РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Изменения в системе дополнительного образования в условиях введения ФГОС.

Изменения в системе дополнительного образования в условиях введения ФГОС.

Автор: Сазонова Елена Вячеславовна

Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения.

Впервые в документах федерального уровня уделяется столь значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков.

Теперь в задачи школы входит привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности – все это называется внеурочной деятельностью.

Между тем, представляется более целесообразным сохранить дополнительное образование в общеобразовательном учреждении (школьное дополнительное образование). Тогда гармонично соединились бы три равнозначные сферы: учебная, внеурочная деятельность и дополнительное образование. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы, проблемы интеграции основного и дополнительного образования.

В чем различие внеурочной деятельности и дополнительного образования? Можно ли ставить знак равенства между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей?

Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей имеют много общего, например, обе сферы ориентированы на развитие личности ребенка, направление деятельности (художественные, спортивные, досуговые и др.), формы организации (кружки, секции, клубы, факультативные и индивидуальные занятия, элективные курсы …), обе сферы связаны с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы.

Однако есть и существенные различия внеурочной деятельности и школьного дополнительного образования.
Внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, для достижения личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы (углубления и расширения знаний в определенных областях, должна расширять и дополнять предметы учебного плана). Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Дополнительное образование, во-первых, стимулирует школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным предметам на реализацию своих способностей на более высоком уровне; и, во-вторых – компенсирует отсутствие в общем образовании тех или иных учебных курсов, которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием, переплетается с ним и разъединять их нельзя.

Интеграция общего образования, внеурочной деятельности и дополнительного образования является одним из самых эффективных способов повышения качества образования и реализации новых требований.

Конечно, возникает вопрос: с чего начать? каким образом изменить систему дополнительного образования? Обратимся к опыту передовых школ.

Основной тезис – решение любой задачи должно быть комплексным.

1. Школой проведен мониторинг запросов участников образовательного процесса.

Например, в научно-познавательном направление определились следующие линии: физико-математическое, лингвистическое.

Я согласна с позицией министра образования Калининградской области Трусеневой Светланы Сергеевны: «надо смотреть в будущее и идти впереди времени», и поэтому такие кружки как «Робототехника» и «Техническое моделирование» вошли в школы г.Калининграда еще лет 5 назад. Так появилось техническо-информационное направление.

2. Школа не увеличивает часы в учебном плане по предметам, а разрабатывает систему дополнительного образования, внеурочной деятельности и межпредметные модули, которые дополняют, углубляют, расширяют основное образование.

Таким образом, базовые знания учащиеся получают на уроках. В качестве внеурочной деятельности им предлагаются проекты по предметам и социальные практики. А после уроков ребята имеют возможность выбрать дополнительно спецкурс (обязательно по какому-либо направлению). В одной из школ ребятам предлагается выбрать 16 курсов за год из 24. Например, вводятся спецкурсы по предмету с привлечением преподавателей ВУЗов или спецкурс «Зарубежная литература на ин.яз.» Ребята имеют возможность работать в оборудованной лаборатории. А также учителя-предметники разрабатывают дистанционные курсы.

Для поддержания интереса разрабатывается целый ряд мероприятий, где учащиеся могут себя проявить, показать от школьных конкурсов до городских проектов.

Все мероприятия прописываются в начале учебного года и закрепляются приказом, в том числе участие в олимпиадах всероссийского и международного уровня.

3. Во время каникул при школе создаются оздоровительные образовательно-познавательные лагеря по направлениям «Первоклашка», «Страна мастеров», «Полиглот», по учебным направлениям, организуютcz образовательный туризм, велоэкспидиции.

Вывод: таким образом, интеграция общего образования, внеурочной деятельности и дополнительного образования является одним из самых эффективных способов повышения качества образования и реализации новых требований. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы. Однако, чтобы реализовать все задуманное, мало одного только желания. Необходимы три составляющие: кадры, материально-техническая база и финансирование.

Сазонова Елена Вячеславовна01.06.2015 19300 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar