РАЗРАБОТКИ

Другие модули


О формировании личностных УУД на уроках математики

О формировании личностных УУД на уроках математики

Автор: Вяденко Татьяна Александровна

С введение ФГОС второго поколения, актуальным становится вопрос формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся в процессе обучения.

Выделено четыре основных вида УУД: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные. Коммуникативные УУД, как и познавательные успешно формируются на любом уроке. Это новое название того, что и так было. С регулятивными УУД тоже не возникает особых сложностей.

Отдельно хочу выделить проблему формирования личностных УУД на уроке математики. Основная задача личностных УУД на уроке математике – формирование личностного самоопределения и смыслообразования.

Структура урока может выглядеть следующим образом.

Урок учитель начинает с «метода настройки на занятие». Суть метода заключается в том, чтобы учащиеся умели оценивать свое настроение и интерпретировать ощущения с помощью материальных предметов или речи (как устной, так и письменной). Приведу один из вариантов проведения «настройки» перед уроком по теме «Окружность». В классе тишина. Учащиеся закрывают глаза. Учитель медленно считает до пяти (до 10 было бы лучше, но наше время сильно ограничено), затем обращается к учащимся: «Не открывая глаза, представить окружность. Ее пересекает прямая. Еще одна прямая касается эту окружность. Соединяем общие точки окружности и каждой прямой. Видим получившуюся фигуру. Открываем глаза. Вы увидели треугольник?». Затем учащиеся заполняют листы со смайлами: улыбающийся, спокойный, грусный (учитывая особенности класса, количество смайлов можно увеличить или заменить их на солнышко, кроликов и т.п.). Задача – отметить тот, который отображает настроение учащегося в данный момент. Это задание помогает учащимся разобраться в своем настрое на урок, в готовности к восприятию нового материала. Если ученик выбирает улыбающийся смайл – значит он увидел все, что просил учитель и доволен своей работой. Нейтральный смайл не несет особой смысловой нагрузке – он лишь показывает, что настроение учащегося отлично от случаев улыбающегося и грустного смайла. Грустный смайл обычно выбираю учащиеся, которые не смогли представить всю картину. Причин этому может быть несколько: отвлекся и прослушал часть задания; не владеет достаточным уровнем теории; считает задание глупым; не выспался и т.д. Основная цель этого задания – показать учащимся, что результат занятия во многом зависит от начального настроя.

Аналогичная работа может проводиться и в конце урока при подведении итогов или обсуждении домашнего задания. Рефлексия относится к активным методам обучения, т.к. помогает подвести итоги урока и систематизировать полученную информацию. О методах рефлексии написано много. Здесь я выделю некоторые из них, которые дополнят «метод настройки на занятие». «Светофор» подойдет, если в начале урока применялись три вида смайлов. Суть та же: зеленый – все понял, хорошо работал; желтый – урок прошел не плохо, но были непонятные моменты, либо работал не достаточно активно; красные – ничего не понял, совсем не работал на уроке. Этот метод применяется уже публично, в отличии от начала урока, когда учащиеся видели только свой результат. На доску крепится большой светофор. Учащимся раздаются круги трех цветов. Они по очереди (или в мини группах – зависит от временных возможностей) подходят к светофору и крепят кружок нужного цвета. При необходимости учитель задает уточняющие вопросы, чтобы понять, почему выбран именно этот цвет. В случае, если в начале урока использовалось большее число смайлов чем три, в конце урока лучше использовать метод «ромашка». Суть такая же, как и у «светофора», только на лепестках написаны более узкие варианты. Варианты могут быть придуманы учителем или учащимися.

Кроме того, при формировании личностных УУД, ставится задача патриотического воспитания учащихся. На уроках математики для этой цели можно использовать исторические сведенья о российских и советских математиках и их вкладе в мировую науку. Делать акценты на современные достижения отечественных математиков. Важным моментом является и содержательная часть предмета. При формулировке заданий можно добавлять соответствующий текст. К примеру, при рассмотрении стохастической линии, считать не возможные варианты перестановок из трех, а уточнить, что берутся цвета российского флага. Или просчитать варианты состава российской сборной по хоккею на чемпионат мира (при соответствующих данных со стороны учителя).

Для формирования личностных УУД применяют следующие предметные действия: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; мысленное воспроизведение картины, ситуации; самооценка события; дневники достижений

В результате формирования личностных УУД получаем: уровень развития морального сознания; присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения; полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Вяденко Татьяна Александровна29.05.2015 20870 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar