаний и умений знаком х. Эту самооценку потом можно сравнить с оценками, данными ученику его одноклассниками и учителем. Я отмечаю на линеечке свою оценку, которая может быть выше ученической, ниже ее или совпадать с ней. Тогда она обводится кружком.

Например, на уроке обучения грамоте ученикам было предложено выполнить звуковой анализ слова. На вопрос «Какие действия надо совершить?» мы с учениками определяем, что нужно записать слово значками звуков и обозначить звуки буквами. Так на доске появляются две линеечки. Ученик выполняет задание, затем после проверки работы другими учениками, он сам оценивает свою работу. Если записал верно, он ставит х на вершинке, если с ошибками, то пониже.

Во 2 классе я предлагаю записать слова с изученными орфограммами. После записи слов мы выбираем критерий, по которому можно оценить работу. Дети предлагают варианты: я умею писать слова, я записываю слова аккуратно, я умею писать слова с орфограммами. После обсуждения мы выбираем критерий «я умею писать слова с орфограммами». Дети чертят шкалу. Затем я подвожу детей к тому ,чтобы оценить работу по каждой орфограмме отдельно.

Учебное действие оценки неразрывно связано с учебным действием контроля. Ученик не только выполняет определенные действия, которые приводят к конечной цели, но и оценивает, насколько эти действия были верны.

В конце четверти ученики 1 кл. заполняли контрольные листы. Здесь нужно было обозначить значками звуки, составить схему предложения, звуковую схему и прописать буквы. А в конце полугодия ученики читали письмо-обращение к себе, выполняли задания, проверяли по эталону, а затем раскрашивали определенными цветами снеговиков.

Ученики 2 класса заполняли листы индивидуальных достижений. Закрашивание определенной клетки на листе индивидуальных достижений фиксирует формирование определенного навыка на данном этапе и показывает динамику обучения учащегося.

Также во 2 классе мы ведем листы индивидуальных достижений по словарным словам. Я им раздала наборы словарных слов, мы их на уроке разбираем, они их учат. Потом по этим словам мы пишем словарные диктанты и проводим самопроверку.

В своей работе я использую лист общеучебных достижений, который показывает развитие ученика по четвертям.
Иногда на уроках я использую поурочный лист учета знаний-таблицу, в которой указаны основные виды деятельности учеников на уроке и отметки.

В листе учета может быть несколько отметок, полученных учащимися в течение урока при работе в группе или индивидуально. Отметка, выставляемая за урок,- это средний балл полученных отметок.
Одним из важных умений, способствующих успешному освоению предметного содержания является умение читать. Для фиксирования результатов я использую таблицу, в которой отражены способ чтения, правильность чтения, темп, выразительность, сознательность. Таблица позволяет иметь представление о состоянии каждого критерия в целом по классу и у каждого ученика.

На уроках чтения использую методику дополнения. Цель: заполнить пропуски в тексте, в котором некоторые слова заменены точками. Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные.

За каждое правильно вставленное слово ставится 2 балла.

  • 71-100% баллов от общего числа возможных-высокий уровень,
  • 36-70%-средний уровень,
  • 0-35%-низкий уровень.

В качестве обобщения учебных достижений ребенка в конце года у нас приготовлены оценочные листы. В нем отражаются уровни овладения ключевыми умениями по предмету. Здесь ребенок оценивает себя сам, оценивает родитель и учитель.

Итоговое оценивание на конец учебного года мы проведем с помощью итоговых проверочных работ по предметам и комплексной работы на межпредметной основе.

Еще одним средством предъявления собственных достижений ученика для их оценки является «Портфель достижений ученика» или «Портфолио». Он представляет собой подборку личных работ ученика, в которую могут входить творческие работы, доклады, сообщения, листы достижений и т.д.

Умелое использование «Портфеля достижений ученика» предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей работы.

Оценка должна быть проявлением чуткости и доброжелательности. Ведь незнание- это не порок, а стимул к познанию, поэтому важно стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, поддержку, создание ситуации успеха. Ведь младший школьник стремится учиться не только потому, что узнает новое, но и потому, что учитель тоже радуется его успехам и огорчается в случае неудачи.

Шаипова Регина Ряшидовна30.01.2015 29830 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar