РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Реализация компетентностного подхода при подготовке специалистов в системе среднего профессионального образования

Реализация компетентностного подхода при подготовке специалистов в системе среднего профессионального образования

Чернова Галина Ивановна
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Темниковский
сельскохозяйственный колледж»,
преподаватель, г. Темников

За последние годы рынок труда претерпел значительные изменения. Он представляет собой экономический механизм, диктующий образованию свои условия. Рассмотрим основные изменения, которые произошли за это время и попытаемся взглянуть на ситуацию, которая сейчас господствует на рынке труда, выделив основные события и факторы, их спровоцировавшие: капитализация, приход западных компаний и смена приоритетов у населения развитие информационных технологий и появление новых профессий и специализаций. Перекос в востребованных и невостребованных специальностях [1].

В нашем колледже готовятся востребованные на рынке труда специалисты следующих специальностей: «Землеустройство» и «Земельно-имущественные отношения».

С разработкой и внедрением новых образовательных стандартов в системе СПО возникла необходимость пересмотра: содержания дисциплин и рабочих программ, методов и технологий, применяемых для формирования различных профессиональных компетенций.

В зарубежной и отечественной литературе широко освещаются вопросы компетентностного подхода в образовании. Рассматриваются различия между понятиями «компетентность» и «компетенция», вводятся классификации различных видов компетенций, предлагаются методы формирования и оценки. Наиболее ярко эти вопросы освещены в работах авторов: Дж. Равен, Зимняя И.А., Байденко В.И., Хуторской А.В., Сухомлин В.А[4].

Компетентность – это синтез двух компонентов: обладание обучающимся определённым набором компетенций; сложившееся личностное качество человека, завершившего образование определённой ступени, в котором ярко выражена «способность результативно действовать, достигать результата – эффективно решать проблему [7] и мобильность специалиста на рынке труда.

Важным становится компетентностный подход к обучению и оценке молодых специалистов. Данный подход позволяет определить потенциал человека, направленность потенциала, наиболее выраженные компетенции и сферу их эффективного трудового приложения. Компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы. Применительно к образованию его можно рассматривать лишь как один из возможных подходов.

Д.Б. Эльконин представляет компетентность как радикальное средство изменения формы образования. Оптимальность данного подхода оправдывается тем, что студентов и выпускников трудно оценивать по профессиональному опыту работы (так как не у всех он есть), поэтому единственное, в чем может быть их реальная ценность - это сформированные компетенции. Именно потенциал и является наиболее интересным для современных работодателей [1] .

Компетентностный подход при подготовке молодого специалиста рассматривается как инструмент усиления социального диалога системы средне профессионального образования с миром труда, средством углубления их сотрудничества и взаимодействия. В системе подготовки специалистов выражена четкая ориентированность на потребности рынка труда. Выпускники образовательных учреждений должны владеть компетенциями, которые позволят им быть успешными в соответствующих профессиональных сферах деятельности.

Основной ценностью становится освоение обучающимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний.

В настоящее время Европейским сообществом в профессиональном образовании особое внимание уделяется пяти ключевым компетенциям: социальная, коммуникативная, информационная, специальная, когнитивная:

  • искать: опрашивать окружение; консультироваться у преподавателя (наставника); получать информацию;
  • думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой;
  • сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
  • приниматься за дело: включаться в работу; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовывать свою работу;
  • адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Компетентностный подход формирует исследовательскую компетентность в сфере будущей профессиональной деятельности, которая является одной из важнейших целей всех современных программ образования.

Исследовательская компетентность в классификации А.В. Хуторского рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая включает «элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии» [7]. Она также служит компонентом компетентности личного самосовершенствования, направленной на освоение способов интеллектуального и духовного саморазвития [3].
В Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения выделены две категории компетенций: общие компетенции и профессиональные компетенции, которые определяют базовые требования к знаниям, умениям, навыкам и содержанию учебных дисциплин, необходимым для их формирования.

Одной из особенностей образования в системе СПО является практикоориентированное пространство.
Для реализации практико-ориентированного подхода и формирования компетенций, указанных в ФГОС огромную роль играют учебные практики. Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, реализуется в рамках модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.

Преподаватели нашего учебного заведения разрабатывают и внедряют в процесс изучения профессиональных модулей и специальных дисциплин, занятия с использованием исследовательских методов в обучении. На основе анализа исследований обучающихся можно дифференцировать уровни способности к исследовательской деятельности [2].

Высокий уровень – обучающиеся, умеющие самостоятельно планировать деятельность, формулировать цель, осознающие и анализирующие информацию, умеющие выполнять эксперимент, представлять результаты эксперимента, осуществлять рефлексию, имеют знания о структуре проектной и исследовательской.

К среднему уровню относятся обучающиеся, способные анализировать, планировать, излагать и оформлять результаты исследования, однако, недостаточно владеют методологией исследования. Низкий уровень – в эту группу вошли обучающиеся, которые имеют поверхностные знания по изучаемым ПМ и дисциплинам.

Опыт исследовательской деятельности у них отсутствует, не воспринимают исследовательскую деятельность, как личностно значимую. На научных конференциях исполняют роль слушателей.

В ГБОУ РМ СПО «Темниковский сельскохозяйственный колледж» исследовательская деятельность обучающихся осуществляется через различные формы организации образовательного процесса: практические занятия при делении группы на подгруппы, внеклассные мероприятия, факультативные занятия, индивидуально-групповые занятия.

Знакомство будущих специалистов с условиями образовательных учреждений начинается с прохождения ими учебной практики, которая входит в состав профессиональных модулей «Осуществление кадастровых отношений», «Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства», «Осуществление контроля использования и охраны земельных ресурсов и окружающей среды», «Правовое регулирование земельно-имуществен-ных отношений». Каждый из перечисленных профессиональных модулей содержит планируемые результаты обучения (деятельность обучающегося), содержание обучения (критерии деятельности и оценки), формы и методы обучения.

По итогам освоения профессионального модуля и прохождения учебной или производственной практики на предприятии обучающийся должен овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками. Обучающиеся, в условиях реальной педагогической деятельности формируют адекватную оценку своих возможностей и осознают свою профессиональную пригодность.

Результатом освоения профессионального модуля является сдача экзамена, а по результатам практик студенты сдают квалификационный экзамен по освоенным профессиональным и общим компетенциям.

На этапе освоения компетенций у студентов могут возникнуть трудности, связанные с нехваткой знаний для выполнения предложенных работ, трудной социальной адаптацией в среде опытных специалистов. В этом случае, перед преподавателем, ведущим профессиональный модуль, стоит задача не только подготовить студента теоретически и практически по предложенным компетенциям, но и развить социально-ориентированную личность каждого обучающегося для полноценной реализации его потенциала.

В компетентностном подходе большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, которая включает выполнение домашних заданий с использованием рекомендованных источников по теме аудиторных занятий, а также подготовку сообщений и рефератов с использованием дополнительной литературы. Таким образом, студентам колледжа предполагается не только выполнение указаний, но и самостоятельный поиск наиболее эффективных способов обучения, который предполагает рост профессиональных компетенций.

Компетентностный подход предполагает изменение других компонентов образовательного процесса: содержание, педагогические технологии, средства контроля и оценки. В этом случае, важную роль играют активные методы обучения: общение, решение ситуационных задач, дискуссии, диспуты, выполнение курсовых и дипломных проектов по специальности.

Интерес студентов колледжа позволяет привлечь к актуальным вопросам профессиональной деятельности и развитие творческого мышления при внедрении практико-ориентированных форм обучения. Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода - создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию тех или иных компетенции.

Необходимо, более эффективно проводить итоговую аттестацию по профессиональному модулю после прохождения студентами учебной или производственной практики. Это позволит оценить знания и умения студентов, решающих конкретные технологические задачи в условиях реальной профессиональной деятельности.
Повысить качество обучения в среднем профессиональном образовании позволяет реализация компетентностного подхода в условиях тесной взаимосвязи работодателей, социальных партнеров, научно-методического содержания подготовки кадров и высокой мотивации студентов к высокому уровню своей профессиональной деятельности.

Выходя из среднего образовательного учреждения молодые люди, обладают следующими качествами: высокая степень самостоятельности, стремление к лидерству, мотивированность на самостоятельное достижение трудных познавательных и социальных целей, умение осуществлять личностный выбор, развиты навыки интерактивной коммуникации, гуманизм, способность к нравственному поступку, требовательность к себе, развитость гражданских чувств и другие.

Компетентностный подход в подготовке современного специалиста не дань моде придумывать новые слова и понятия, а объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Прежде всего, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. [5],[6].

За годы существования ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Темниковский сельскохозяйственный колледж», реализуя работы по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся позволила достичь Всероссийского уровня в различных конкурсах и конференциях, полноценно участвовать в научной жизни колледжа, города, региона и страны, повышать уровень ключевых, профессиональных и учебных, социальных компетенций.

Чернова Галина Ивановна10.02.2015 25900 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar