РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагоическая статья "Рейтинговая оценка достижений учащихся в рамках введения ФГОС по английскому языку"

Педагоическая статья "Рейтинговая оценка достижений учащихся в рамках введения ФГОС по английскому языку"

Автор: Винтаева Кристина Олеговна

Перед современной школой остро стоят вопросы мотивации обучения, объективности оценивания учащихся по английскому языку. Модернизация содержания школьного образования с введением ФГОС, современные педагогические технологии требуют использования новых подходов и технологий оценки качества знаний обучающихся.

Контролирование, оценивание знаний, умений - эти древние компоненты педагогической технологии являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Изменение образования в соответствии с введением ФГОС по иностранному языку должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.

Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами учащиеся постоянно видят результат своей работы. При отсутствии такого контроля в процессе усвоения учебного материала ученики не могут объективно судить о подлинном уровне своих знаний, слабо представляют свои недоработки.

Одним из направлений, способствующих решению данной задачи, выступает использование рейтинговой системы оценки успеваемости школьников по английскому языку.

Слово “рейтинг” происходит от английского “to rate” (оценивать) и “rating” (оценка, оценивание). Рейтинговая технология оценивания результатов обучения языку основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (домашнего задания, устных ответов на уроке, контрольных работ). Текущая рейтинговая оценка по предмету складывается из оценок всех без исключения видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на школьных конференциях.

Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы как средства успешного усвоения иностранного языка, очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность, как деятельности педагога, так и самих учащихся за счет целого ряда факторов.

  • Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме урока, а, следовательно, и к иностранному языку в целом.
  • Во-вторых, процесс обучения охватывает всех учащихся, их поведение при этом контролируется преподавателем и одноклассниками.
  • В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции.
  • В-четвертых, развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся.
  • В-пятых, учащиеся более свободно общаются на иностранном языке, не боясь получить отрицательную отметку. Оценка знаний в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет.

Основа рейтинговая системы — деятельностный подход к организации учебной работы учащихся. Для того чтобы объективно оценить знания учащегося по иностранному языку, необходимо сначала оценить то, как ученик читает по-английски, пишет, говорит, знает грамматику языка, а затем вывести средний балл. Но в течении урока не возможно каждого учащегося оценить по всем этим аспектам. Тут -то и приходит на помощь рейтинговая система оценки знаний учащихся.

Первый шаг работы по рейтинговой системе – это знакомство учеников с «правилами игры».

Этапы внедрения рейтинговой системы оценивания знаний учащихся:

  1. составление оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником;
  2. ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.
  3. изучение учебного материала по теме, занесение результатов в рейтинговый журнал;
  4. подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по классу;
  5. перевод суммы баллов в оценку в журнале и выставление в дневники.

В рейтинговую оценочную шкалу могут быть включены такие критерии, как посещение уроков, опоздание на урок, поведение на уроке, готовность к уроку, активность учащихся на уроке, полнота ответа, домашние работы, контрольные работы, наличие записей в тетради, своевременная сдача работы, отказ от ответа.

При этой системе оценивается любой ответ учащихся, даже самый незначительный, в течение всего урока. На последнем уроке все баллы, полученные в течение работы над темой, суммируются и выводится отметка по пятибалльной шкале. которая выставляется в журнал. Каждый ученик узнает свое место в рейтинге по данной теме. Задача учителя - прокомментировать успехи учащихся и указать на недостатки, повлиявшие на снижение рейтинга.

Рейтинг активизирует работу учащихся, исключает случайность в оценивании, учитывает индивидуальные возможности и дает четкое представление об уровне сформированности знаний.

Благодаря рейтингу, стирается противоречие между объемом вложенного труда и результатами, оценкой этого труда. Чем больше затраченных усилий, тем гарантированнее высокий результат, тем выше уровень удовлетворения от успешного выполнения поставленной перед учеником учебной задачи. Меняется уровень самооценки обучающегося, появляется стремление к достижению новых побед. А это прекрасный стимул к активному, осознанному, творческому труду.

Учителю рейтинговая система позволяет рационально планировать учебный процесс и стимулировать работу учащихся, иметь объективную картину усвоения материала, своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса, точно и объективно определять итоговую оценку по английскому языку с учетом текущей успеваемости, создать благоприятный психологический климат в структуре взаимодействия «учитель-ученик».

Винтаева Кристина Олеговна27.05.2015 15450 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar